Организация работы с молодыми коллегами: существенные особенности

Формирование сплоченного, дружного и профессионального медицинского коллектива является одной их задач главной (старшей) медицинской сестры. Медицинский коллектив, как живой организм, постоянно изменяется: уходят старшие и опытные работники, к ним на смену приходит молодежь. Как можно организовать работу с молодыми коллегами, вы узнаете из статьи.

Коренько Нелли

Юрист

Шешко Светлана

Главная медицинская сестра учреждения здравоохранения «40-я городская клиническая поликлиника» г. Минска, медицинская сестра высшей квалификационной категории

950 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Важным показателем, характеризующим работу организации здравоохранения, являются трудовые ресурсы, которые оказывают существенное влияние на качество и доступность медицинской помощи.

Укомплектованность организации здравоохранения медицинскими кадрами — это залог ее планомерной работы. Ежегодно в организации страны распределяется и направляется большое количество выпускников средних специальных медицинских учреждений образования (далее — выпускники). В связи с этим перед главными (старшими) медицинскими сестрами стоит задача создать условия для максимально быстрой адаптации молодых коллег на первом рабочем месте.

Очевидным является тот факт, что чем быстрее выпускники вольются в работу, примут устоявшиеся в организации здравоохранения правила, тем быстрее станут частью команды и будут вносить свой вклад в решение общих задач.

Безусловно, нет шаблонного механизма работы, каждый учащийся среднего специального медицинского учреждения образования (далее — обучающийся) или выпускник индивидуален, к нему необходимо найти подход, не позволить при первых трудностях разочароваться в профессии.

На протяжении многих лет в учреждении здравоохранения «40-я городская клиническая поликлиника» г. Минска формировался алгоритм работы с обучающимися и выпускниками, применялись различные методы и формы организации работы с ними, большая часть из которых показала свою эффективность.

При этом одним из важных аспектов работы с обучающимися и выпускниками был и остается принцип уважительного и внимательного отношения к ним, а также изначальная установка, что выпускники являются полноценными работниками в коллективе и имеют те же права, что и опытные сотрудники.

Нормативно-правовые основы организации работы с обучающимися

Согласно ст. 188 Кодекса об образовании* образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, в т.ч. медицинским, предусматривает в числе иного прохождение практики.

* Кодекс Республики Беларусь об образовании (по тексту — Кодекс об образовании)

Практика в соответствии с Кодексом об образовании и Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением № 941*, является составной частью образовательного процесса, организуется и проводится учреждениями образования во взаимодействии с государственными органами и организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941 «О некоторых вопросах среднего специального образования» (по тексту — постановление № 941)

Основные задачи практики:

  • закрепление и углубление знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения;
  • формирование у обучающихся необходимых умений и навыков по избранной специальности.

Практика на всех этапах должна обеспечивать:

  • выполнение требований к содержанию и уровню подготовки будущего медицинского работника;
  • последовательное расширение практических умений и навыков обучающегося, их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;
  • подготовку обучающегося к выполнению основных трудовых функций;
  • связь с теоретическим обучением;
  • участие обучающегося в творческой деятельности, профессиональную и социальную адаптацию и др.

При прохождении практики организация здравоохранения обеспечивает:

  • организацию и проведение практики в соответствии с вышеуказанным Положением и учебной программой практики;
  • рабочие места для обучающихся в соответствии с учебной программой практики;
  • необходимые условия для участия обучающихся в рабочем процессе;
  • соблюдение календарных графиков и программ проведения практики;
  • безопасные условия труда, проведение обязательного инструктажа по охране труда, а в необходимых случаях — обучение безопасным приемам и методам работы;
  • контроль за соблюдением обучающимися режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка;
  • выдачу обучающимся на период прохождения практики специальной одежды, обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты и др.

Непосредственное руководство практикой в структурных подразделениях организации возлагается на квалифицированного специалиста, для которого данная работа является основной.

Следует отметить, что особенности участия обучающихся в оказании медицинской помощи закреплены в ст. 54 Закона о здравоохранении1 и постановлении № 1432.

1Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)

2Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.09.2012 № 143 «О привлечении обучающихся к участию в оказании медицинской помощи пациентам и занятию деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств» (по тексту — постановление № 143)

В частности, постановлением № 143 установлено, что обучающиеся могут привлекаться к участию в оказании медицинской помощи пациентам под контролем медицинских работников, отвечающих за их подготовку, в случаях:

  • если оказание медицинской помощи является неотъемлемой частью образовательной программы, в т.ч. в период прохождения производственной практики;
  • ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • военных действий на территории Республики Беларусь.

При этом к участию в оказании медицинской помощи допускаются обучающиеся:

  • имеющие необходимую теоретическую подготовку и практические навыки, прошедшие обязательные медицинские осмотры;
  • получающие среднее специальное медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и окончившие второй курс.

Причем такие обучающиеся допускаются к участию в оказании медицинской помощи на основании заключенного трудового договора на должности:

  • медицинской сестры кабинета, структурного подразделения, Белорусского Общества Красного Креста (старшая);
  • медицинского брата кабинета, структурного подразделения, Белорусского Общества Красного Креста (старший);
  • медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи;
  • медицинского брата выездной бригады скорой медицинской помощи.

Особенности правового регулирования работы с выпускниками

Согласно ст. 83 и 84 Кодекса об образовании ряд выпускников может быть распределен или направлен на работу в организации здравоохранения.

При этом распределением признается процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

Место работы путем распределения предоставляется выпускникам, получившим полностью или частично среднее специальное медицинское образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой под-
готовки.

Срок работы выпускников по распределению устанавливается в соответствии со ст. 83 Кодекса об образовании.

Направлением на работу выпускников является процедура определения места работы в соответствии с заключенными договорами для выпускников, получивших среднее специальное медицинское образование на условиях целевой подготовки, за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляемая государственными учреждениями образования или государственными органами.

Выпускники, которые направлены на работу, обязаны отработать сроки обязательной работы при направлении на работу, установленные ст. 84 Кодекса об образовании или соответствующими договорами о целевой подготовке.

Порядок заключения и исполнения договоров о целевой подготовке определен Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих и служащих, утвержденным постановлением № 821*.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (по тексту — постановление № 821)

Особенности организации работы с обучающимися и выпускниками

В г. Минске медицинские колледжи направляют обучающихся на прохождение преддипломной практики в организации здравоохранения, с которыми обучающийся заключил договор о целевой подготовке. Это хороший опыт, т.к. за время прохождения преддипломной практики будущий медицинский работник:

1) знакомится с:

  • коллективом, в котором ему предстоит работать;
  • будущим рабочим местом;
  • спецификой предстоящей трудовой деятельности;

2) под руководством непосредственных руководителей практики (как правило, это старшие медицинские сестры) отрабатывает навыки выполнения медицинских манипуляций, правильного заполнения медицинской документации, посещает пациентов на дому и др.

По окончании медицинского колледжа и получении диплома такой молодой коллега принимается на свое первое рабочее место в организацию здравоохранения, с ним заключается контракт продолжительностью три года, а также приказом руководителя организации здравоохранения ему назначается наставник. 

В каждой организации здравоохранения локальными правовыми актами определяется продолжительность периода наставничества. Между наставником и выпускником заключается соглашение о сотрудничестве.

Наставник составляет индивидуальный план наставничества, который утверждается руководителем организации здравоохра-нения. Работа по наставничеству организуется согласно утвержденному в организации здравоохранения положению о наставничестве.

Как правило, наставником назначается грамотный и опытный специалист. Работа по наставничеству занимает время данного специалиста, поэтому ему с момента выхода приказа о назначении на срок проведения работы по наставничеству устанавливается материальное стимулирование в виде доплаты в размере, определяемом руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

Наставник:

  • помогает выпускнику адаптироваться в коллективе;
  • курирует выпускника при осуществлении профессиональной деятельности;
  • подсказывает, показывает и учит правильно выполнять назначения лечащего врача;
  • помогает правильно вести себя при возникновении конфликтных или экстренных (неотложных) ситуаций;
  • обучает при необходимости правильному общению и взаимодействию с пациентами, в т.ч. при возникновении нестандартных ситуаций, и др.

Наставничество способствует:

  • снижению текучести кадров и закреплению выпускников на рабочих местах;
  • мотивации к установлению длительных трудовых отношений с организацией здравоохранения;
  • в итоге формированию и сохранению высокого уровня профессионализма в медицинском коллективе организации здравоохранения.

По окончании работы по наставничеству:

  • оформляется характеристика молодого коллеги;
  • проводится проверка выполнения индивидуального плана наставничества руководителем структурного подразделения.

Как правило, в процессе работы по наставничеству между наставником и выпускником устанавливаются теплые дружеские отношения, которые по окончании наставничества не прекращаются, что позволяет сплотить коллектив для качественного оказания медицинской помощи пациентам.


950 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

С 1 ноября увеличен бюджет прожиточного минимума

С 1 ноября 2024 г. изменились размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 46

Привлечение клиентов. Информационные технологии (Дополнено 25.07.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи медицинских услуг, привлечь больше клиентов в частную медорганизацию, внедрить информацион...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1916
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок