Коррупционные правонарушения: важно знать

Реализация мероприятий по недопущению коррупции среди подчиненных работников является важным направлением деятельности руководителей организаций здравоохранения всех уровней. Для правильной организации данной работы главной медицинской сестре необходимо обладать знаниями в этой области и эффективно их применять. В статье мы поговорим о природе коррупции, ее видах и ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Ардяко Елена

Юрист

997 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сегодня коррупция является одной из глобальных проблем. Она, как правило, проникает в наиболее важные сферы жизнедеятельности общества, включая здравоохранение.

Профессиональная деятельность работников здравоохранения тесно связана с людьми, в т.ч. с оказанием им медицинской или иной необходимой помощи. На практике нередко возникают ситуации, когда пациент или другое заинтересованное лицо хочет отблагодарить работника здравоохранения за оказанную помощь или, в худшем случае, работник здравоохранения создает условия для того, чтобы человек вынужденно предложил ему подобную благодарность. Принимая благодарность и действуя в таких ситуациях импульсивно, работники здравоохранения зачастую не осознают, что совершают тяжелое уголовное коррупционное правонарушение, за которое грозит суровое наказание.

Справочно: работники здравоохранения — лица, занимающие в установленном законодательством порядке должности медицинских, фармацевтических работников, а также иные лица, работающие в области здравоохранения.

Как показывает правоприменительная практика, коррупция в сфере здравоохранения имеет следующие отличительные особенности:

1) одним из значимых объектов коррупционных проявлений являются права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) повышенный уровень латентности, достаточно широкая распространенность проявлений (например, при «бытовой» коррупции в здравоохранении сумма взяток меньше, а их количество больше).

При этом необходимо отметить, что к субъектам коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, в сфере здравоохранения наряду с государственными служащими, другими государственными должностными лицами, отдельными работниками государственных организаций здравоохранения (далее — государственные должностные лица) относятся в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (далее — лица, приравненные к государственным должностным лицам).

Система мер по борьбе с коррупцией

В Республике Беларусь сформирована и действует система мер противодействия коррупционным проявлениям, в т.ч. в здравоохранении. Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией установлены Законом о борьбе с коррупцией*.

* Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (по тексту — Закон о борьбе с коррупцией)

Коррупцией согласно абз. 2 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией признается:

  • умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т.ч. иностранного.

Согласно ст. 3 Закона о борьбе с коррупцией субъектами:

  • правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:
    • государственные должностные лица;
    • лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  • коррупционных правонарушений являются:
    • государственные должностные лица;
    • лица, приравненные к государственным должностным лицам;
    • иностранные должностные лица;
    • лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Борьба с коррупцией осуществляется органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, а иные органы и организации участвуют в борьбе с коррупцией.

Указанная деятельность реализуется в т.ч. посредством комплексного применения мер, предусмотренных ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией, включая:

  • проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
  • обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не пре-дусмотрено актами законодательства;
  • установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;
  • организация антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования, и др.

Согласно ст. 9 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

Конкретный перечень реализуемых мер определяется государственными органами и иными организациями самостоятельно исходя из специфики их деятельности и реализуемых функций, оценки коррупционных рисков. При этом данные меры не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц ограничения, не предусмотренные законодательными актами.

Следует отметить, что руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

  • принимать установленные Законом о борьбе с коррупцией и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;
  • привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом о борьбе с коррупцией, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
  • информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений (ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Согласно ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Справочно: государственными должностными лицами признаются в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более % долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица установлен ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией.

В частности, согласно ч. 1 указанной статьи государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

Перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации, закреплен в ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией. К ним, в частности, относятся:

  • отстранение государственного должностного лица от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у него конфликт интересов;
  • перевод государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, на другую равнозначную должность и др.

Взятка или благодарность

Законодательство запрещает принимать подарки:

  • государственным должностным лицам;
  • лицам, приравненным к ним, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (абз. 9 ч. 1, абз. 2 ч. 5 ст. 17, ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией).

Медицинские работники могут относиться к указанным категориям лиц в случае:

  • занятия должностей, предусматривающих выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, главный врач и его заместитель, заведующий отделением, старшая медицинская сестра, главная медицинская сестра и др.);
  • совершения юридически значимых действий (например, выписка листка нетрудоспособности).

В случае если государственным должностным лицом получено какое-либо имущество с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей (например, подарок получен не лично, а оставлен в кабинете), необходимо:

  • в течение 3 рабочих дней в виде письменного заявления, оформленного в произвольной форме, уведомить государственный орган или иную организацию, в которых это лицо проходит службу или осуществляет трудовую деятельность;
  • безвозмездно сдать такое имущество по месту службы (работы) (п. 3 Положения № 45*).

* Положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016
№ 45
(по тексту — Положение № 45)

Аналогичные действия предусмотрены также в случае, если имущество с нарушением законодательства получают близкие родственники должностного или приравненного к нему лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство (ч. 4 ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией).

В частности, государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства.

Допускается оставлять себе полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых не превышает 5 базовых величин (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе*).

* Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (по тексту — Закон о госслужбе)

Виды коррупции в системе здравоохранения

Коррупция в здравоохранении характеризуется самыми разными коррупционными явлениями, как то:

  • незаконное расходование и хищение финансовых средств, которые выделены учреждению здравоохранения из бюджета, а также получение доходов от потребителей медицинских услуг;
  • коррупция в сфере государственных закупок (например, откаты, т.е. получение должностным лицом, связанным с закупками, взятки за то, что он заказывает за государственные деньги определенный товар. Как правило, такой товар в несколько раз дороже, чем его аналог, или абсолютно не нужен медицинским работникам. Все это приводит к завышению цен на получаемые организацией услуги и товары);
  • коррупция путем подделки платежных документов (фальсификация платежных и расходных документов, квитанций, использование средств учреждения здравоохранения в интересах «особых» клиентов);
  • коррупция при поставках лекарственных средств и медицинских изделий (например, хищение лекарственных средств и медицинских изделий на всех этапах их распределения между учреждениями здравоохранения, вымогательство от поставщиков денежных средств для разрешения продажи тех или иных лекарственных средств или медицинских изделий);
  • коррупция при оказании медицинских услуг (например, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, которые должны предоставляться пациентам бесплатно).

В организациях здравоохранения можно выделить такие наиболее распространенные типы взяток, как взятка за:

  • незаконное оформление справок и листков временной нетрудоспособности (например, об освобождении от физической культуры, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, о допуске к выполнению тех или иных работ, о негодности к несению военной службы);
  • качественное проведение медицинского вмешательства пациенту (например, проведение операции с индивидуальным подходом, когда за определенную плату обещается улучшенный уход за пациентом до и после операции, гарантируется применение лучших лекарственных средств, особой анестезии и т.д.);
  • подтверждение или сокрытие медицинскими работниками некоторых медицинских фактов (например, о наличии либо отсутствии телесных повреждений и т.д.);
  • выписку рецепта для бесплатного получения лекарственных средств (например, психотропных веществ);
  • выдачу справок о психическом состоянии пациента;
  • искажение выводов врача-патологоанатома о причинах смерти человека (например, чтобы скрыть преступление или помочь избежать уголовной ответственности);
  • продолжение госпитализации пациента за определенную плату или досрочную выписку из стационара (например, чтобы телесные повреждения из менее тяжких стали тяжкими);
  • благоприятное решение вопроса, связанного с назначением (продлением) инвалидности, и др.

Основным средством борьбы с правонарушениями и обеспечения правового поведения является юридическая ответственность. В соответствии со ст. 2 Закона о борьбе с коррупцией ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается КоАП1, УК2, ТК3, ГК4 и иными законодательными актами.

1Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (по тексту — КоАП)

2Уголовный кодекс Республики Беларусь (по тексту — УК)

3Трудовой кодекс Рес­публики Беларусь (по тексту — ТК)

4Гражданский кодекс Республики Беларусь (по тексту — ГК)


997 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок