Современные инновационные технологии подготовки сестринского персонала

Внедрение инновационных технологий в различные сферы нашей жизни стало неотъемлемой частью современного общества. Не осталось в стороне от этих процессов и медицинское образование. В настоящей статье мы рассмотрим основные цели внедрения данных технологий в медицинское образование, познакомимся с практической реализацией отдельных из них.

Денисова Светлана

начальник медицинской службы медицинского центра «Аква Минск Клиника»

588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сестринский персонал является фундаментом любой системы здравоохранения. В докладе Всемирной организации здраво-охранения «Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.» подчерк­нута ценность вклада специалистов со средним медицинским образованием в охрану здоровья и подтверждено, что вложение средств в развитие сестринского дела является благом для общества.

Отмечено, что государства должны вкладывать средства в масштабное ускорение подготовки новых медицинских сестер, создание для них рабочих мест и укрепление их лидерской роли.

Важно
Цели устойчивого развития Республики Беларусь определены в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25.09.2015 № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (по тексту — Цели устойчивого развития). Данным документом определены 17 Целей устойчивого развития страны, третья из которых — обеспечение хорошего здоровья и благополучия, а четвертая — обеспечение качественного образования.

Без сестринского (акушерского) персонала, равно как и других категорий медицинских работников наша страна не сможет выполнить задачу по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи, достигнуть Целей устойчивого развития.

При этом образование медицинского персонала выступает первым и основополагающим ресурсом для построения новой устойчивой системы здравоохранения. Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества медицинского образования.

Основным направлением развития национальной системы образования, включая медицинское, является реализация задач по достижению четвертой Цели устойчивого развития (обеспечение качественного образования), которые в т.ч. предусматривают поощрение возможности обучения специалиста на протяжении всей его жизни.

Современному здравоохранению нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать раз-витым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны.

Качество образовательного процесса является основой системы медицинского образования в Республике Беларусь. При этом в организации процесса важная роль принадлежит сочетанию академических, социально-личностных и профессиональных компетенций обучающихся.

Основные цели внедрения современных инновационных технологий обучения

Концепция развития образования* особую роль отводит медицинским работникам, включая сестринский и акушерский персонал, и выделяет компетентностный подход в их образовании в качестве приоритетного.

* Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 (по тексту — Концепция развития образования)

Большое значение в приобретении любой медицинской специальности имеют и социально-личностные компетенции работника, т.к. именно они обеспечивают умение взаимодействовать с пациентами и коллегами по работе.

Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед системой медицинского образования и системой практического здравоохранения новые задачи, которые не могут быть решены без активного внедрения в образовательный процесс современных инновационных технологий (методов) обучения.

Для подготовки специалистов медицинского профиля с такими качествами требуется дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования взрослых. Модернизация данного вида образования предполагает формирование медицинского профессионала-личности, который должен приобретать умения, присущие его профессиональной деятельности.

Первоочередная задача учреждения дополнительного медицинского образования — научить специалиста пользоваться полученными знаниями в практической деятельности.

В современных условиях эффективность труда специалистов со средним медицинским образованием зависит от их профессионального совершенства и требует постоянного развития теоретических знаний и практических навыков. В практическом здравоохранении главная медицинская сестра является лидером в реализации этого направления деятельности.

Практическая реализация отдельных инновационных технологий

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская академия последипломного образования» разработан и планируется к реализации в следующем году новый курс повышения квалификации для главных медицинских сестер, основной целью которого является развитие у организаторов сестринского дела необходимых лидерских компетенций.

Справочно: по данным анкетирования слушателей после проведения тематической дискуссии по вопросам лидерства 100 % прошедших курс обучения отметили, что их уровень лидерских компетенций существенно повысился после подробного изу­чения теоретического материала по данной теме.
Особый отклик слушателей получило тематическое занятие с участием лидеров — наставников сестринского дела.

Во время практических занятий главные медицинские сестры будут проходить:

  • обязательное тестирование для определения индивидуально-психологических характеристик;
  • психодиагностическое обследование для оценки коммуникативных и организаторских способностей, отношения к окружающим.

Тестирование позволит определить степень:

  • развития личностных характеристик руководителей сестринского дела, необходимых для успешного управления;
  • сформированности управленческих компетенций.

Такая форма работы поможет каждой главной медицинской сестре:

  • изучить свои личностные особенности;
  • осознать необходимость развития и контроля своих умений для того, чтобы достичь высокого уровня управленческого мастерства;
  • стать профессионалом в сфере управления сестринским делом.

В рамках тренингов будут отработаны следующие навыки:

  1. формирование команды для решения сложной управленческой проблемы в организации здравоохранения;
  2. преодоление коммуникативных барьеров при формальном и неформальном общении;
  3. развитие эмпатии, умение слушать, понимать невербальные средства коммуникации, управление эмоциями;
  4. развитие коммуникативной креативности и укрепление группового единства как условия профилактики и преодоления конфликтных ситуаций, создание психологических условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Для развития коммуникативных компетенций главных медицинских сестер — руководителей проводятся теоретические занятия по развитию эффективной речевой деятельности. На занятиях по культуре речи обязательным является изучение требований к оратору как создателю речи. Главные медицинские сестры на практике оттачивают навыки публичного выступления, владения языковой культурой, организации речи.

Использование тренинговых технологий с яркими примерами из практического здравоохранения при обучении руководителей сестринского дела способствует развитию социально-психологических, коммуникативных, воспитательных компетенций главных медицинских сестер и помогает эффективно преодолевать сложные ситуации, которые могут возникнуть в практической деятельности.

Необходимо отметить, что без единого подхода к непрерывному профессиональному медицинскому образованию, широкому внедрению компетентностно-ориентированного обучения в подготовке организаторов сестринского дела будет достаточно проблематично выполнить задачи, поставленные перед государством и обществом.

Широкое внедрение компетентностно-ориентированного профессионального обучения позволит совершенствовать непрерывное профессиональное развитие не только главных медицинских сестер, но и специалистов со средним медицинским образованием, решить задачи, стоящие перед национальной системой здравоохранения, в т.ч. определенные Указом № 292* и Концепцией развития образования.

* Указ Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы» (по тексту — Указ № 292) 

588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок