Современная медицина становится очень требовательной к уровню профессиональных компетенций врача любой специальности, что обусловило внедрение в высшее медицинское образование новых методик преподавания по закреплению практических навыков, связанных с использованием симуляционных технологий. Манекен-симулятор позволяет имитировать множество клинических патологических состояний, которые в зависимости от действий студента, а также при участии преподавателя-инструктора могут изменяться в режиме реального времени, максимально имитируя реальную клиническую ситуацию, но без риска причинения вреда пациенту.
На протяжении многих лет я являюсь основным преподавателем-инструктором учебных занятий в лаборатории практического обучения на кафедре кардиологии и внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета по темам «Базовая сердечно-легочная реанимация», «Расширенная сердечно-легочная реанимация», «Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости» в академических группах 6-го курса лечебного факультета и медицинского факультета иностранных учащихся, которые обучаются по специальности «лечебное дело».
В 2020 году согласно распоряжению Главы белорусского государства «О предоставлении грантов Президента Республики Беларусь на 2020 год» я удостоился чести получить грант в области образования. В результате выполнения задания по гранту изданы и внедрены в учебный процесс кафедры кардиологии и внутренних болезней, 1-й кафедры внутренних болезней следующие материалы:
- учебно-методическое пособие «Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости. Сердечно-легочная реанимация. Симуляционная подготовка для студентов 6 курса: учебно-методическое пособие» (http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/31868);
- учебно-методическое пособие «Использование симуляционной технологии в неотложной медицине: сердечно-легочная реанимация = Medical simulation in emergency medicine: CPR training» (http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/31869).
В сравнении с основной рекомендуемой литературой учебно-методическое пособие «Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости. Сердечно-легочная реанимация. Симуляционная подготовка для студентов 6 курса» содержит клинические сценарии, которые являются уникальными с позиции информационного обеспечения и формы подачи алгоритма действий с учетом новейших рекомендаций по клинической медицине.
Учебно-методическое пособие «Использование симуляционной технологии в неотложной медицине: сердечно-легочная реанимация = Medical simulation in emergency medicine: CPR training» отличается наличием подробного описания последовательности действий при выявлении критического состояния пациента, алгоритма проведения базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации с рекомендациями по повышению эффективности реанимационных мероприятий в соответствии с международными рекомендациями за 2020 год. Оно также содержит иллюстрации наиболее значимых манипуляций.
Мы планируем продолжить внедрение полученных результатов в учебный процесс в других медицинских учреждениях высшего образования (Гомельский, Гродненский государственные медицинские университеты).
Дмитрий Герасимёнок, доцент кафедры кардиологии и внутренних болезней учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.
Источник: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»
по теме