Обзор изменений, внесенных в КоАП и ПИКоАП

С 1 марта 2021 г. вступают в силу новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Рассмотрим изменения, которые важно знать руководителям организаций здравоохранения, санаториев, их должностным лицам и другим работникам.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 1 марта 2021 г. вступают в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — новый КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — новый ПИКоАП), вводимые в действие Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З «О введении в действие кодексов» (далее — Закон о введении в действие кодексов).

В связи с этим будут признаны утратившими силу:

Основные изменения в КоАП 

Согласно новому КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1. КоАП).

При этом административная ответственность физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления.

В соответствии с КоАП 2003 г. административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными данным кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Введено понятие «попытки совершения административного правонарушения», под которой понимается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП.

В новом КоАП проведена ревизия составов административных правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает с 14 до 16 лет в сторону их сокращения (ст. 4.2. КоАП).

Категории административного правонарушения

В зависимости от характера и степени общественной вредности в новом КоАП административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения (ч. 1 ст. 2.2 нового КоАП).

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в базовых величинах (далее — БВ) (ч. 2 ст. 2.2 нового КоАП). Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены в таблице 1.

Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф (ч. 3 ст. 2.2 нового КоАП). При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф также может исчисляться в БВ.

Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность (ч. 4 ст. 2.2 нового КоАП).

Новые подходы к административной ответственности ИП и юрлиц

Сформулированы новые подходы к вопросам привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При этом привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

Специальное условие привлечения к административной ответственности юридического лица установлено ч. 3 ст. 4.6. нового КоАП.

Индивидуальный предприниматель несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, с учетом вышеуказанного специального условия.

Административная ответственность юрлица 

1. Принцип дополнительной ответственности прямо закреплен в новом КоАП. Юридическое лицо будет отвечать, когда ответственности виновного работника недостаточно ввиду значительности причиненного вреда. КоАП установлены основания и условия административной ответственности юридического лица. Только при их наличии организацию здравоохранения, санаторий привлекут к ответственности наряду с работником.

2. Уменьшится количество составов правонарушений с ответственностью юридического лица.

Юридическое лицо несет административную ответственность, только если оно прямо указано в санкции.

По новому КоАП юридическое лицо не будет отвечать, например, за:

  • невыплату заработной платы в срок;
  • неуплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В этих случаях нести ответственность будет только виновный работник.

3. Срок наложения взысканий на юридическое лицо составит три года.

Юридическое лицо смогут привлечь к административной ответственности в течение трех лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения. Это будет единый срок для всех юридических лиц.

4. К юридическому лицу будут применять предупреждение.

Согласно новому КоАП предупреждение больше не будет считаться административным взысканием. Оно будет применяться как профилактическая мера в том числе и к организациям.

За первый проступок организацию будут письменно предупреждать.

Справочно: проступком будет считаться нарушение, за которое грозит штраф не больше 50 базовых величин. 

За значительное правонарушение организацию тоже могут предупредить с учетом конкретных обстоятельств и если она в течение года до этого не совершила такое же нарушение.

Справочно: значительным будет правонарушение, за которое грозит конфискация, штраф свыше 50 базовых величин либо штраф в процентах от стоимости предмета правонарушения, дохода и т.п. или кратный этим величинам.

5. Дифференцированы размеры штрафов, налагаемых на юридическое лицо.

Новый КоАП снизит минимальный размер штрафа для юридических лиц с 10 до 5 базовых величин. При этом за нарушение порядка налогообложения штраф может быть еще меньше - он снижен с 0,5 до 0,1 базовой величины.

Срок, по истечении которого физлицо или юрлицо считается не подвергавшимся административному взысканию

В рамках либерализации административно-деликтного законодательства изменены подходы в части сроков, в течение которых лицо считается не подвергнутым административному взысканию (ст. 4.9. нового КоАП).

В КоАП 2003 г. указанный срок составлял один год со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий, если физическое или юридическое лицо не совершит нового административного правонарушения (ст. 2.8. КоАП 2003 г.).

Институт профилактических мер воздействия

Одной из важнейших новелл нового КоАП является закрепление института «профилактических мер воздействия» (гл. 5) и установление порядка их применения.

Так, к лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:

  • устное замечание;
  • предупреждение;
  • меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).

Профилактические меры воздействия применяются в случаях, предусмотренных КоАП, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

Устное замечание заключается в разъяснении физическому лицу противоправного деяния.

Меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, предусмотренных гл. 9 нового КоАП.

Новая система административных взысканий

В новой редакции КоАП проведена ревизия системы административных взысканий за совершение административных правонарушений.

С 01.03.2021 система административных взысканий в отношении физических и юридических лиц будет представлена следующим образом:

За совершение административных правонарушений в отношении физических лиц будут применяться следующие виды административных взысканий:

  • штраф;
  • общественные работы;
  • административный арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • депортация;
  • конфискация;
  • взыскание стоимости;
  • запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц будут применяться следующие виды административных взысканий:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • конфискация;
  • взыскание стоимости.

Из числа административных взысканий исключены предупреждение, лишение специального права и исправительные работы (ч. 1 ст. 6.2 нового КоАП). Предупреждение не является административным взысканием.

В качестве нового вида административного взыскания за совершение административных правонарушений введены общественные работы, которые заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч.

Основные изменения в ПИКоАП

Изменения в ПИКоАП не носят значительного характера, по сравнению с изменениями в КоАП.

К числу наиболее важных новелл ПИКоАП можно отнести оптимизацию подведомственности дел об административных правонарушениях органам, ведущим административный процесс, что позволит исключить дублирование их функций (гл. 3 ПИКоАП).

Ускоренный порядок ведения административного процесса

В новом ПИКоАП обеспечено закрепление процедуры ускоренного административного процесса. В частности, предусматривается, что большинство административных правонарушений, относящихся к категориям административных проступков (ч. 2 ст. 2.2 нового КоАП) и значительных административных правонарушений (ч. 3 ст. 2.2 нового КоАП), с согласия правонарушителя будут разрешаться в ускоренном порядке.

С этой целью в новый ПИКоАП включена специальная глава (гл. 10). В ней содержится пять самостоятельных статей (ст. 10.1–10.5 нового ПИКоАП). Положениями этой главы регулируются процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также порядок наложения взысканий при фиксации правонарушений спецтехсредствами (фото-, кино- и видеокамерами) и в ходе судебного разбирательства. Установлен упрощенный порядок разбирательства на месте совершения правонарушения при признании физическим лицом своей вины.

Урегулированы вопросы применения информационных технологий при ведении административного процесса

В новом ПИКоАП с целью сокращения излишнего документооборота урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса. В соответствии со ст. 11.6. ПИКоАП вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть осуществлен помимо общего порядка посредством электронной или другой связи, в т.ч. с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

В стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в новом ПИКоАП предусмотрено фиксирование хода судебного заседания, определен порядок такого фиксирования и его процессуального оформления (ст. 12.9 ПИКоАП).

Основания для проведения закрытого рассмотрения дела 

В новом ПИКоАП расширен перечень оснований для проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении, дополнением их интересами обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников, в связи с которыми судом может проводиться закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении (ч. 3 ст. 2.14 нового ПИКоАП).

Меры по обеспечению административного процесса

Новеллой ПИКоАП является расширение перечня мер обеспечения административного процесса, в частности, дополнение их следующими мерами:

  • временное ограничение права лица, в отношении которого ведется административный процесс, на выезд из Республики Беларусь;
  • временное ограничение права лица, в отношении которого ведется административный процесс, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 кВт (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо лицу в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода (п.10, 11 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП).

Применение указанных мер относится к исключительной компетенции судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Из новшеств также следует отметить, что:

  • в исполнительной части ПИКоАП дифференцированы сроки давности исполнения постановления о наложении административного взыскания (ст. 14.5 нового ПИКоАП);
  • при исполнении постановления о наложении штрафа уточнены порядок и сроки его исполнения (ст. 17.2, 17.3 нового ПИКоАП);
  • с введением нового вида административного взыскания — общественные работы новый ПИКоАП устанавливает порядок их исполнения (гл. 22 ПИКоАП).

Заключение

1. Согласно Закону о введении в действие кодексов с 1 марта 2021 г.:

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с новым КоАП, другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные ст. 7.6 КоАП;
  • не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.

2. Подлежат пересмотру вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий, если нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.

3. Новыми кодексами изменена процессуальная компетенция госорганов (госорганизаций), должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять подготовку дел к рассмотрению, а также рассматривать указанные дела. В связи с этим указанным Законом предусмотрено, что не рассмотренные до 1 марта 2021 г. дела об административных правонарушениях должны быть переданы по компетенции.

1304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1214
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок