Какие новации по государственным закупкам введены с 4 августа 2024 года

В статье рассмотрим новации, касающиеся процедуры государственных закупок товаров, вступившие в силу с 4 августа 2024 г.

Старко Галина

юрист

173 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законом № 354-З* внесены изменения в Закон № 419-З**, которые вступали в силу частями — с 4 февраля, 4 мая и 4 августа 2024 г. Рассмотрим основные изменения, вступившие в силу с 4 августа.

* Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (по тексту — Закон № 354-З)
** Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (по тексту — Закон № 419-З)

1. Установлены требования к работникам заказчика, выполняющим функции в сфере государственных закупок. Заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работников, обладающих соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок и (или) прошедших обучение по вопросам государственных закупок. 

2. Внесены изменения в порядок проверки участников процедур закупок в части отсутствия задолженности по налогам и сборам (пошлинам), пеням, обязательным страховым взносам. Проверка соответствия данному требованию осуществляется следующим образом:

  • в отношении участников, являющихся резидентами, — путем проверки заказчиком таких сведений через сайты Министерства по налогам и сборам, Фонда социальной защиты населения на 1-е число месяца, в котором осуществляется рассмотрение предложения, а в случае отсутствия информации на указанную дату — на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляется рассмотрение предложения;
  • участники, не являющиеся резидентами, представляют документ об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданный уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, на последнюю отчетную дату, предшествующую дню подачи предложения, и заявление с указанием последней отчетной даты.

Справочно: обучение работников заказчика по вопросам государственных закупок должно быть пройдено в рамках образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов по учебной программе, согласованной с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (по тексту — МАРТ).

3. Введено понятие совместного участия в государственных закупках. 

Установлены следующие случаи совместного участия в процедурах государственных закупок:

  • если это предусмотрено законодательством (например, для холдингов это предусмотрено Указом № 385*);
  • если это предусмотрено документами для проведения процедуры государственной закупки, представляемыми для подготовки предложения. 

* Указ Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (по тексту — Указ № 385)

Условиями для совместного участия в процедуре государственной закупки являются: 

  • наличие соглашения о совместном участии в процедуре закупки с указанием прав и обязанностей каждой из участвующих сторон. Такое соглашение может заключаться с целью участия в каждой конкретной процедуре закупки и представляться в составе предложения до заключения договора;
  • подтверждение соответствия участников определенным требованиям хотя бы в отношении одного из юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки (это касается соответствия требованиям, установленным законодательством к лицу, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки); 
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при приобретении таких исключительных прав; 
  • наличие правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания (при их наличии);
  • соответствие дополнительным требованиям к участникам, подтвержденное в порядке, установленном Советом Министров;
  • • соответствие иным требованиям, подтвержденное в отношении каждого из юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре закупки;
  • подача предложения от имени всех совместно участвующих в закупке лиц одним из них, определенным в соглашении о совместном участии в процедуре государственной закупки, с указанием всех участников, прав и обязанностей каждой стороны;
  • солидарная ответственность сторон соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора, за исключением ответственности в виде включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — список). 

Справочно: в случае определения участником-победителем участника, подавшего предложение от имени других участников, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, таковым признается каждая сторона соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки. Договор заключается с участником, подавшим предложение от имени всех участников, совместно участвующих в процедуре государственной закупки.

Справочно: включение в список производится при наличии оснований в отношении конкретного участника, являющегося стороной соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.

4. Скорректированы и дополнены требования к участникам процедур закупок в части представления информации заказчику об их отсутствии в списке. Факт отсутствия юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, в списке:

  • при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений — проверяется оператором электронной торговой площадки (далее — ЭТП) (на дату подачи предложения), а при совместном участии подтверждается заявлением по форме, установленной регламентом оператора ЭТП;
  • при проведении закрытых конкурентных процедур — подтверждается заявлением в письменной форме, подписанным не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения;
  • при проведении закупки из одного источника (далее — ЗОИ) — подтверждается заявлением в письменной форме, подписанным не ранее чем за 5 рабочих дней до заключения договора.

16 августа 2024 г. МАРТ в своем Telegram-канале опубликовало разъяснения, касающиеся формы заявлений о соответствии участников требованиям: при проведении процедуры государственной закупки к участникам, за исключением случаев осуществления государственных закупок в соответствии с пп. 1, 4, 11 и 12 приложения к Закону № 419-З, предъявляются требования, предусмотренные абз. 2‒14 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

При этом согласно ч. 3 п. 3 ст. 16 Закона № 419-З в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений соответствие требованиям, установленным абз. 6, 8‒14 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, подтверждается заявлением участника. Такое заявление подается по форме, установленной регламентом оператора ЭТП.

Одновременно дополнительные требования, предъявляемые к участникам при проведении процедуры государственной закупки, за исключением случаев осуществления государственных закупок в соответствии с пп. 1, 4, 11 и 12 приложения к Закону № 419-З, независимо от предмета государственной закупки предусмотрены абз. 2‒8 ч. 3 подп. 1.7 п. 1 постановления № 395. Соответствие данным требованиям подтверждается заявлением участника (ч. 4 подп. 1.7 п. 1 постановления № 395*).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (по тексту — постановление № 395)

Во избежание необходимости подачи участниками двух заявлений (как по форме, установленной регламентом оператора ЭТП, путем проставления соответствующей «галочки», так и путем размещения заявления в составе предложения участника) МАРТ полагает возможным подтверждать соответствие дополнительным требованиям, указанным в ч. 3 подп. 1.7 п. 1 постановления № 395, заявлением участника, поданным по форме, установленной регламентом оператора ЭТП.

5. Исключено требование к участнику об его отсутствии в реестре организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. 

6. Впервые определен круг аффилированных лиц в закупках. Участник процедуры закупки одновременно с подачей предложения обязан представить заявление о том, что он не аффилирован с заказчиком процедуры государственной закупки. Участник-победитель обязан представить заказчику не позднее трех рабочих дней заявление о том, что с ним не аффилированы другие участники процедур закупок.

Соответствие данному требованию подтверждается:

  • в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений — заявлением участника по форме, установленной регламентом оператора ЭТП;
  • при проведении закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, ЗОИ — заявлением участника в письменной форме, подписанным не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения (заключения договора при проведении ЗОИ).

7. Срок размещения справки на ЭТП увеличен до двух рабочих дней, следующих за днем ее утверждения заказчиком.

8. Введена электронная форма подачи жалобы при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений. Такая жалоба подается путем заполнения экранной формы на ЭТП (устанавливается регламентом оператора ЭТП).

9. Введен новый порядок отзыва на жалобу. При проведении открытого конкурса, электронного аукциона и запроса ценовых предложений отзыв на жалобу необходимо разместить на ЭТП. Операторы ЭТП и государственной информационно-аналитической системы обязаны обеспечить размещение такого отзыва на жалобу в данной системе в реестре жалоб. При проведении закрытого конкурса, закрытого запроса ценовых предложений, биржевых торгов, ЗОИ отзыв на жалобу направляется в письменной форме.

173 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 374

Документация санаторно-курортной организации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о ведении делопроизводства в санаторно-курортной организации, определении сроков хранения документации (в т.ч. медицинской), о локальных право...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1761
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок