Формы контрольной (надзорной) деятельности в сфере госсаннадзора

Контрольная (надзорная) деятельность в сфере государственного санитарного надзора может осуществляться в различных формах. В данной статье рассмотрим формы контроля (надзора) более подробно.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

591 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Государственный санитарный надзор представляет собой комплекс мероприятий, проводимых органами и учреждениями государственного санитарного надзора, по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, осуществляемых в целях охраны здоровья и среды обитания человека.

Органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, являются Министерство здравоохранения, государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии (Указ № 5101, постановление № 1312).

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (по тексту — Указ № 510).
2
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)» (по тексту — постановление № 131).

Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, определяемых Президентом.

Правовой статус органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, закреплен Законом*.

* Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (по тексту — Закон).

Законом определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в т.ч. путем соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности, в т.ч. в сфере государственного санитарного надзора, осуществляется на основании Указа № 510.

Установлен следующий перечень форм, в которых может осуществляться государственный контроль (надзор) (п. 1 Указа № 510, ст. 32 Закона):

  • выборочные проверки;
  • внеплановые проверки;
  • мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
  • меры профилактического и предупредительного характера. 

Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

Сферами контроля (надзора) органов и учреждений согласно Указу № 510 являются:

  • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза;
  • государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Права и обязанности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок закреплены пп. 4‒6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение).

Рассмотрим подробнее формы государственного контроля (надзора) применительно к сфере государственного санитарного надзора.

Проверка — форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (абз. 11 п. 2 Положения).

Под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели и др.

Выборочные проверки

Выборочные проверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении органа государственного санитарного надзора информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). 

Согласно методике формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением № 431:

  • отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки;
  • установление (подсчет) баллов критериев оценки степени риска для субъектов хозяйствования, определение субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, отбор субъектов хозяйствования для назначения проверок проводятся в соответствии с приказом № 5822.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска» (по тексту — постановление № 43).
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.05.2019 № 582 «Об определении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 февраля 2018 г. № 155» (по тексту — приказ № 582).

В отношении одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены выборочные проверки несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. 

Справочно: совместная проверка — проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Предусмотрены следующие условия проведения выборочных проверок: 

  • проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается;
  • проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается;
  • проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения;
  • выборочные проверки проводятся при условии их включения в планы выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля либо его органов соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Порядок формирования и исполнения планов выборочных проверок установлен приказом № 17*.

* Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.04.2018 № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок» (по тексту — приказ № 17) 

Внеплановые проверки

В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

Проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года контроли­рующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению государственных органов (должностных лиц), указанных в подп. 12.1 и ч. 1 подп. 12.2 п. 12  Указа № 510, за исключением проверок, назначаемых по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам. 

Внеплановые проверки назначаются:

  • субъектом, уполномоченным давать поручение на ее проведение, при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц (п. 12 Указа № 510);
  • руководителем территориального центра гигиены и эпидемиологии или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа (подп. 12.3 п. 12 Указа № 510) в случае:
    • поручения органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам; 
    • возникновения инфекционных заболеваний либо подозрений на них, установления несоответствия гигиеническим нормативам факторов среды обитания человека;
    • необходимости оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности;
    • проведения государственного контроля (надзора) в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции. 

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера 

Правовое регулирование мероприятий осуществляется постановлениями № 11051 и № 972

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» (по тексту — постановление № 1105).
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» (по тексту — постановление № 97).

Под объектом следует понимать место осуществления деятельности субъектом (п. 3 Инструкции*). 

* Инструкция о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97 (по тексту — Инструкция).

Мероприятия технического характера могут проводиться:

  • для расследования возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание) — по факту заболевания (подозрения на заболевание);
  • отбора проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения, аккредитованных в порядке, установленном законодательством, — один раз в месяц в отношении одного объекта субъекта; 
  • изучения эффективности проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • изучения и оценки факторов среды обитания человека.

Меры профилактического и предупредительного характера 

Данные меры включают в себя:

  • проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
  • проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирование субъектов (включая использование средств сети Интернет, СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведение семинаров, круглых столов и др.

Мониторинг — форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Проведение мониторинга регулируется Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510, и Методическими рекомендациями по порядку организации и проведения мониторинга органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденными заместителем министра здравоохранения — Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 06.10.2022. 

Виды мониторинга:

  • внеплановый — мониторинг, проводимый на основании решения главного врача центра гигиены и эпидемиологии или его уполномоченного заместителя, не предусмотренный планом проведения мониторингов соответствующего центра;
  • внеплановый тематический — мониторинг, проводимый на основании решения главного врача центра гигиены и эпидемиологии или его уполномоченного заместителя, не предусмотренный планом проведения мониторингов соответствующего центра и ограниченный определенной тематикой;
  • первичный — мониторинг, решение о проведении которого принято впервые в текущем календарном году в отношении субъекта мониторинга; 
  • плановый — мониторинг, проводимый на основании решения главного врача центра гигиены и эпидемиологии или его уполномоченного заместителя, предусмотренный планом проведения мониторингов соответствующего центра; 
  • плановый тематический — мониторинг, проводимый на основании решения главного врача центра гигиены и эпидемиологии или его уполномоченного заместителя, предусмотренный планом проведения мониторингов соответствующего центра и ограниченный определенной тематикой; 
  • повторный — мониторинг, решение о проведении которого является вторым и последующим в отношении субъекта мониторинга в текущем календарном году.
591 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Проходит общественное обсуждение проекта Кодекса о здравоохранении

На общественное обсуждение вынесен проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении. Организатором общественного обсуждения выступает Министерство здравоохранения.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 43
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок