Эпидемиологическая безопасность медицинской помощи является неотъемлемой частью системы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи.
В декабре 2020 г. принят Закон № 94-З*, которым в Закон о здравоохранении внесен ряд изменений и дополнений, в т.ч. дано определение понятия «качество медицинской помощи» и введена новая статья об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз. Данные изменения позволили сформировать правовую основу для совершенствования качества медицинской помощи.
* Закон Республики Беларусь от 11.12.2020 № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» (по тексту — Закон № 94-З)
Согласно ст. 1 Закона о здравоохранении* качество медицинской помощи — это совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих:
- ее способность удовлетворять потребности пациента;
- своевременность оказания медицинской помощи;
- степень ее соответствия клиническим протоколам и иным нормативным правовым актам в области здравоохранения;
- степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи.
* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
Инфекционный контроль или обеспечение эпидемиологической безопасности
Важным показателем качества оказания медицинской помощи является ИСМП. Риски развития ИСМП определяются рядом факторов, в т.ч.:
- использованием высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
- уровнем эпидемиологической безопасности медицинских технологий и больничной среды;
- свойствами возбудителей;
- особенностями различных категорий пациентов.
Справочно: инфекция, связанная с медицинской помощью (по тексту ИСМП), — любое клинически выраженное инфекционное (паразитарное) заболевание, развившееся у пациента в результате оказания медицинской помощи в больничной, амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения или на дому, а также у работника организации здравоохранения в силу осуществления им профессиональной деятельности.
Изначально такую группу инфекций, как ИСМП, называли ятрогенными, затем появилось понятие внутрибольничных или госпитальных инфекций. В настоящее время в научной литературе, документах Всемирной организации здравоохранения применяется термин «инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи», который является более точным по сравнению с используемыми ранее.
Основным критерием отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи.
Обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и работников в организациях здравоохранения невозможно без эффективно функционирующей системы инфекционного контроля или обеспечения эпидемиологической безопасности, при этом:
- инфекционным контролем признается система организационных, профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ИСМП, которая основана на результатах эпидемиологической диагностики;
- эпидемиологической безопасностью является состояние, характеризующееся совокупностью условий, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения у пациентов и работников организации здравоохранения заболевания ИСМП, состояние носительства, интоксикации, сенсибилизации организма, травм, вызванных микро- и макроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности, а также культурами клеток и тканей.
Система инфекционного контроля или обеспечения эпидемиологической безопасности предполагает управление факторами риска с целью снижения их отрицательного влияния на здоровье как пациентов, так и работников организации здравоохранения.
С учетом результатов реализации Программы оптимизации инфекционного контроля* мультидисциплинарной командой специалистов, в которую вошли врачи-эпидемиологи, врачи-инфекционисты, врачи — анестезиологи-реаниматологи, врачи-микробиологи и другие, осуществляется подготовка Временных рекомендаций по инфекционному контролю.
* Программа оптимизации инфекционного контроля в организациях, оказывающих стационарную медицинскую помощь, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.10.2017 № 1208 (по тексту — Программа оптимизации инфекционного контроля)
На данный момент сформирован проект, однако с учетом ряда объективных причин, в т.ч. поиска максимально практикоориентированного варианта организации мероприятий в имеющихся условиях (кадровых и др.), работа над документом продолжается.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие отдельного правового акта по вопросам инфекционного контроля, основные меры по обеспечению эпидемиологической безопасности, предупреждению возникновения и распространения ИСМП определены законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данные меры предусмотрены:
1Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций<...>, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 03.03.2020 № 130 (по тексту — Специфические требования № 130)
2 Гигиенические нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 37 (по тексту — Гигиенические нормативы № 37)
3 Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь<...>», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.07.2017 № 73 (по тексту — Санитарные нормы и правила № 73)
4 Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2002 № 165 «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения» (по тексту — приказ № 165)
Совершенствование специфических санитарно-эпидемиологических требований
По мере необходимости — с учетом практики применения правовых актов, появления новых научных (доказательных) данных, рекомендаций Всемирной организации здравоохранения — осуществляются актуализация и переработка правовых актов. Так, в феврале текущего года принято постановление № 63*, которым внесены изменения в Специфические требования № 130.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2022 № 63 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2020 г. № 130» (по тексту — постановление № 63)
Постановлением № 63 актуализированы и оптимизированы санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, иным организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, в т.ч.:
- сгруппированы однотипные требования к организациям, осуществляющим медицинскую и фармацевтическую деятельность;
- исключены неясности и различия в содержании и понимании нормативного правового акта;
- дополнены требования к содержанию территории и минимальному составу и площади помещений организаций здравоохранения;
- расширен перечень медицинских манипуляций в пластической эстетической хирургии, которые могут выполняться в процедурном или манипуляционном кабинете;
- расширен перечень средств, используемых для гигиенической обработки кожи рук работниками организаций здравоохранения;
- установлены ограничения в части использования ртутных термометров;
- введены новые термины «инструкция производителя» и «современные технологии уборок»;
- дополнены требования к работе с пациентами — носителями мультирезистентных штаммов;
- внесены правки редакционно-технического характера.
В настоящее время с учетом постановления № 63 и анализа практики его применения осуществляется переработка ряда санитарных норм и правил.
Следует отметить, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований позволяет эффективно минимизировать риски распространения инфекционных заболеваний, тем самым обеспечивая в глобальном плане санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а в сфере здравоохранения — безопасность и качество медицинской помощи.
Система инфекционного контроля или обеспечения эпидемиологической безопасности включает в себя следующие компоненты или стандарты:
- структуру управления и распределения обязанностей по инфекционному контролю;
- выявление, регистрацию и учет ИСМП, случаев выделения мульти/панрезистентных штаммов микроорганизмов от пациентов и (или) в организации здравоохранения;
- микробиологическое обеспечение (микробиологический мониторинг);
- эпидемиологический мониторинг ИСМП, случаев выделения мульти/панрезистентных штаммов микроорганизмов от пациентов и (или) работников, а также с объектов внешней среды организации здравоохранения;
- санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение как возникновения, так и распространения ИСМП, мульти/панрезистентных штаммов микроорганизмов;
- обучение работников организации здравоохранения вопросам инфекционного контроля, включающее дифференцированные образовательные программы для обучения специалистов разного профиля;
- мероприятия по охране здоровья работников организации здравоохранения, проводимые в целях защиты здоровья медицинских работников от неблагоприятного воздействия профессиональных факторов;
- формирование и поддержание на высоком уровне корпоративной культуры безопасности оказания медицинской помощи.
Для каждого из указанных компонентов (стандартов) существуют критерии, определяющие эпидемиологическую безопасность в конкретной области и реализуемые путем выполнения санитарно-эпидемиологических требований, алгоритмов (порядков или протоколов) оказания медицинской помощи. От качества реализации каждого компонента (стандарта) в отдельности и механизма их взаимодействия напрямую зависит эффективность системы инфекционного контроля.
Справочно: согласно научным исследованиям в среднем ИСМП поражают от 5 до 15 % (а в отделениях высокого риска — до 40 %) госпитализированных пациентов. Длительность нахождения пациентов с ИСМП в стационаре в 2,5 раза больше по сравнению с периодом пребывания пациентов без признаков инфекции, риск летального исхода у них в 7 раз выше по сравнению с риском у подобных (по возрасту, полу, основной и сопутствующей патологии и тяжести) пациентов.
В организациях здравоохранения республики внедрены и функционируют компоненты (стандарты) инфекционного контроля. Однако в большинстве организаций присутствуют не все, а лишь отдельные компоненты, эффективность их функционирования различается, не у всех работников сформировано восприятие системы инфекционного контроля как инструмента, позволяющего при минимальных вложениях получить значимый результат в обеспечении эпидемиологической безопасности.
Например, компонент «Выявление, регистрация и учет ИСМП». В Республике Беларусь (по данным государственной статистической отчетности за последние 10 лет) ежегодно регистрируется 100‒200 случаев ИСМП. При этом в отдельных организациях здравоохранения на протяжении ряда лет вообще отсутствуют выявление и регистрация ИСМП.
Таким образом, складывающаяся ситуация не отражает фактической эпидемиологической обстановки, создает ложное представление об эпидемиологическом благополучии, приводит к отсутствию полных статистических данных о социальном и экономическом бремени ИСМП.
Справочно: согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения ни один тип организаций здравоохранения ни в одной стране не может претендовать на то, чтобы быть свободным от возникновения ИСМП.
Задача заключается в обеспечении эффективного функционирования системы инфекционного контроля в целом, т.е. всех компонентов (стандартов).
При этом и опыт нашей страны, и опыт других коллег отчетливо свидетельствуют, что невозможно внедрить и обеспечить функционирование системы инфекционного контроля исключительно административным ресурсом.
Обеспечение эпидемиологической безопасности (инфекционный контроль) — это долговременная работа, требующая объединения усилий всех работников организации здравоохранения.