Как организовать оказание медицинской помощи детям в учреждениях образования

В статье рассмотрим, как строится работа педиатрического отделения по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования, какие функции и обязанности при этом выполняют медицинские работники со средним специальным медицинским образованием.

Котова Елена

гл. внештатный специалист по организации работы медработников со средним спец. медицинским, фармацевтическим образованием Минздрава, главная медицинская сестра УЗ "25-я городская детская поликлиника"

Данченко Марина

врач-педиатр (заведующий педиатрическим отделением по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования) учреждения здравоохранения «25-я городская детская поликлиника» 

1413 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Качество оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования является основой формирования здорового образа жизни и охраны здоровья подрастающего поколения. Здоровье и образование органично связаны между собой: здоровые школьники более успешно учатся, добиваются социальных целей, экономического благополучия и хорошего физического состояния в более отдаленные периоды жизни. Анализ причин заболеваемости, разработка лечебно-диагностических и профилактических мероприятий важны не только для улучшения показателей здоровья обучающихся, но и с точки зрения прогнозируемого здоровья населения страны в будущем. 

Педиатрическое отделение по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования (далее — ПОМОД) является самостоятельным структурным подразделением детской поликлиники, обеспечивающим медицинское обслуживание детей в учреждениях дошкольного, общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования. В состав отделения входят медицинские кабинеты и медицинские пункты, находящиеся в учреждениях образования, подростковый кабинет поликлиники.

Справочно: деятельность ПОМОД регламентируется нормативными и иными правовыми актами: приказами Министерства здравоохранения, Министерства обра­зования, уставами организаций здравоохранения, образования, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителей, положением об отделении.

Руководит ПОМОД врач-педиатр (заведующий). Штатная численность должностей служащих медицинских работников для оказания медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования определяется в соответствии с примерными штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения, Министерством образования.

Справочно: численность должностей служащих медицинских работников для оказания медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования определяется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2012 № 185 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений)».

Основными задачами медицинских работников ПОМОД являются: 

  • оказание медицинской помощи детям в организованных коллективах, а также подросткам в подростковом кабинете;
  • формирование у детей и подростков представления о здоровье как ценности, их мотивация на ведение здорового образа жизни.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет в учреждениях образования приказом № 1925* утверждены Рекомендации о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет (далее — Рекомендации), типовая форма договора о сотрудничестве между государственной организацией здравоохранения и местными органами управления образованием (непосредственно учреждением образования) по оказанию медицинской помощи детям, безвозмездному пользованию помещениями (строениями) учреждений образования. 

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2023 № 1925 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обу­чающимся в возрасте до 18 лет» (по тексту — приказ № 1925).

При оказании медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования необходимым условием является наличие предварительного информированного добровольного согласия законного представителя или самого обучающегося по достижении им 14 лет (ст. 44 Закона о здравоохранении*). Отметка о согласии на простое медицинское вмешательство делается медицинским работником в медицинских документах при поступлении обучающегося в учреждение образования.

* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении).

Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи обу­чающимся осуществляется в соответствии с клиническим протоколом «Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам детского возраста», утвержденным постановлением № 118*. Установлен приоритет вызова бригады скорой медицинской помощи из учреждения образования с обучающимися в возрасте до 18 лет как экстренного. Выезд реанимационных (врачебных) бригад (при их отсутствии — наиболее опытных фельдшерских бригад) при обращении за медицинской помощью из учреждений образования с указанием на внезапное ухудшение состояния учащегося и угрожающие жизни ребенка состояния осуществляется немедленно.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.08.2023 № 118 «Об утверждении клинического протокола» (по тексту — постановление № 118).

Врач-специалист (заведующий) структурного подразделения, заместитель руководителя государственной организации здравоохранения обеспечивают в пределах своих функциональных обязанностей:

  • организацию и контроль качества оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет в учреждениях образования;
  • организацию обучения медицинских работников учреждений образования по вопросам оказания медицинской помощи.

Справочно: в учреждениях образования должно быть обеспечено оказание медицинской помощи квалифицированными медицинскими кадрами. Медицинские пунк­ты должны быть укомплектованы изделиями медицинского назначения, лекарственными и дезинфицирующими средствами, мебелью в соответствии с минимальным перечнем и табелем оснащения медицинского пункта (кабинета) учреждений образования.

Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования — это:

  • динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания обучающихся в организованных коллективах;
  • работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
  • разработка мер совместно с администрацией учреждения образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;
  • контроль совместно с руководителем учреждения образования и специалистами территориальных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;
  • проведение совместно с территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья противоэпидемических мероприятий, включая периодический осмотр обучающихся на педикулез и заразные кожные заболевания;
  • оказание медицинской помощи;
  • иммунопрофилактика (при наличии соответствующих усло­вий);
  • ведение установленных медицинских документов.

Справочно: должностные инструкции медицинских работников разрабатываются организацией здравоохранения с использованием Рекомендаций. Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях обра­зования, зависит от типа (вида) учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, а также режима работы учреждения образования. 

Справочно: в случае отсутствия медицинских пунктов в учреждениях образования допускается оказание медицинской помощи обучающимся в территориальной государственной организации здравоохранения. 

Медицинский работник со средним медицинским образованием в учреждении образования:

  • оказывает доврачебную медицинскую помощь в пределах должностных обязанностей;
  • организовывает госпитализацию обучающегося по показаниям в больничную организацию здравоохранения;
  • информирует родителей (законных представителей) обучающегося, ответственное лицо территориальной организации здравоохранения и администрацию учреждения образования о случае оказания обучающемуся в возрасте до 18 лет скорой медицинской помощи во время пребывания в учреждении образования;
  • контролирует ежедневный утренний прием воспитателем обучающихся в учреждении дошкольного образования;
  • проводит противоэпидемические мероприятия при возникновении и регистрации инфекционных заболеваний совместно с территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и администрацией учреждения образования;
  • осматривает обучающихся на наличие заразных кожных заболеваний, педикулеза;
  • осматривает обучающихся при подозрении на острое заболевание и обучающихся, находящихся в изоляторе;
  • выполняет врачебные рекомендации и назначения;
  • при получении обучающимся лекарственных препаратов, назначенных врачом-специалистом по медицинским показаниям (или при нахождении обучающегося на постоянной заместительной терапии), медицинский работник выполняет данные назначения (в период, определенный графиком рабочего времени) или создает условия для их выполнения при представлении родителями (законными представителями) обучающегося (за исключением руководителей детских интернатных учреждений) лекарственных препаратов, расходных материалов, заявления на прием лекарственных препаратов на основании представленной выписки из медицинских документов;

Справочно: медицинское обеспечение обучающихся в учреждении образования осуществляется на основании договора о сотрудничестве между государственной организацией здравоохранения и местными органами управления образованием (непосредственно учреждением образования). 

  • принимает участие в организации и контроле (совместно с руководителем учреждения образования) санитарно-эпидемиологического режима, режима дня, санитарного состояния помещений (пищеблока, учебных классов, игровых, спальных помещений, физкультурного зала, территории и др.), занятий по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»), учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Адаптивная физическая культура»), учебной дисциплине «Физическая культура», в т.ч. с выборочной оценкой занятий по указанным образовательным областям, учебному предмету, учебной дисциплине не реже одного раза в квартал;
  • осуществляет контроль организации питания совместно с администрацией учреждения образования и территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в учреждении образования в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
  • проводит иммунизацию обучающихся после осмотра врачом-педиатром;
  • информирует государственную организацию здравоохранения по месту жительства или проживания обучающегося о профилактических прививках, выполненных в учреждении образования;
  • обеспечивает преемственность в работе с учреждениями образования по вопросам прохождения диспансеризации обучающимися;
  • проводит оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и травм у обу­чающихся;
  • участвует в организации летнего оздоровления обучающихся;
  • предоставляет рекомендации родителям (законным представителям) обучающихся в возрасте до 18 лет по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом их возраста, состояния здоровья и особенностей развития;
  • информирует в установленном порядке заинтересованных о выявлении критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних;
  • оказывает методическую помощь персоналу учреждения образования по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима;

Справочно: руководители организаций здравоохранения и образования несут ответственность за организацию оказания медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования и взаимодействуют по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  • оказывает в пределах компетенции методическую помощь администрации учреждения образования по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • ведет учет и хранение медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств;
  • ведет установленные медицинские документы;
  • выполняет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами.

Функции медицинской сестры-диетолога (при наличии в штате организации): 

  • ведение установленных документов;
  • контроль прохождения сотрудниками пищеблока медицинских осмотров; 
  • участие в работе бракеражной комиссии (в период, определенный графиком рабочего времени);
  • участие в разработке меню-требования и составлении ежедневного меню на основании примерного двухнедельного меню;
  • анализ выполнения натуральных норм основных продуктов с последующей корректировкой меню;
  • проведение С-витаминизации готовых блюд;
  • организация диетического (индивидуального) питания обучающихся на основании заключения врача-специалиста;
  • анализ данных по организации питания обучающихся в учреждении образования и предоставление информации руководителям территориальной организации здравоохранения и учреждения образования;
  • оказание доврачебной медицинской помощи при необходимости;
  • укомплектование аптечки первой медицинской помощи в пищеблоке;
  • осуществление контроля (совместно с администрацией учреждения образования):
    • за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при организации питания обучающихся, санитарным состоянием пищеблока;
    • качеством доставляемых продуктов, соблюдением правил хранения и сроков реализации; 
    • закладкой продуктов питания и выходом блюд, отпуском продуктов из пищеблока;
    • соблюдением технологии приготовления и качеством пищи;
    • соблюдением графика выдачи пищи в пищеблоке;
    • ведением журнала «Здоровье»;
    • выполнением иных функций по организации питания и соблюдению санитарных нормам, правилам и гигиенических нормативов.

Медицинские работники при выполнении мероприятий по охране здоровья обучающихся взаимодействуют:

  • с руководителями и специалистами структурных подразделений территориальной организации здравоохранения по вопросам организации оказания медицинской помощи обучающимся в учреждении образования;
  • родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам оказания медицинской помощи, формирования навыков здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, профессиональной ориентации;
  • руководителями, педагогическими и иными работниками учреждения образования совместно со специалистами территориальных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья по вопросам организации контроля за здоровьесберегающими условиями обучения и воспитания обучающихся, питанием, оздоровительными и закаливающими мероприятиями, физическим воспитанием, формированием здорового образа жизни.

Также вы можете ознакомиться с формой договора о сотрудничестве между государственной организацией здравоохранения и местными органами управления образованием (непосредственно учреждением образования).


От редакции

В следующем выпуске журнала рассмотрим, какая медицинская документация ведется в ПОМОД и каково его оснащение.

1413 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок