Закупки за счет собственных средств: практические ситуации и пути их решения

В организациях здравоохранения осуществляются не только государственные закупки, некоторую часть составляют закупки за счет собственных средств. Несмотря на правовое урегулирование их проведения, на практике могут возникать различные ситуации, требующие детального рассмотрения. Именно о них пойдет речь в настоящей статье.

Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент, медиатор

847 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В деятельности организаций здравоохранения могут возникать разные ситуации, при которых необходимо обращаться к нормативным правовым актам, регулирующим осуществление закупок за счет собственных средств. Рассмотрим несколько таких практических ситуаций и вопросов.

Приобретение служебного автомобиля

Предположим, организации здравоохранения необходимо приобрести служебный легковой автомобиль, страна происхождения которого — Российская Федерация. Возникает вопрос: распространяется ли на приобретение легкового автомобиля подп. 2.19 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (в ред. от 17.08.2021, далее — постановление № 229)?

Законодательством предусмотрено, что республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления № 229).

Важно
В данном случае применяется подп. 2.19 п. 2 постановления № 229, действие которого распространяется на все закупки, проводимые указанными субъектами за счет собственных средств по процедурам, осуществляемым в соответствии с постановлением № 229, а также приложением 1 к постановлению № 229.

Подпункт 2.19 п. 2 постановления № 229 касается только тех товаров, которые указаны в приложении 32 к постановлению № 229.

Справочно: из класса 29.10 «Автомобили» общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83) только товары из категории 29.10.3 «Автомобили (автобусы) для перевозки не менее 10 человек» входят в приложение 32 к постановлению № 229. Для иных товаров класса 29.10 ОКРБ 007-2012 условие о минимальной доле закупок белорусских товаров соблюдать не требуется.

Уклонение от заключения договора

Не исключено, что после проведения конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229 участник-­победитель может уклониться от заключения договора на закупку. В таком случае нужно понять, является ли обязательным для участника, занявшего второе место, заключение такого договора и должна ли организация здравоохранения определить его участником-­победителем?

С 23 июля 2021 г. ч. 4 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 установлено, что в случае, если участник-­победитель уклонился от заключения договора, участником-­победителем может быть признан участник, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), или участник, сделавший предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона.

Руководителю на заметку
Установлено право организации определить участником-­победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), при уклонении от заключения договора на закупку участника-­победителя.

Таким образом, как таковой обязанности признания победителем участника под вторым порядковым номером не существует. Это право, которое может быть реализовано (или не реализовано) по решению самой организации здравоохранения.

Что касается участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), или участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона, то за ним право выбора — заключать договор или нет — не закреплено.

Справочно: если такой участник будет признан участником-­победителем, то данный статус предполагает все вытекающие из него обязанности, включая обязанность заключить договор на закупку.

Кроме того, в силу абз. 2 ч. 3 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229 юридические и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-­победителями, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки, подлежат включению в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, на один год.

Таким образом, если участник, которому присвоен порядковый номер 2 (второе место), или участник, сделавший предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона, будет признан участником-­победителем и уклонится от заключения договора на закупку, то он будет включен в указанный реестр, если при этом будут выполняться условия, предусмотренные подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (утв. постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33, в ред. от 08.06.2018).

Дата заключения договора

В организации здравоохранения может возникнуть вопрос, что следует считать датой заключения договора для целей размещения сообщения о результате процедуры? Для примера можно взять практическую ситуацию проведения конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229.

Подпунктом 2.10 п. 2 постановления № 229 предусмотрена обязанность размещения сообщения о результате конкурентной процедуры закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 рабочих дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки.

Важно
Такое сообщение должно содержать помимо прочего дату заключения договора на закупку.

Для определения даты следует руководствоваться ГК, а именно ст. 403. Так, по общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Справочно: такой акцепт по результатам проведения процедуры закупки выражается в акцепте договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем), признанным участником-­победителем, направленного ему организацией, проводящей процедуру закупки.

Следовательно, если договор заключается в письменной форме путем составления одного текстового документа, подписанного сторонами (ст. 404 ГК), то момент его подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будетмоментом его заключения, с которого наступают правовые последствия.

Обращение участника

Нельзя исключать ситуацию, когда один из участников процедуры закупки обращается к вам с указанием на неверный выбор победителя. Например, вами проведена процедура закупки за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229, победитель выбран, однако по истечении 7 рабочих дней после выбора победителя к вам обратился один из участников и указал на то, что победитель выбран неверно, поскольку он предоставил товар, не соответствующий вашим требованиям. Каковы ваши действия?

Постановление № 229 регламентирует проведение конкурентных процедур закупок в т. ч. с точки зрения срока для заключения договора на закупку.

Так, согласно ч. 3 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 договор на закупку может быть заключен не ранее чем через пятьрабочих дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ на день принятия решения о выборе победителя, — трех рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.

Руководителю на заметку
По истечении указанного срока договор на закупку может быть заключен.

Тем самым установлен срок для обращения к организации для урегулирования спора, а сама организация в этот период не вправе заключать договор на закупку.

Что касается действий организации здравоохранения в рассматриваемом случае, то в отсутствие в постановлении № 229 порядка урегулирования спора и принимая во внимание, что постановление № 229 не является законодательным актом, на соответствующие отношения распространяется действие Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (в ред. от 23.07.2020).

Соответственно, на такое обращение, даже если оно направлено с пропуском срока, указанного в ч. 3 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229, должен быть дан ответ.

Нужно учесть и то, что если по результатам рассмотрения обращения будут установлены нарушения, допущенные организацией здравоохранения при проведении процедуры, и неправильный выбор контрагента, то от организации потребуется их устранение, в т. ч. в виде расторжения договора, если он был к этому времени заключен.

847 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок