Наряду с качественным оказанием медицинской помощи пациентам к важным профессиональным обязанностям медицинских работников относится уважительное и гуманное отношение к пациентам (донорам), соблюдение их прав. Данная обязанность является не только этической, но и имеет правовое закрепление в ст. 51 Закона о здравоохранении*.
* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
За неисполнение указанной обязанности медицинский работник организации здравоохранения может быть привлечен к установленной законодательством ответственности, как правило, дисциплинарной. Кроме того, некорректное поведение медицинского работника в отношении пациента (донора) может рассматриваться на заседаниях комиссии организации здравоохранения по вопросам медицинской этики и деонтологии, созданной в соответствии с постановлением № 205*.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.11.2008 № 205 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии» (по тексту — постановление № 205)
Перед медицинскими работниками нередко встает вопрос, как правильно вести себя в случае возникновения конфликтной ситуации и проявления агрессии со стороны пациента (донора)? Как не позволить спровоцировать себя на конфликт и достойно выйти из сложившейся ситуации?
Важно помнить, что при общении с конфликтным и (или) агрессивным пациентом (донором) медицинскому работнику необходимо вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно. Недопустимы угрозы, грубость, насмешки и фамильярность по отношению не только к пациенту (донору), но и его родственникам. Подобное поведение персонала может спровоцировать или усилить агрессивную реакцию пациента (донора).
Беседа должна вестись в присутствии еще одного сотрудника организации здравоохранения. Данная мера предосторожности рекомендуется во избежание как нападения пациента (донора) на персонал, так и возможного обвинения работников организации здравоохранения в агрессивных действиях или сексуальных домогательствах по отношению к пациенту (донору).
При беседе с возбужденным пациентом (особенно с параноидным бредом) не следует делать в его присутствии какие-либо записи.
Для успешного построения беседы с подобной категорией пациентов (доноров) можно воспользоваться приведенным ниже примерным алгоритмом.