Агрессия пациента: что делать

Одной из важных задач, стоящих перед главной (старшей) медицинской сестрой, является своевременное предотвращение конфликтов между пациентами и подчиненными работниками, а также их урегулирование. В настоящей статье мы рассмотрим примерный алгоритм действий медицинского персонала при агрессивном поведении пациента (донора).

Фищенко Татьяна

Главная медицинская сестра УЗ «Бобруйская зональная станция переливания крови»

1345 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Наряду с качественным оказанием медицинской помощи пациентам к важным профессиональным обязанностям медицинских работников относится уважительное и гуманное отношение к пациентам (донорам), соблюдение их прав. Данная обязанность является не только этической, но и имеет правовое закрепление в ст. 51 Закона о здравоохранении*.

* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)

За неисполнение указанной обязанности медицинский работник организации здравоохранения может быть привлечен к установленной законодательством ответственности, как правило, дисциплинарной. Кроме того, некорректное поведение медицинского работника в отношении пациента (донора) может рассматриваться на заседаниях комиссии организации здравоохранения по вопросам медицинской этики и деонтологии, созданной в соответствии с постановлением № 205*.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.11.2008 № 205 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии» (по тексту — постановление № 205)

Перед медицинскими работниками нередко встает вопрос, как правильно вести себя в случае возникновения конфликтной ситуации и проявления агрессии со стороны пациента (донора)? Как не позволить спровоцировать себя на конфликт и достойно выйти из сложившейся ситуации?

Важно помнить, что при общении с конфликтным и (или) агрессивным пациентом (донором) медицинскому работнику необходимо вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно. Недопустимы угрозы, грубость, насмешки и фамильярность по отношению не только к пациенту (донору), но и его родственникам. Подобное поведение персонала может спровоцировать или усилить агрессивную реакцию пациента (донора).

Беседа должна вестись в присутствии еще одного сотрудника организации здравоохранения. Данная мера предосторожности рекомендуется во избежание как нападения пациента (донора) на персонал, так и возможного обвинения работников организации здравоохранения в агрессивных действиях или сексуальных домогательствах по отношению к пациенту (донору).

При беседе с возбужденным пациентом (особенно с параноидным бредом) не следует делать в его присутствии какие-либо записи.

Для успешного построения беседы с подобной категорией пациентов (доноров) можно воспользоваться приведенным ниже примерным алгоритмом.

1345 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Стигматизация в медицине

Главная медицинская сестра № 3 (39) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 172

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 23.04.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок