Какие вопросы урегулированы постановлением № 208?
1. Устанавливается на всей территории Республики Беларусь ограничительное мероприятие — самоизоляция.
2. Дается определение понятию «самоизоляция». Это система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами — носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний.
3. Дается определение понятию «респираторные симптомы». Это — кашель, боль в горле, одышка, повышение температуры тела.
4. Приводится перечень лиц, которые подлежат самоизоляции. К ним относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые:
- имеют инфекцию COVID-19;
- относятся к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19. Данные лица подлежит самоизоляции в течение 14 календарных дней с даты последнего контакта;
- относятся к контактам второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов. Данные лица подлежит самоизоляции на период наличия респираторных симптомов.
Критерии отнесения граждан к лицам, имеющим указанные контакты первого и второго уровня, поручено установить Министерству здравоохранения.
Факт наличия у гражданина контакта и его уровень должны быть подтверждены должностными лицами органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, государственных органов, осуществляющих управление деятельностью в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанные сроки пребывания граждан в самоизоляции могут быть продлены по решению организации здравоохранения, осуществляющей медицинское наблюдение за гражданином;
5. Вводится форма требования о соблюдении правил поведения в самоизоляции, которое должно вручаться подлежащему самоизоляции лицу. Порядок вручения указанного требования поручено определить Министерству здравоохранения.
6. Урегулирован вопрос о выдаче лицам, подлежащим самоизоляции, листков нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдается:
- лицам, подлежащим самоизоляции, за исключением прибывших лиц, если на указанных лиц распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование;
- на период пребывания указанных лиц в самоизоляции (может быть продлен по решению организации здравоохранения, осуществляющей медицинское наблюдение за гражданином).
7. Определен размер пособий по временной нетрудоспособности при нарушении лицом требования о самоизоляции. В таком случае указанное пособие назначается в размере 50 % от пособия, исчисленного в соответствии с законодательством.
8. Определены обязанности лиц, находящихся в самоизоляции.
Указанные лица обязаны:
- не покидать места проживания (пребывания), в т.ч. не посещать места работы (учебы), объекты торговли и общественного питания, спортивные, выставочные и концертные залы, кинотеатры, вокзалы и другие места массового пребывания людей, за исключением следующих случаев крайней необходимости:
– посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров;
– вынос бытовых отходов в ближайшее место сбора отходов;
- при выходе из жилого помещения в случаях крайней необходимости использовать маску, не допускать контактов с другими лицами;
- уведомить нанимателя о причине отсутствия на работе;
- исключать пользование услугами, предполагающими контакты с другими лицами, кроме случаев, когда такие услуги требуются для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- в случае ухудшения состояния здоровья (повышение температуры тела до 37 °C и выше, появление кашля, одышки) обратиться в скорую медицинскую помощь по телефону 103 или отправив SMS-сообщение, сообщив при этом о нахождении в самоизоляции.
9. Установлено, что нарушение требований о самоизоляции, которые определены постановлением № 208, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
На текущий момент оснований для привлечения к административной или уголовной ответственности за нарушение режима самоизоляции в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь нами не выявлено. В тоже время, 08.04.2020 министр здравоохранения Владимир Караник сообщил, что вопрос о введении административной ответственности за нарушение условий самоизоляции в настоящее время прорабатывается.
10. Дано поручение Министерству здравоохранения в трехдневный срок принять меры по реализации постановлением № 208. То есть определить:
- критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня;
- порядок вручения требования о соблюдении правил поведения в самоизоляции лицу, подлежащему самоизоляции.
Новость подготовлена редакцией журнала с применением извлечений из текстов нормативных правовых актов, размещенных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Обстоятельства, заслуживающие внимание
Об основаниях установления режима самоизоляции для прибывших из-за границы лиц
Первым нормативным правовым актом, устанавливающим режим самоизоляции, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее — постановление № 171), вступившее в силу с 28.03.2020.
В ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 171 определено, что лица, прибывшие в Республику Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19 (далее — прибывшие лица), в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь:
- должны находиться в самоизоляции в домашних условиях;
- не подлежат последующему пропуску через Государственную границу Республики Беларусь (до истечения срока самоизоляции).
Минздраву поручено определить правила поведения прибывших лиц, находящихся в самоизоляции и форму анкеты для прибывших лиц, которые и были определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.03.2020 г. № 24 (вступило в силу с 05.04.2020);
Подробнее о правилах самоизоляции прибывших лиц читайте в этой новости.
То есть для прибывших лиц установлены ограничения в передвижении.
Справочно: согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно».
В преамбуле постановления № 171 указано, что оно принято, в частности в целях снижения риска распространения в Республике Беларусь инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, на основании ст. 7 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санэпидблагополучии).
В указанной статье Закона перечислены полномочия Правительства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако, в ней отсутствуют полномочия, связанные с введением ограничительных мер. Но имеется отсылочная норма, согласно которой Правительство «осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь».
Единственное положение Конституции Республики Беларусь, которое можно было бы подвести под установленный постановлением № 171 режим самоизоляции (и то достаточно условно) — это положение абз. 6 ст. 107 Конституции о том, что Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности.
В то же время согласно ст. 23 Конституции «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом,в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения,прав и свобод других лиц». То есть, необходимо найти Закон, которым определены случаи ограничения прав и свобод человека, в первую очередь в интересах защиты здоровья населения.
В ч. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее — Закон о здравоохранении), также как в Законе о санэпидблагополучии, перечислено небольшое количество обобщенно сформулированных полномочий Правительства с аналогичной отсылочной нормой. Оснований для установления Правительством ограничительных мер на основании данного закона нет.
В ст. 7 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (далее — Закон о предупреждении заболеваний) полномочия Правительства в области предупреждения распространения социально опасных заболеваний также сформулированы не конкретно: «…обеспечивает проведение государственной политики в области предупреждения распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь».
Справочно: социально опасное заболевание — заболевание, распространение которого создает угрозу личной, общественной и национальной безопасности (в т.ч. влечет значительное ухудшение здоровья нации, вызывает необходимость применения комплекса эффективных мер в целях предупреждения его распространения) и которое включено в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь (абз. 12 ст. 1 Закон о предупреждении заболеваний).
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.02.2020 № 9 (вступило в силу с 07.03.2020) указанный перечень дополнен позицией «7. Инфекция, вызванная коронавирусом COVID-19».
Из законов, которые предусматривают введение ограничительных мероприятий, ограничение прав и свобод граждан — Закон Республики Беларусь от 24.06.2002 № 117-З «О чрезвычайном положении» (далее — Закон о ЧП) и Закон о санэпидблагополучии.
На Законе о ЧП подробно останавливаться не будем, т.к. чрезвычайное положение вводится Указом Президента Республики Беларусь, а оснований для введения такого положения, на наш взгляд, в настоящее время нет.
Больший интерес представляет рассмотрение ограничительных мер, предусмотренных Законом о санэпидблагополучии, тем более что постановление № 208 ссылается на нормы данного Закона как на основание установления самоизоляции как ограничительной меры.
О самоизоляции как ограничительной мере
В преамбуле постановления № 208 указано, что оно принято на основании ч. 5 ст. 23 Закона о санэпидблагополучии, в частности в целях снижения риска распространения в Республике Беларусь инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о санэпидблагополучии ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) на всей территории Республики Беларусь решением Совета Министров Республики Беларусь по представлению заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача.
Если в Правительство направлено указанное представление, оно принимает соответствующее решение. То есть, в данном случае конкретно обозначены основания для введения ограничительных мероприятий Правительством.
Однако есть еще ч. 6 ст. 23 Закона о санэпидблагополучии, в которой указано, что перечень ограничительных мероприятий и порядок их проведения определяются Министерством здравоохранения.
Указанные «перечень» и «порядок» определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (далее — постановление № 108) и утвержденной им Инструкцией о порядке проведения ограничительных мероприятий (далее — Инструкция).
Согласно приложению к постановлению № 108 предусмотрено два ограничительных мероприятия:
Карантин — система административных и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения среди населения инфекционных заболеваний, имеющих способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах, локализацию и ликвидацию очагов таких заболеваний на отдельной административно-территориальной единице Республики Беларусь.
Обсервация — система мероприятий, предусматривающая изоляцию группы здоровых лиц, прибывших на территорию или убывающих с территории, на которой введен карантин, и которые могли иметь контакт с лицами, больными инфекционными заболеваниями, имеющими способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах, а также лицами — носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, для проведения наблюдения, контроля и при необходимости лечения с целью предупреждения их распространения как внутри территории, на которой введены ограничительные мероприятия (далее — карантинизируемая территория), так и за ее пределами (п. 2 Инструкции).
