В ряде стран мира сохраняется неблагополучная эпидемиологическая ситуация по ряду инфекционных заболеваний, в т.ч. вызывающих чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.
На сегодняшний день активное перемещение населения через границу Республики Беларусь (туристические и деловые поездки жителей страны в зарубежные страны, временное пребывание иностранных граждан из эндемичных стран с целью обучения, туризма) увеличивает риск завоза инфекционных заболеваний, в т.ч. имеющих международное значение, на территорию Республики Беларусь.
Санитарная охрана территории
В целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляется комплекс мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь, в т.ч. с учетом ММСП.
Справочно: согласно Международным медико-санитарным правилам 2005 г. (по тексту — ММСП) 196 государств-участников обязуются сообщать о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение, и укреплять национальные системы обеспечения готовности и реагирования.
В перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь, определенный постановлением № 64*, включены такие заболевания, как чума, холера, оспа и др.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.06.2012 № 64 «Об установлении перечня инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 сентября 2006 г. № 74» (по тексту — постановление № 64)
В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии* санитарная охрана территории Республики Беларусь обеспечивается путем:
- осуществления санитарно-карантинного контроля;
- проведения комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;
- обеспечения постоянной готовности государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний;
- проведения мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний;
- введения (отмены) ограничительных мероприятий;
- осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.
* Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (по тексту — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии)
Согласно ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) решением Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по представлению соответственно:
- заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача — на территории Республики Беларусь;
- главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городах — на территории областей, городов, районов, районов в городах.
При этом перечень ограничительных мероприятий (карантин, обсервация, самоизоляция и др.) и порядок их проведения определены постановлением № 108*.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (по тексту — постановление № 108)
Руководство и координация деятельности организаций и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, по предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми:
- Советом Министров Республики Беларусь;
- местными исполнительными и распорядительными органами.
Международные медико-санитарные правила
Основным документом в отношении заболеваний, имеющих международное значение и вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являются ММСП.
Цель и сфера применения ММСП состоят в:
- предотвращении международного распространения болезней, предохранении от них,
- борьбе с этими болезнями;
- принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли.
Список таких заболеваний сейчас значительно расширен. Согласно приложению 2 к ММСП он разделен на три группы, представленные в таблице.
Таблица
Группы заболеваний, имеющих международное значение
Организационные мероприятия
В организациях здравоохранения должно быть обеспечено проведение мероприятий по профилактике и локализации инфекций, вызывающих чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, в т.ч. с учетом требований:
1Санитарные правила 3.4.17-6-2003 «Санитарная охрана территории Республики Беларусь», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 12.05.2003 № 47 (по тексту — Санитарные правила 3.4.17-6-2003)
2 Инструкция 3.4.11-17-14-2003 «Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности организаций здравоохранения к проведению мероприятий на случай заноса инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 84 (по тексту — Инструкция 3.4.11-17-14-2003)
3 Инструкция 3.4.11-17-13-2003 «Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, инфекционными болезнями неясной этиологии <....>», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 83 (по тексту — Инструкция 3.4.11-17-13-2003)
4Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.02.2011 № 149 «Об утверждении Инструкции о порядке представления внеочередной и заключительной информации об осложнениях санитарно-эпидемической обстановки» (по тексту — приказ № 149)
В соответствии с Инструкцией 3.4.11-17-14-2003 в организации здравоохранения должен быть разработан оперативный план проведения первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (трупа) с подозрением на заболевание чумой, холерой, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, другими соответствующими болезнями и синдромами (далее — оперативный план).
В оперативном плане должны быть предусмотрены следующие организационные мероприятия:
- способ передачи информации о таком пациенте руководителю организации здравоохранения;
- порядок информирования (в рабочее и нерабочее время) вышестоящих организаций здравоохранения о выявлении подозрительного пациента;
- схема оповещения и сбора специалистов организации здравоохранения (в рабочее и нерабочее время);
- наличие укладок со средствами для экстренной профилактики медицинского персонала, комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты) и забора материала для лабораторного исследования;
- учет имеющихся дезинфекционных камер, определение степени их пригодности к эксплуатации и содержание в постоянной готовности;
- наличие в организациях здравоохранения, выделенных под госпиталь, провизорный госпиталь, графических схем развертывания, обеспечение их необходимыми запасами антибиотиков, регидратационных жидкостей и т.д.;
- схема перепрофилирования бактериологической лаборатории с расчетом мощности и штатов. Создание неснижаемого запаса диагностических препаратов, питательных сред, лабораторной посуды и дезинфицирующих средств;
- функциональные обязанности и действия главных врачей (заместителей) организаций здравоохранения, отделений, лабораторий, врачей-эпидемиологов, врачей-инфекционистов и других специалистов.
Кроме того, необходимо помнить, что в соответствии с комплексными планами мероприятий по санитарной охране территории областей, городов и районов, разработанными органами и учреждениями государственного санитарного надзора, другими организациями здравоохранения совместно с местными исполнительными и распорядительными органами (далее — комплексный план мероприятий по санитарной охране территории), создаются группы консультантов, состоящие из ведущих специалистов территориальных организаций здравоохранения. Задачами данных групп являются:
- постановка клинико-эпидемиологического диагноза;
- определение объема и направленности первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий в зависимости от конкретной эпидемической ситуации.