Согласно рекомендациям ВОЗ генеральной линией сохранения и укрепления здоровья должен стать ЗОЖ. Формирование экологического и здоровьесберегающего мышления и мировоззрения всех и каждого и особенно молодого поколения — одна из важнейших задач всех форм образования, органов системы здравоохранения, социальной защиты, государства в целом.
Комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, получил в настоящее время общее название здоровьесберегающие технологии. Эти технологии представляют собой систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах обучения.
Формирование ЗОЖ начинается с раннего возраста в семье, продолжается на всех ступенях образовательного процесса и в дальнейшей жизни человека. Вместе с тем эффективность превращения ЗОЖ в нравственную, практическую установку человека далека от желаемой.
Справочно: для того чтобы мотивировать вести ЗОЖ, нужно уметь доходчиво донести информацию до людей и вовлечь их в процесс формирования здоровых привычек.
В Республике Беларусь формирование культуры ЗОЖ становится одной из концептуальных задач воспитания детей и учащейся молодежи. Возникает потребность в разработке научных подходов и педагогических моделей формирования культуры ЗОЖ у студентов как будущих специалистов во всех сферах общественной жизни.
Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными особенностями. Здоровый образ жизни связан со здоровьем человека, а тема оздоровления учащихся и студентов с каждым годом становится все более актуальной.
В работе со студенческой молодежью по формированию ЗОЖ целесообразно проводить тренинговые занятия, консультативные беседы с педагогом-психологом, использовать игровое моделирование, групповые встречи, круглые столы, видеотренинги, предлагать разного рода домашние задания (например, создание буклета по заданной теме) для переноса приобретенных умений в реальные ситуации вне группы.
Definition
Здоровьесберегающий процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие школьников, студентов и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования и воспитания.
Использование интерактивной доски является эффективным средством развития мыслительной и творческой активности обучающихся, позволяет оптимизировать учебные занятия, создавать динамичные, интересные, увлекательные образовательные продукты. При работе с интерактивной доской необходимо соблюдать рекомендации, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению умственного, эмоционального и зрительного переутомления, что способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся и студентов. Принцип проведения занятия с использованием интерактивной доски наилучшим образом характеризует китайская мудрость: «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму». При правильном использовании интерактивной доски она становится эффективным средством активизации, вовлечения, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, студентов.
Следует подчеркнуть, что для того, чтобы молодежь была ориентирована на сохранение своего собственного здоровья, одной лишь профилактики вредных привычек недостаточно. Безусловно, здоровье является важным для современных студентов, но в силу возрастных, культурных и социальных факторов не все из них ответственно подходят к вопросу его сохранения.
Это важно
Молодое поколение является более восприимчивым к новой информации, более поддающимся влиянию. Важно как можно раньше вовлекать молодых людей в процесс формирования здоровых привычек для их дальнейшего закрепления в повседневной жизни.
Практически в каждом университете, колледже на кафедрах в рамках лабораторий реализовываются социальные и волонтерские проекты. Один из таких проектов — «За здаровы лад жыцця».
Одно из главнейших направлений реализации данного проекта — это повышение степени осознания студентами и учащимися важности собственного здоровья как ресурса активной и полноценной жизни, а также формирование у них ответственности за собственное здоровье, качество собственной жизни. В основе реализации проекта лежит принцип «равный обучает равного». Именно поэтому помимо опытных специалистов (валеологов, эпидемиологов, наркологов, психологов) основными действующими лицами проекта являются волонтеры отряда «За здаровы лад жыцця». Главная задача волонтеров — это популяризация принципов и правил ЗОЖ среди обучающейся молодежи.
Definition
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности.
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации к здоровью. В качестве мотива может выступать критическая оценка себя, помогающая осознать собственные недостатки. Мотивация может возникнуть в сознании человека при занятии любым делом. Но забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностным, формирующим, регулирующим и контролирующим мотивом. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести ЗОЖ, но все же, если человек физически здоров, он свободно выполняет свои текущие дела, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и другими обязанностями.
Для ЗОЖ недостаточно правильного питания и полноценного сна. Необходима физическая нагрузка. Конечно, без мыслей о том, что со следующего дня или недели надо начать заниматься спортом, никак не обойтись. Но это только мысли, необходимо переходить к делу!
Студентам предлагаются следующие рекомендации:
- составьте список плохих привычек, которые мешают вашему ЗОЖ и от которых нужно избавиться;
- разработайте для себя план. В зависимости от ваших целей и желаемых результатов подробно распишите, что именно вы будете делать;
- нормализуйте свой сон, начните заниматься физическими упражнениями;
- старайтесь не делать все сразу, а выполнять все постепенно, размеренно;
- думайте о том, что вы непременно станете лучше, это должно вас мотивировать.
Нормы ЗОЖ влияют на формирование таких психофизиологических характеристик личности, как тип темперамента, эмоциональная сфера, характер, выносливость и адаптивность организма к факторам окружающей среды, стрессоустойчивость. Перечисленные свойства личности составляют психофизиологическую основу безопасной жизнедеятельности. Эти характеристики во многом генетически запрограммированы, зависят от воспитания в семье, но и социум, и сам человек может оказывать существенное влияние на степень их выраженности, прилагая к этому определенные усилия.
Definition
Темперамент (от лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности и др.
Definition
Характер (от греч. charakter — черта, признак, примета, особенность) — сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь — при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.
В школах, колледжах, университетах разрабатываются программы формирования норм и навыков здорового образа жизни. Исходя из оценки и анализа приоритетных направлений формирования ЗОЖ у студентов, полагаем, что основными направлениями программы по целенаправленному обучению и внедрению ЗОЖ в студенческой среде могут быть:
- разработка и внедрение различных оснований мотивации студентов к ЗОЖ;
- введение обязательных 15-минутных занятий физическими упражнениями студентов и сотрудников на открытом воздухе на большой перемене;
- усиление информационной составляющей по организации рационального питания. Для обеспечения ритмичности питания необходимо введение двух (вместо одного) более длительных перерывов для приема пищи и отдыха студентов;
- усиление индивидуальной работы преподавателей со студентами по повышению результативности их самостоятельной работы, написанию научных статей для конференций и конкурсов, т.к. творческий труд, приносящий удовлетворение, также является обязательным компонентом ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии выполняют следующие функции:
- формирующую — осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, учебной группе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативную — обеспечение трансляции опыта ведения ЗОЖ, преемственности традиций, ценностных ориентиров, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;
- диагностическую — мониторинг здоровья индивидуумов в конкретных учебных коллективах, обеспечение инструментально выверенного анализа состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения;
- адаптивную — воспитание у студентов направленности на здравотворчество, ЗОЖ, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессовым факторам природной и социальной среды;
- рефлективную — переосмысление предшествующего личностного опыта, сохранение и приумножение здоровья;
- интегративную — объединение народного опыта, различных научных концепций и систем воспитания, направление их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения;
- укрепляющую — профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, физическая подготовка, закаливание.
Заключение
Приведенные в статье инструменты по развитию здоровьесберегающего мышления помогут главной медицинской сестре в работе по формированию ЗОЖ молодежи.