ВКК или комиссия для проведения экспертизы качества медицинской помощи?

В организациях здравоохранения негосударственной формы собственности при необходимости проведения экспертизы качества (далее — ЭК) и (или) оценки качества (далее — ОК) медицинской помощи возникает вопрос: какую комиссию создать? В чем проблематика данного вопроса и как поступать на практике, разберемся в статье.

Свентуховская Надежда

магистр юридических наук, врач акушер-гинеколог

852 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проблема создания ВКК в негосударственных организациях здравоохранения, особенно в микроорганизациях, стоит достаточно остро, т.к. для создания ВКК необходимо выполнить определенные требования.

Справочно: в соответствии с Инструкцией о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55, далее — Инструкция по ЭК) ЭК может проводить как ВКК, так и комиссия. 

Чтобы понять, какую комиссию создавать, руководителю важно помнить, что деятельность ВКК регулируется Инструкцией о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.12.2014 № 93, в ред. от 17.08.2022, далее — Инструкция № 93), а деятельность комиссий — Инструкцией по ЭК.

Требования при создании ВКК

Для того чтобы в организации здравоохранения функционировала ВКК, необходимо соблюсти ряд установленных требований, которые обязательны в т.ч. и для ВКК, которые осуществляют только ОК и ЭК:

1) каждый состав ВКК должен иметь печать со своим наименованием и наименованием организации здравоохранения, в которой он создан;

2) особые требования предъявляются к председателю ВКК.

Если ВКК осуществляет только ОК и ЭК, журнал регистрации решений ВКК не ведется.

Требования при создании комиссии

Что касается комиссии, то для ее создания каких-либо особых требований Инструкция по ЭК не устанавливает. Руководителю достаточно утвердить состав комиссии и порядок ее работы.

Как быть (рекомендации автора)

По мнению автора, когда в организации здравоохранения внедряется положение о проведении экспертизы качества медицинской помощи (далее — Положение), уместно именно там предусмотреть и обозначить основные требования к членам комиссии.

Эти требования будут зависеть от следующих моментов.

Как известно, есть перечень случаев, когда проведение ЭК обязательно.

Справочно: к случаям проведения ЭК относятся:
• летальные исходы;
• наличие заявлений и жалоб на качество медицинской помощи;
• осложнения, вызванные медицинским вмешательством;
• инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи;
• негативные последствия, возникшие при применении медицинских изделий.

Спрогнозировать возникновение данных случаев достаточно сложно. Поэтому имеет смысл создавать комиссию при возникновении конкретных случаев.


Пример

В Положении можно прописать: «При возникновении случаев, подлежащих экспертизе качества медицинской помощи, комиссия формируется и утверждается приказом руководителя организации здравоохранения в течение трех рабочих дней».



Так же сложно предугадать и перечень специалистов, квалификация которых позволит объективно и полно осуществить ЭК. Поэтому в Положении можно указать требования к субъектам, которые будут иметь право на проведение ЭК.


Пример

В положении можно отметить, что членами комиссии назначаются:

  • заместители руководителя организации здравоохранения, заведующие структурными подразделениями;
  • врачи-специалисты;
  • иные специалисты организации здравоохранения, имеющие соответствующую квалификацию для рассмотрения установленного случая проведения ЭК;
  • иные специалисты, привлеченные из сторонних организаций для анализа установленного случая проведения ЭК.

Обязательными требованиями к членам комиссии являются:

  • наличие соответствующей компетенции для проведения ЭК по установленному случаю;
  • отсутствие личной заинтересованности в установленном случае (специалист не является непосредственным участником установленного случая и (или) не имеет иной заинтересованности);
  • соблюдение требований к конфиденциальности полученной информации в процессе проведения ЭК, включая информацию, составляющую врачебную и коммерческую тайну, персональные данные и иную информацию, охраняемую законодательством.

Что говорит закон и в чем проблема

Несмотря на то, что Инструкцией по ЭК руководителю организации здравоохранения предоставлено право выбора — создавать ВКК или комиссию, у небольших негосударственных организаций здравоохранения возникает вопрос: нужна ли ВКК, если ЭК проводит комиссия?

Это важно
Согласно ч. 3 п. 15 Инструкции по ЭК в случае проведения ЭК комиссией, созданной организацией здравоохранения, заключение направляется ВКК, т.е. ВКК должна быть.

В пользу того, что ВКК для проведения ЭК и ОК должна быть в любой организации здравоохранения независимо от формы собственности, структуры и видов оказываемой медицинской помощи, говорит и то, что Инструкцией № 93 определены цели создания ВКК в организации здравоохранения, среди которых:

  • проведение ЭК;
  • проведение ОК.

Рекомендации для руководителя  
Если вы приняли решение о создании комиссии для проведения ЭК:
1) комиссию лучше создавать после возникновения конкретного случая;
2) состав комиссии лучше формировать из специалистов, квалификация которых позволяет максимально полно провести ЭК;
3) все требования к комиссии (формирование, состав, порядок работы и т.д.) необходимо прописать в Положении.

852 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Минтруда и соцзащиты разъяснило изменения Трудового кодекса

С 1 января 2024 г. некоторые внесенные изменения в Трудовой кодекс вступили в силу. Минтруда и соцзащиты разъяснило моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 164
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок