Изучаем основные изменения в Законе «О здравоохранении»

Со 2 февраля 2024 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25.10.2023 № 308-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения», которым внесены изменения, в частности, в Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее — Закон). Поправки касаются деятельности как организаций здравоохранения, так и медицинских работников. 

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

677 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Терминология

В Законе появились новые термины: контрафактное медицинское изделие, неблагоприятное событие (инцидент), некачественное медицинское изделие, фальсифицированное медицинское изделие. 

Кроме того, приведено новое определение понятия «пациент»: это физическое лицо, не только обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь, но и (или) в отношении которого проводится медицинская экспертиза

Изменилось определение и фармацевтической деятельности: ранее под ней понималась деятельность в сфере обращения лекарственных средств и лекарственного растительного сырья, в новой редакции — только деятельность в сфере обращения лекарственных средств. В связи с этим скорректировано и определение фармацевтического работника. 

Уточнено понятие «биомедицинские клеточные продукты»: под ними понимается пересадочный материал, полученный на основе клеток человека, не подвергшихся существенным манипуляциям, за исключением эмбриональных, фетальных стволовых и половых клеток человека.

Университетские клиники

В связи с появлением новых организаций здравоохранения — университетских клиник — законодатель установил, что эти организации наряду с государственными учреждениями здравоохранения предоставляют бесплатную медицинскую помощь за счет государственных средств на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения. Объем финансирования для предоставления бесплатной медицинской помощи в университетских клиниках, а также порядок обеспечения граждан Республики Беларусь лекарственными средствами, медицинскими изделиями и биомедицинскими клеточными продуктами определяются так же, как и для государственных учреждений здравоохранения. 

В структуре государственной системы здравоохранения понятие «университетские клиники» употребляется самостоятельно, без пояснения, что эти учреждения осуществляют медицинскую деятельность и участвуют в реализации образовательных программ высшего образования. В Законе также отражены цели, задачи и основные вопросы функционирования университетских клиник.

Медицинская аккредитация

Значительные изменения претерпел институт медицинской аккредитации. В Законе теперь предусмотрена медицинская аккредитация любых организаций здравоохранения, а не только государственных, как было ранее. 

Введено понятие базовых и национальных критериев медицинской аккредитации, которые устанавливаются Министерством здравоохранения.

Базовые критерии включают минимальные требования к видам оказываемой медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам. Медицинской аккредитации в целях установления соответствия базовым критериям подлежат государственные организации здравоохранения. При этом особенности финансирования государственных организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, не прошедших в установленном порядке медицинскую аккредитацию на соответствие базовым критериям медицинской аккредитации, определяются Советом Министров.

Национальные критерии медицинской аккредитации включают требования, основанные на современных международных подходах к обеспечению безопасности и эффективности оказания медицинской помощи. Из Закона следует, что любая организация здравоохранения вправе пройти медицинскую аккредитацию на соответствие национальным критериям.

Объемы оказания медицинской помощи

Несколько изменились подходы к установлению объемов оказания медицинской помощи. По общему правилу объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения, но при этом определены исключения. Объемы оказания медицинской помощи в подчиненных Министерству обороны, Государственному пограничному комитету государственных организациях здравоохранения, других организациях, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством, при выполнении Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями задач по предназначению устанавливаются соответственно Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом.

Врачебно-консультационные комиссии 

Новшества коснулись ВКК и экспертизы временной нетрудоспособности:

  • ВКК создаются не только в организациях здравоохранения, но и в других организациях, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность (далее — другие организации);
  • в других организациях может проводиться экспертиза временной нетрудоспособности пациентов в связи с заболеванием, беременностью, родами и в иных случаях.

Из Закона изъята норма, согласно которой другие организации вправе были проводить обязательные и внеочередные медицинские осмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации). Соответственно, указанные организации теперь могут проводить медицинские осмотры работающих без ранее существовавших ограничений.

Экспертиза качества медицинской помощи 

Изменен перечень случаев проведения экспертизы качества медицинской помощи. Из перечня изъяты летальные исходы. Экспертиза качества медицинской помощи теперь будет проводиться в случаях наличия заявлений и жалоб на качество медицинской помощи и в иных случаях, установленных Министерством здравоохранения.

Информационная система здравоохранения 

Внесены небольшие корректировки по вопросам централизованной информационной системы здравоохранения. В перечень действий в централизованной информационной системе здравоохранения, которые осуществляются медицинскими работниками без согласия пациентов, добавлена обработка персональных данных в целях организации оказания медицинской помощи. 

Кроме того, добавлена норма, согласно которой оператор централизованной информационной системы здравоохранения вправе на безвозмездной основе получать из государственных информационных систем (ресурсов) информацию, необходимую для ее функционирования, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Советом Министров.

Республиканский формуляр лекарственных средств

Существенной новеллой является дополнение Закона нормой, согласно которой при заболеваниях, которые включены в перечень, устанавливаемый Министерством здравоохранения, при оказании медицинской помощи по жизненным показаниям граждане Республики Беларусь в случае доказанной неэффективности или непереносимости лекарственных средств, включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств, обеспечиваются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов иными лекарственными средствами в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Информация о состоянии здоровья и врачебная тайна 

Предусмотрено, что по желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона, оператор общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе предоставляет медицинским работникам доступ к информации о состоянии здоровья пациента для выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний с использованием личного электронного кабинета пациента посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Кроме того, расширен перечень случаев правомерного, без согласия пациента, предоставления информации, составляющей врачебную тайну: по запросу органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, в связи с осуществлением контроля за деятельностью опекунов и попечителей.

Оказание скорой медпомощи 

Следует обратить внимание, что фармацевтические работники исключены из списка лиц, которые обязаны оказывать скорую медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения.

677 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам при принятии их на работу в санаторно-курортную организацию и в процессе трудово...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1893

Особенности работы с обращениями (видеоматериалы)

Работа с обращениями граждан — это важный аспект деятельности любой организации, особенно в сфере государственного управления и общественных услуг. В условиях цифровиза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 109
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок