Запрос и выдача характеристики являются обязанностью или правом?
Статьей 26 ТК* предусмотрено право нанимателей запрашивать характеристику в отношении работника с предыдущего места работы.
* Трудовой кодекc Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК).
Декретом № 5* установлена обязанность руководителей государственных организаций при приеме граждан на работу запрашивать в отношении них характеристики с предыдущих мест работы.
* Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (по тексту — Декрет № 5)
Требование о выдаче характеристики установленной формы и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
Какие требования предъявляются к форме и содержанию характеристики?
В Декрете № 5 определены четкие требования к характеристике. В ней должны отражаться профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины, отношение к государственным и общественным институтам.
Там же закреплены сроки выдачи характеристики.
Справочно: характеристика — официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров.
Форма характеристики установлена постановлением № 585*.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики» (по тексту — постановление № 585)
В отношении грамотности и правильности заполнения характеристики можно выделить одну из самых распространенных ошибок: слишком невнимательное и несерьезное отношение представителей нанимателя к составлению характеристики.
В большинстве случаев характеристика наполнена стандартными фразами и клише. Естественно, такой документ с трудом сможет вызвать доверие у нового нанимателя. А ведь нередко именно от характеристики зависит окончательное решение руководителя о приеме сотрудника либо об отказе в приеме.
Таким образом, составлению любой характеристики действительно нужно уделять необходимое количество времени. Содержание документа должно отражать реальные качества работника. Обязательно следует указать особые умения и навыки, которыми он обладает.
Если сотрудник помимо основной работы выполнял различные дополнительные поручения руководства, то данный факт следует отразить в характеристике.
Бывает и так, что работник благодаря собственной внимательности, предусмотрительности, а также способности быстро принимать эффективные решения предотвратил, например, получение травмы работником, попытки хищения имущества нанимателя. Хороший руководитель обязательно должен вспомнить о данном факте и рассказать о нем в документе.
Не следует оставлять без внимания и способность сотрудника работать в коллективе. Если он не был вовлечен ни в какие споры и конфликты, оказывал посильную помощь другим сотрудникам, доброжелательно относился к работникам, об этом необходимо упомянуть.
Имеет ли право государственная организация, являвшаяся последним местом работы работника более 5 лет назад, отказать в выдаче характеристики другой государственной организации?
Декрет № 5 обязывает нанимателя при приеме на работу работника в государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, запрашивать:
- характеристику с предыдущего места его работы;
- характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
В описанной ситуации организация является предшествующим нанимателем. И так совпало, что при этом она является и государственной организацией.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что предшествующим 5-летнимсроком ограничена только необходимость получения характеристики из государственной организации (абз. 3 ч. 2 п. 11 Декрета № 5).
Что касается характеристики с предыдущего места работы (абз. 2 ч. 2 п. 11 Декрета № 5), то обязанность ее запросить сроком не ограничена. Следовательно, запрашивать данную характеристику необходимо независимо от срока перерыва в работе.
Предшествующий наниматель, являющийся государственной организацией и последним местом работы для сотрудника более 5 лет назад, обязан в течение 7 календарных дней со дня получения запроса направить характеристику запрашивающей организации.
Можно ли принять работника на работу, не дожидаясь получения запрошенной характеристики с предшествующего места работы?
Законодательство обязывает государственные организации запрашивать характеристики с предшествующих мест работы, характеристики из государственной организации, являвшейся местом работы в течение предшествующих 5 лет.
Это важно
Формальное направление запроса о выдаче характеристики недопустимо.
Во избежание нарушений законодательства, в т.ч. законодательства о труде, будущему нанимателю следует убедиться в том, что его запрос доставлен на предшествующее место работы и в государственную организацию, являвшуюся местом работы в течение предшествующих 5 лет.
Прием на работу ранее установленного Декретом № 5 для предыдущих нанимателей срока, необходимого для составления и направления характеристики, повлечет нарушение порядка приема на работу и применение к должностным лицам мер административного воздействия, а также иных мер в соответствии с законодательством.
К каким последствиям для руководителя государственной организации здравоохранения может привести прием на работу работника без получения характеристики?
Создание запроса характеристики и приобщение его к материалам дела работника не является исполнением нанимателем обязанности по получению характеристики и влечет применение административного взыскания по ч. 6 ст. 10.12 КоАП* в виде штрафа.
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (по тексту — КоАП)
Справочно: согласно ч. 6 ст. 10.12 КоАП несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ.
Игнорирование предыдущим нанимателем запроса либо несоблюдение установленного срока выдачи характеристики также является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 24.11 КоАП в виде штрафа.
Справочно: согласно ст. 24.11 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ.
Это важно
Не является административным правонарушением, предусмотренным ст. 24.11 КоАП, непредставление в установленный срок документов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Согласно п. 12 Декрета № 5нарушение предусмотренного Декретом № 5порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.
В связи с этим нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, может повлечь увольнение руководителя организации и (или) иного уполномоченного должностного лица, ответственного за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик.
Таким образом, наниматель должен предпринять все возможные меры для получения характеристики.
Следует отметить, что целью характеристики является предоставление нанимателю дополнительной информации, дающей возможность наиболее всесторонне оценить кандидата при приеме на работу.
Принятие окончательного решения о приеме или об отказе в приеме на работу является правом нанимателя.
Вправе ли организация, получив характеристику несоответствующих формы и содержания, запросить ее повторно?
В случае получения государственной организацией, в которую принимается работник, характеристики не установленной формы либо с указанием в ней не всех обязательных сведений допускается направление повторного запроса характеристики установленной формы с указанием фактов, которые не позволяют признать представленную ранее характеристику соответствующей требованиям Декрета № 5 и постановления № 585.
Также вы можете ознакомиться с формой характеристики.