Медицинская этика и деонтология в педиатрии

Коммуникация медицинского работника с ребенком и его родителями имеет свои особенные черты. Какие именно — мы будем разбирать в данной статье.  

Дюбайлова Надежда

врач-педиатр (заведующий лечебно-диагностическим отделением) медицинского центра «Аква-Минск»

1462 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Основные принципы поведения медработника

Закон* дает следующее определение медицинской этики и деонтологии: медицинская этика и деонтология — совокупность принципов, норм и правил поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей.

* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон).

С целью повышения ответственности и эффективности выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверия граждан к системе здравоохранения постановлением № 64* утверждены Правила медицинской этики и деонтологии (далее — Правила).

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.08.2018 № 64 «О Правилах медицинской этики и деонтологии» (по тексту — постановление № 64).

В Правилах сформулированы принципы поведения медицинских работников. Среди них — принципы гуманизма, милосердия, сдержанности, профессионализма, конфиденциальности и толерантности.

Принцип гуманизма — проявление вежливости, доверия, сочувствия, уважения, сострадания, эмпатии во взаимоотношениях с пациентами, коллегами и иными лицами.

Принцип милосердия — чуткое и внимательное отношение к потребностям пациента. Каждое действие медицинского работника должно быть направлено на достижение благой цели.

Принцип сдержанности — способность медицинских работников управлять своими действиями, эмоциями, соблюдение тактичности в процессе взаимодействия с пациентами, коллегами и иными лицами.

Принцип конфиденциальности — сохранение врачебной тайны, неразглашение информации о состоянии здоровья пациентов и иных сведений при оказании медицинской помощи.

Принцип толерантности — проявление понимания и терпимости к пациенту и иным лицам, уважение их взглядов и убеждений, в т.ч. отсутствие дискриминации по религиозному и (или) национальному признакам, запрет привилегий и (или) ограничений по признакам расы, политическим и другим убеждениям, полу, возрасту, этническому и социальному происхождению, языковым и другим признакам.

Особенности этики и деонтологии в педиатрии

В педиатрии вопросы этики и деонтологии имеют свои особенности.

Педиатр и медицинская сестра контактируют с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода.

Медицинская деонтология учит врача и медицинскую сестру относиться к пациенту не как к объекту наблюдения и назначения лечения, а как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, страхами, опасениями. И это очень важно по отношению к ребенку, а не только к родителям.

Деятельность врача-педиатра и медицинской сестры основана на прямом контакте с пациентом и тесном контакте с родителями и родственниками, у которых бывает свое восприятие состояния здоровья ребенка, свои особенности характера. Поэтому очень важно использовать специальные навыки общения с детьми и их родителями. 

Справочно: сейчас родители обладают большим запасом информации, получая ее из специальной литературы, сети Интернет, социальных сетей. Часто распространяется не совсем точная информация, а родители, примеряя ее к своему ребенку, не всегда понимают суть проблемы и ее последствия. Так, отказ родителей от профилактических прививок может привести к росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом.

Проблемы взаимодействия с больными детьми и их родителями

Условно можно выделить следующие проблемы взаимодействия врача-педиатра и медицинской сестры с больными детьми и их родителями:

  • контакт с родственниками больного ребенка с их особенностями характера и восприятия состояния здоровья ребенка;
  • использование специальных навыков общения с детьми, основанных на знании их возрастных особенностей;
  • знание не только возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которого трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

Справочно: чем меньше ребенок, тем более он отличается своими анатомо-физиологическими особенностями от взрослого человека. Тяжелее объективно оценить состояние здоровья малыша, поставить диагноз, назначить лечение.

Установление доверия к медработнику

Для завоевания доверия родственников маленьких пациентов можно воспользоваться следующими правилами: 

  • устанавливать контакт в первую очередь с ребенком;
  • быть спокойным, внимательным, оптимистичным, аккуратным;
  • убежденно и четко излагать информацию о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме;
  • подавлять страх у ребенка и его близких (этому способствуют личные качества медицинского работника и некоторые приемы — отвлечение, шутка и др.);
  • проявлять такие душевные качества, как внимание, доброжелательность, ласка, вносить успокоение в сознание родителей;
  • твердо предъявлять родителям определенные требования, которые облегчают лечебный процесс;
  • внушать ребенку и его родным мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний. 

Справочно: доверие к врачу и медицинской сестре вызывается их поведением, личным примером, человеческими качествами.

Справочно: ребенок не всегда понимает врача и медицинскую сестру, поэтому следует проводить опрос в виде беседы, следить в ходе беседы за реакцией и ребенка, и его родителей.

Требования к медработнику

При общении с детьми необходимо учитывать психологические особенности детского возраста. Контакт с ребенком способствует доверию, внушаемости, оптимизму. Общение с детьми нивелирует чувство страха, склонность к симуляции и диссимуляции, психосоматические реакции, неадекватность реакции, негативизм. Медицинский работник при общении должен всегда быть в хорошем расположении духа, улыбаться.

Справочно: соблюдение врачебной этики по отношению к ребенку не зависит от его возраста.

Правила медицинского работника:

  • без любви к ребенку нельзя работать в педиатрии;
  • нужно быть практиком, лечебником, педагогом, другом;
  • без доброго слова лекарства плохо помогают;
  • всегда помнить, что для каждого родителя ребенок и его здоровье — самое важное;
  • каждый родитель должен чувствовать, что врач и медицинская сестра относятся к нему и его малышу с уважением, заняты только им, его заболеванием и состоянием;
  • не отвлекаться от ребенка посторонними делами;
  • никогда не критиковать своих коллег-предшественников по лечению больного;
  • не принимать опрометчивых решений, оставить себе время проверить себя, проконсультироваться с коллегами;
  • кредо по жизни — чужих детей не бывает. Относиться к ребенку и его родителям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. 

Справочно: педиатр и медицинская сестра должны быть для ребенка психологами, педагогами и друзьями одновременно.

1462 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Стигматизация в медицине

Главная медицинская сестра № 3 (39) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 182
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 114
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок