Медицинская этика и деонтология в педиатрии
Коммуникация медицинского работника с ребенком и его родителями имеет свои особенные черты. Какие именно — мы будем разбирать в данной статье.
Коммуникация медицинского работника с ребенком и его родителями имеет свои особенные черты. Какие именно — мы будем разбирать в данной статье.
Закон* дает следующее определение медицинской этики и деонтологии: медицинская этика и деонтология — совокупность принципов, норм и правил поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей.
* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон).
С целью повышения ответственности и эффективности выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверия граждан к системе здравоохранения постановлением № 64* утверждены Правила медицинской этики и деонтологии (далее — Правила).
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.08.2018 № 64 «О Правилах медицинской этики и деонтологии» (по тексту — постановление № 64).
В Правилах сформулированы принципы поведения медицинских работников. Среди них — принципы гуманизма, милосердия, сдержанности, профессионализма, конфиденциальности и толерантности.
Принцип гуманизма — проявление вежливости, доверия, сочувствия, уважения, сострадания, эмпатии во взаимоотношениях с пациентами, коллегами и иными лицами.
Принцип милосердия — чуткое и внимательное отношение к потребностям пациента. Каждое действие медицинского работника должно быть направлено на достижение благой цели.
Принцип сдержанности — способность медицинских работников управлять своими действиями, эмоциями, соблюдение тактичности в процессе взаимодействия с пациентами, коллегами и иными лицами.
Принцип конфиденциальности — сохранение врачебной тайны, неразглашение информации о состоянии здоровья пациентов и иных сведений при оказании медицинской помощи.
Принцип толерантности — проявление понимания и терпимости к пациенту и иным лицам, уважение их взглядов и убеждений, в т.ч. отсутствие дискриминации по религиозному и (или) национальному признакам, запрет привилегий и (или) ограничений по признакам расы, политическим и другим убеждениям, полу, возрасту, этническому и социальному происхождению, языковым и другим признакам.
В педиатрии вопросы этики и деонтологии имеют свои особенности.
Педиатр и медицинская сестра контактируют с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода.
Медицинская деонтология учит врача и медицинскую сестру относиться к пациенту не как к объекту наблюдения и назначения лечения, а как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, страхами, опасениями. И это очень важно по отношению к ребенку, а не только к родителям.
Деятельность врача-педиатра и медицинской сестры основана на прямом контакте с пациентом и тесном контакте с родителями и родственниками, у которых бывает свое восприятие состояния здоровья ребенка, свои особенности характера. Поэтому очень важно использовать специальные навыки общения с детьми и их родителями.
Справочно: сейчас родители обладают большим запасом информации, получая ее из специальной литературы, сети Интернет, социальных сетей. Часто распространяется не совсем точная информация, а родители, примеряя ее к своему ребенку, не всегда понимают суть проблемы и ее последствия. Так, отказ родителей от профилактических прививок может привести к росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом.
Условно можно выделить следующие проблемы взаимодействия врача-педиатра и медицинской сестры с больными детьми и их родителями:
Справочно: чем меньше ребенок, тем более он отличается своими анатомо-физиологическими особенностями от взрослого человека. Тяжелее объективно оценить состояние здоровья малыша, поставить диагноз, назначить лечение.
Для завоевания доверия родственников маленьких пациентов можно воспользоваться следующими правилами:
Справочно: доверие к врачу и медицинской сестре вызывается их поведением, личным примером, человеческими качествами.
Справочно: ребенок не всегда понимает врача и медицинскую сестру, поэтому следует проводить опрос в виде беседы, следить в ходе беседы за реакцией и ребенка, и его родителей.
При общении с детьми необходимо учитывать психологические особенности детского возраста. Контакт с ребенком способствует доверию, внушаемости, оптимизму. Общение с детьми нивелирует чувство страха, склонность к симуляции и диссимуляции, психосоматические реакции, неадекватность реакции, негативизм. Медицинский работник при общении должен всегда быть в хорошем расположении духа, улыбаться.
Справочно: соблюдение врачебной этики по отношению к ребенку не зависит от его возраста.
Правила медицинского работника:
Справочно: педиатр и медицинская сестра должны быть для ребенка психологами, педагогами и друзьями одновременно.