Ограничительные мероприятия вводятся при выявлении среди населения случаев заболеваний, в частности тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС), человеческим гриппом, вызванным новым подтипом вируса, а также другими высококонтагиозными инфекционными заболеваниями, имеющими способность быстро распространяться в пределах административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
То есть ситуация, связанная с распространением на территории Беларуси COVID-19 подпадает под эти случаи.
Согласно п. 12 Инструкции при введении ограничительных мероприятий в т.ч. осуществляются:
- проведение мероприятий по обсервации лиц, прибывших на карантинизируемую территорию или убывающих с нее;
- ограничение общения между отдельными группами населения;
- раннее выявление лиц, больных заболеваниями, их изоляция и госпитализация в государственные организации здравоохранения;
- установление санитарно-противоэпидемического режима для населения, организаций здравоохранения, городского транспорта, торговой сети и организаций общественного питания и других объектов в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки;
- контроль за соблюдением ограничительных мероприятий;
- проведение информационно-образовательной работы с населением и др.
Координацию деятельности организаций и физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, по предотвращению заноса, возникновения и распространения на территории Республики Беларусь заболеваний, локализации и ликвидации очагов таких заболеваний осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям (п. 9 Инструкции).
Таким образом:
- введение самоизоляции как ограничительной меры законодательством не предусмотрено;
- на территории Беларуси должен быть введен карантин, а в отношении прибывших лиц — обсервация.
От редакции
C 12.04.2020 вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.04.2020 № 32, которым внесены изменения и дополнения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (далее — постановление № 108) и утвержденную этим постановлением Инструкцию о порядке проведения ограничительных мероприятий.
С обзором изменений можно ознакомиться здесь.
Обсервация лиц, прибывших на карантинизируемую территорию или убывающих с нее и которые могли иметь контакт с лицами, больными заболеваниями, а также лицами — носителями возбудителей заболеваний, осуществляется в обсерваторах и предусматривает медицинское наблюдение в течение срока, равного максимальному инкубационному периоду, характерному для заболевания, с ежедневным опросом, медицинским осмотром, термометрией, а также при необходимости проведением лабораторных исследований, профилактических прививок и других санитарно-противоэпидемических мероприятий (п. 13 Инструкции).
Однако, данное правовое регулирование, очевидно, не способно адекватно урегулировать сложившуюся ситуацию с распространением COVID-19, поэтому и была введена ограничительная мера, оснований для введения которой действующим законодательством не предусмотрено.
Исходя из этого, после того как Беларусь вместе с другими странами получит опыт преодоления эпидемии COVID-19, необходимо будет системно пересмотреть национальное законодательство и привести его в соответствие с актуальными вызовами, чтобы оно служило опорой для адекватных, своевременных, эффективных действий всех субъектов системы обеспечения эпидемиологической безопасности, основанного на законе ограничения прав и свобод граждан, а не демонстрировало свою несостоятельность.
Об ответственности за нарушение требований о самоизоляции
09.04.2020 на некоторых белорусских интернет-ресурсах появились новости о введении Правительством режима самоизоляции, в которых со ссылкой на источник из прокуратуры приводится информация об ответственности при нарушении требований самоизоляции по ст. 16.8 КоАП за нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
Санитарные нормы и правила — технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (ст. 1 Закона о санэпидблагополучии).
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» различает нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты. Постановление № 171 и постановление № 208 не являются техническими нормативными правовыми актами.
Гигиенический норматив — технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека (ст. 1 Закона о санэпидблагополучии).
Очевидно, что и в данном случае указанные постановления Правительства не относятся к гигиеническим нормативам.
Таким образом, оснований для привлечения лица к административной ответственности за нарушение требований о самоизоляции нет.
В то же время в форме требования о соблюдении правил поведения в самоизоляции (приложение 1 к постановлению № 208) есть такой текст: «Мне разъяснено, что неповиновение настоящему требованию, невыполнение иных санитарно-эпидемиологических требований влечет привлечение к административной (штраф до 50 базовых величин или административный арест) либо уголовной (вплоть до лишения свободы) ответственности.
Можно предположить, что поскольку административной ответственности за нарушение требований о самоизоляции законодательством не предусмотрено, такой документ как требование введен для того, чтобы при не соблюдении такого требования нарушителя можно было привлечь к административной ответственности по ст. 23.4 КоАП за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий. примечательно, что данной статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.
В любом случае, как мы упоминали выше, по словам министра здравоохранения Владимира Караника вопрос о введении административной ответственности за нарушение условий самоизоляции в настоящее время прорабатывается.
Анализ законодательства подготовил Николай Ситнев, юрист