Каждая главная медицинская сестра не раз сталкивалась с этическими проблемами в работе организации здравоохранения. Здесь имеются в виду проблемы, которые выходят за рамки нарушений правовых норм, не подпадают под невыполнение должностных обязанностей и т.д., однако также требуют немедленного разрешения и принятия профилактических мер.
Например, работник выполняет свою работу строго в рамках должностных обязанностей, но при этом всем своим видом демонстрирует неуважение или неприязнь к пациентам и их родственникам, или привык обсуждать проблемы пациентов с коллегами (друзьями). И таких «или» можно назвать очень много.
Что делать в подобных ситуациях? Попробуем разобраться.
Этические принципы, правила и нормы
Этика — это ценности и нормы жизни, поведения, в т.ч. профессионального, которые формируются в культуре и являются основой взаимоотношений между людьми, но при этом существуют в обществе как «мягкие нормы».
В отличие от правовых предписаний, закрепленных в законодательстве («жестких норм»), этические принципы, правила и нормы не являются строго обязательными, их нарушение наказывается общественным порицанием, осуждением, неодобрением, но не карательными действиями.
Конечно, обсуждая проблемы этических нарушений, можно ссылаться на этические кодексы, принимаемые в организациях здравоохранения и регламентирующие этические нормы, однако такие кодексы, скорее, предлагают общие принципы и установки, на основании которых строится профессиональная культура.
Кроме того, этические принципы, правила, нормы могут пониматься разными людьми по-разному, в зависимости от их личного опыта, культурных, в т.ч. религиозных, ценностей, особенностей менталитета и профессионализма.