Этико-деонтологические вопросы медицины

Стать настоящим специалистом медицинскому работнику поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм общения медицинского работника и пациента. Более того, тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом. В статье мы поговорим о принципах и методах медицинской этики и деонтологии, соблюдение которых необходимо при оказании сестринской помощи.

Русак Светлана

Главная медицинская сестра учреждения здравоохранения
«31-я городская поликлиника» г. Минска, медицинская сестра
высшей квалификационной категории, магистр реабилитологии

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Медицина и общество постоянно находятся в сложном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Именно поэтому медицинская этика с течением времени претерпевает изменения. В чем же специфика медицинской этики? Она определяется не только тем, что медицинские работники имеют дело с личностью. Мы должны помнить, что работа медицинского персонала (далее — медперсонал) должна подчиняться основному человеческому закону — голосу совести.

Медицинская этика является методологическим понятием, она рассматривает общие вопросы медицинской деятельности. Прикладной частью медицинской этики, касающейся вопросов выполнения медперсоналом своего долга перед пациентами, коллегами, обществом, является деонтология. Она тесно связана с диагностикой, лечением, профилактикой заболеваний, выполнением различных медицинских манипуляций, определяя в то же время основные правила поведения медицинских работников и указывая на необходимые им моральные качества.

Справочно: медицинская этика (от лат. ethica, греч. ethice — изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности, а также принципы поведения медицинских работников в их профессиональной деятельности.

История развития медицинской этики и деонтологии неразрывно связана не только с историей медицины, но и с историей человеческого общества. Медицинская этика и деонтология на протяжении всей истории не только содержали в себе правила оказания медицинской помощи, но и являлись отражением всех юридических, политических и нравственных законов, ориентиров и установок, существовавших в обществе на каждом историческом этапе.

В настоящее время медицинская этика и деонтология постоянно сталкиваются с новыми проблемами и вопросами, возникающими вследствие быстрого развития современной науки и изменений самого общества. К таким вопросам можно отнести:

  • доступность и качество медицинской помощи для различных социально-экономических групп;
  • снижение затрат на лечение пациента;
  • взаимосвязь экономических и морально-нравственных отношений между врачом-специалистом (далее — врач) и пациентом и многие другие.

Справочно: слово «деонтология» происходит от греч. deon, deontos — должное, надлежащее и logos — учение, т.е. это учение о должном.

Однако ключевые принципы медицинской этики и деонтологии — гуманизм, милосердие, стремление облегчить страдания пациента — должны оставаться основополагающими и в современном обществе.

Понятие, виды и принципы медицинской деонтологии

Деонтология — это этические нормы, которые должны соблюдаться при выполнении какой-либо деятельности.

Если рассматривать деонтологию по отношению к деятельности медицинских работников, то можно сформулировать следующее определение: медицинская деонтология — это направление медицинской этики, которое представляет собой руководство для медперсонала при взаимодействии с пациентами и коллегами. 

Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, т.е. правила поведения медицинского работника в отношениях с коллегами, пациентами и их родственниками.

В зависимости от уровня взаимоотношений выделяются следующие виды деонтологии: 

  • врач — пациент;
  • врач — медицинская сестра (далее — медсестра);
  • врач — коллега;
  • медсестра — пациент;
  • медсестра — коллега;
  • врач — руководитель;
  • врач — младший медперсонал;
  • медсестра — младший медперсонал;
  • младший медперсонал — коллега;
  • медсестра — руководитель;
  • младший медперсонал — пациент;
  • младший медперсонал — руководитель.

В основе системы отношений врача и пациента лежат следующие модели:

  • патерналистская (основана на ответственности врача за результат лечения);
  • теоретическая (вера пациента в своего врача);
  • автономная (врач осведомляет пациента о его состоянии, используемых методах лечения, сюда же относится их взаимодействие).

Аспектами медицинской деонтологии являются:

  • взаимоотношения медицинских работников с пациентами;
  • взаимоотношения медицинских работников с родственниками пациента;
  • взаимоотношения медицинских работников между собой.

Правила деонтологии не остаются неизменными. Они меняются под воздействием новых этических принципов. Например, деонтология советской эпохи призывала утаивать от неизлечимо больного пациента диагноз. Согласно современным правилам врач должен тактично объяснить пациенту истинное положение дел.

Назовем главные принципы медицинской деонтологии:

1) действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента (не навреди);

2) необходимо избегать действий, которые могут причинить страдания пациенту или его родственникам;

3) действия медицинского работника не должны наносить ущерб другим людям;

4) решения медицинского работника должны основываться на знаниях современной науки;

5) медицинский работник не должен смотреть на пациента как на источник обогащения;

6) медицинский работник должен хранить сведения о здоровье пациента в тайне.

Медицинские работники должны:

1) постоянно быть готовы оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий;

2) с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Они обязаны владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему пациенту возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом;

3) в общении с пациентами никогда не забывать о следующих правилах:

  • внимательно выслушивать пациента;
  • задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа;
  • излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво;
  • не допускать проявлений высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом;
  • при установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

В современных условиях особенно важен принцип обязательного предоставления и равнодоступности качественной и свое-
временной медицинской помощи людям независимо от различных признаков — возраста, пола, социального положения, материального благополучия;

4) поддерживать авторитет и репутацию профессии. Они несут личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне стандартов профессиональной деятельности. Кроме того, они должны оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладают.

Право и долг — отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Медицинский работник не должен допускать злоупотребления своим профессиональным положением и знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой;

5) во взаимоотношениях с коллегами:

  • быть честными, справедливыми и порядочными;
  • признавать и уважать знания и опыт других;
  • в меру своих знаний и опыта помогать коллегам, рассчитывая на такую же помощь с их стороны;
  • оказывать содействие другим участникам лечебного процесса;
  • участвовать в разработке объективных критериев оценки профессиональной деятельности и стремиться к тому, чтобы их деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами;
  • избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников;
  • не допускать завоевания себе авторитета путем дискредитации коллег.

Понятие и модели медицинской этики

Этика, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия, как честь, достоинство, добро, счастье. В работе медперсонала эти качества незаменимы, поэтому требования к их поведению и были сформулированы мудрыми людьми еще в древности.

Медицинская этика — одна из самых древних профессиональных этик. Разумеется, она появилась первоначально не как некоторая теоретическая наука, а как кодифицированная система ответственности медицинского работника, его обязанностей перед пациентом, правил его поведения.

Считается, что основные принципы медицинской этики, в т.ч. и постулаты, входящие в сегодняшнее торжественное обещание выпускников медицинских университетов, сформулировал Гиппократ. А сам термин «этика» впервые употребил Аристотель, определив его как учение о нравственности, означающее систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали, а также нормы, правила, обычаи, регулирующие поведение и взаимоотношения людей в обществе.

Со временем появилось серьезное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к пациенту не оказалось пустым и беспочвенным.

Ученые выделяют в истории врачебного дела две модели медицинской этики: 

  • классическую, сложившуюся еще со времен Гиппократа;
  • современную.

Классическаямодель включает четыре основных объекта моральной регуляции:

  • врачебную тайну;
  • прерывание беременности;
  • эвтаназию;
  • благо пациента.

Современнаямодель складывается в условиях, когда неизмеримо вырос технический уровень решения проблем, связанных со здоровьем и жизнью человека, когда ситуации, с которыми сталкивается медицинский работник, заметно усложнились, стали неповторимыми, возрос риск ошибочного решения. Кроме того, значительно изменилось отношение общества и государства к проблемам медицины: фактически сегодня медицина стала крупнейшей отраслью по воспроизводству рабочей силы.

К новым проблемам, возникшим в наши дни, относятся:

  • трансплантация органов (с одной стороны, орган должен быть «живым», если имеется в виду его приживление, а с другой — донор должен быть «мертвым», прежде чем орган подвергнется удалению и встанет связанный с этим вопрос о точном определении времени наступления смерти);
  • искусственные внутренние органы;
  • искусственное оплодотворение;
  • влияние на генофонд;
  • проблема справедливого распределения благ при реабилитации (принципы «каждому по совести», «каждому то же самое», «каждому по заслугам», «каждому либо минимум, либо ничего», «каждому по потребностям») и др.

С другой стороны, по современным представлениям медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • научный — раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные стороны деятельности медицинских работников;
  • практический — область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятель-
    ности.

Из самой природы медицинской профессии проистекает, что медицинские работники в ходе оказания медицинской помощи пациенту должны выносить этические суждения.

Несмотря на то, что сегодня пациенты все больше и больше играют активную роль в принятии медицинского решения, традиционно в медицинском работнике продолжают видеть менеджера болезни (т.е. лицо, которое осуществляет эффективный контроль и компетентно управляет течением болезни) и ему доверяют решать как технические, так и этические вопросы. Особые этические обязательства медицинских работников перед пациентами и обществом дают необходимый контекст для принятия медицинского этического решения.

Средний медперсонал находится как никто другой близко к пациенту и его окружению. Никто другой, как он, не проводит больше времени рядом с пациентом. Именно среднему медперсоналу пациент порой доверяет самое дорогое и сокровенное, верит, позволяет войти в свой мир надежд и переживаний. Вот почему столь важны вопросы деонтологии в этой самой гуманной на земле профессии.

Справочно: как показатель роста самостоятельности и самодостаточности, престижа, утверждения автономии профессии медсестры в Российской Федерации Ассоциацией медицинских сестер был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры.

Медсестре приходится работать с разными категориями пациентов, и для каждого из них она должна постараться создать атмосферу уважения к его личности, являясь порой связующим звеном между страдающим от недуга человеком и внешним миром. В работе среднему медперсоналу необходимы профессионализм, осторожность, глубокое сочувственное понимание, честность, тактичность.

Сегодня медицинскую деятельность регламентируют многие этические и юридические нормы. Кроме того, в наши дни реализация этических начал в медицине включает:

  • информирование пациента о его правах;
  • информирование пациента о состоянии его здоровья;
  • гуманное отношение к пациенту;
  • уважение человеческого достоинства пациента;
  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);
  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказ от него;
  • уважение автономии пациента;
  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;
  • проявление бережного отношения к умирающему пациенту;
  • дистрибутивную справедливость;
  • хранение профессиональной тайны;
  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;
  • поддержание уважения к своей профессии;
  • уважительное отношение к коллегам;
  • участие в медико-санитарном просвещении населения.

Моральный долг члена медицинского сообщества — заботиться об обеспечении населения доступной и качественной медицинской помощью. Медицинский работник активно участвует в медико-санитарном просвещении населения, в меру своей компетенции принимает участие в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждает пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносит свой вклад в дело организации профильных служб.

Доверие к медицинским работникам вызывается их поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистичный, аккуратный медицинский работник, имеющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без запаха алкоголя и табачного дыма внушает доверие. Медицинский работник должен быть не только грамотным специалистом в своей области, но и хорошим психологом.

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Стигматизация в медицине

Главная медицинская сестра № 3 (39) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 170
• • •

«Главное — не бояться трудностей и ответственности»

Сегодня у нас в гостях Светлана Ивановна Гришечко, главная медицинская сестра УЗ «4-я городская поликлиника». Поговорим с нашей гостьей о подходах к управлению кадрами, о...
Главная медицинская сестра № 4 (40) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 180
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок