Прочитав название статьи, многие подумают: «Опять медицинская этика… Что тут можно сказать нового?» Наверное, нового сказать можно немного, но поговорить о медицинской этике никогда не повредит.
Практически все люди без исключения обращаются за медицинской помощью, и им далеко небезразлично отношение медиков к самому человеку или к близким ему людям.
Медицинским работникам ежеминутно приходится принимать решения, связанные со здоровьем, жизнью, правами и достоинством личности. Поэтому особенно важное значение в их деятельности имеет этика — основанные на принципах нравственности нормы профессионального поведения.
Становление современных норм медицинской этики и деонтологии
В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы Древнего Вавилона (XVIII в. до н. э., законы Хаммурапи, которые гласят: «Если врач произведет какую-либо серьезную операцию и причинит больному смерть, то он наказывается отсечением руки»).
Великий древний грек Гиппократ, отец медицины, неоднократно подчеркивал важность для врача не только способности к лечению, но и неукоснительного следования требованиям этических норм. Принято считать, что именно Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики (сочинения «Клятва», «Закон», «О врачах» и т.д.).
Большое влияние на развитие медицинской этики оказали взгляды персидского ученого X‒XI вв. врача Ибн Сины (Авиценны). Основные идеи его учения содержатся в энциклопедическом труде «Канон врачебной науки» и сочинении «Этика».
Известную роль в развитии современных принципов медицинской этики сыграла Салернская медицинская школа, возникшая на юге Италии в IX в. и вошедшая в 1213 г. в состав Салернского университета на правах факультета. Представители этой школы проводили в жизнь гуманные принципы античной медицины.
Каждая эпоха налагает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему жить, превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.
Медицинская этика — часть общей и вид профессиональной этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников разного уровня подготовки. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков.
Суть медицинской этики очень точно сформулировал академик А. Ф. Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».
Медицинская этика, в отличие от права, формировалась и существовала как свод неписаных правил. Понятия о врачебной этике складывались с древних времен.
Одним из аспектов медицинской этики и деонтологии являются взаимоотношения медицинских работников с пациентом, родственниками пациента и между собой.
В основе взаимоотношений лежит слово, что было известно еще в древности. «Лечить надо словом, травами и ножом», — считали древние целители.
Умным, тактичным словом можно поднять настроение пациента, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление, тогда как неосторожным словом можно глубоко ранить пациента, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник.
Одну и ту же мысль можно высказать по-разному. Одно и то же слово люди могут понять по-разному, в зависимости от своего интеллекта, личностных качеств и т.д. Не только слова, но и интонация, выражение лица, жесты имеют большое значение во взаимоотношениях с пациентом, его родственниками, коллегами.
Современные подходы в области медицинской этики и деонтологии
Медицинский работник должен обладать особой чувствительностью к человеку, владеть эмпатией — способностью сострадать, ставить себя на место пациента. Он должен уметь понять пациента и его близких, «слышать» душу пациента, успокоить и убедить. Это своего рода искусство, причем нелегкое. В разговоре с пациентом недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Пациент должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом.
Владеть культурой речи необходимо каждому медицинскому работнику. Чтобы хорошо говорить, надо прежде всего правильно думать. Врач или медицинская сестра, которые спотыкаются на каждом слове, употребляют жаргонные слова и выражения, вызывают недоверие и неприязнь.
Деонтологические требования к культуре слова заключаются в том, что медицинский работник должен уметь:
- рассказать пациенту о болезни и ее лечении;
- успокоить и ободрить пациента, даже находящегося в самом тяжелом положении;
- использовать слово как важный фактор психотерапии;
- употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры;
- убедить пациента в необходимости того или иного лечения;
- терпеливо молчать, когда этого требуют интересы пациента;
- не лишать пациента надежды на выздоровление;
- владеть собой во всех ситуациях.
В общении с пациентом нужно использовать следующие коммуникативные приемы:
- всегда внимательно выслушивать пациента;
- задав вопрос, обязательно дождаться ответа;
- излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными терминами;
- уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов;
- не перебивать пациента;
- поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента;
- сохранять хладнокровие, быть терпеливым и терпимым.
И все же главным этическим принципом в медицине является принцип «не навреди». Этому принципу следовали еще медики Древнего мира. Так, Гиппократ в труде «Клятва» прямо указывает: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам, воздержусь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».
Непричинение вреда, ущерба здоровью пациента — первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здоровью пациента может стать основанием для привлечения медицинского работника к ответственности, в т.ч. в судебном порядке. Этот принцип обязателен, но он допускает определенную степень риска.
Всегда огромное значение имеет принцип сохранения медицинской тайны. Не подлежат разглашению сведения о:
- состоянии здоровья пациента;
- интимной и семейной сторонах жизни пациента, полученные от него самого или выявленные в процессе его обследования и лечения;
- физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.д.
Об этом говорится и в «Клятве» Гиппократа: «Что бы я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». В дореволюционной России врачи, оканчивающие медицинский факультет, произносили так называемое «Факультетское обещание», в котором говорилось: «Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые семейные тайны и не употреблять во зло оказываемое мне доверие».
Согласно ст. 46 Закона о здравоохранении медицинский работник вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте:
- с согласия этого пациента. При этом важно учитывать требования ст. 46 Закона о здравоохранении1 и ст. 5, 8 и др. Закона о защите персональных данных2;
- без согласия только в случаях, установленных законодательными актами, в т.ч. вышеуказанной статьей Закона о здравоохранении и соответствующими положениями Закона о защите персональных данных.
1 Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
2 Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (по тексту — Закон о защите персональных данных)
За разглашение профессиональной тайны медицинский работник несет личную моральную, а иногда и уголовную ответственность.
Справочно: Законодательными актами согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» считаются Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Респуб-лики Беларусь.
И все же на современном этапе принято говорить не о врачебной тайне, а о конфиденциальности (доверительности) отношений медицинского работника и пациента, поскольку пациент должен быть полностью информирован о своем здоровье (вместе с тем пациент имеет право «не знать», т.е. пациенту не следует навязывать информацию).
В настоящее время говорят не о том, чтобы не вредить, а о благополучии пациента, его безопасности (большинство диагностических, а иногда и лечебных процедур несут большой риск серьезных осложнений), т.е. надо добиваться максимального эффекта от лечения при минимальном риске, а поэтому пациент должен получить информацию о предстоящем обследовании и лечении.
Несмотря на прогресс медицины как науки и вида деятельности, медицинская этика близка к кризису в связи с тем, что достижения современной медицины и мораль современного общества нарушают традиционную зависимость медицинской этики от общечеловеческих ценностей, одной из наиболее значимых из которых является здоровье.
Все вышеперечисленные вопросы отражают возникшую социальную проблему в сфере медицинской этики и требуют ее изучения и разрешения на практике.