Медицинская этика и деонтология в сестринском деле

Одной из характеристик современной медицины является ее интенсивное развитие. Развиваются медицинские технологии, совершенствуется лекарственное обес­печение пациентов. При этом важнейшим аспектом оказания медицинской помощи остается этическая сторона взаимодействия между пациентом и средним медицинским работником. Актуальные вопросы построения такого взаимодействия рассмотрены в настоящей статье.

Южик Светлана

Заведующий отделением государственного учреждения
«Больница паллиативного ухода "Хоспис"», председатель Белорусского общественного объединения медицинских сестер

977 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Прочитав название статьи, многие подумают: «Опять медицинская этика… Что тут можно сказать нового?» Наверное, нового сказать можно немного, но поговорить о медицинской этике никогда не повредит.

Практически все люди без исключения обращаются за медицинской помощью, и им далеко небезразлично отношение медиков к самому человеку или к близким ему людям.

Медицинским работникам ежеминутно приходится принимать решения, связанные со здоровьем, жизнью, правами и достоинством личности. Поэтому особенно важное значение в их деятельности имеет этика — основанные на принципах нравственности нормы профессионального поведения.

Становление современных норм медицинской этики и деонтологии

В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы Древнего Вавилона (XVIII в. до н. э., законы Хаммурапи, которые гласят: «Если врач произведет какую-либо серьезную операцию и причинит больному смерть, то он наказывается отсечением руки»). 

Великий древний грек Гиппократ, отец медицины, неоднократно подчеркивал важность для врача не только способности к лечению, но и неукоснительного следования требованиям этических норм. Принято считать, что именно Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики (сочинения «Клятва», «Закон», «О врачах» и т.д.).

Большое влияние на развитие медицинской этики оказали взгляды персидского ученого X‒XI вв. врача Ибн Сины (Авиценны). Основные идеи его учения содержатся в энциклопедическом труде «Канон врачебной науки» и сочинении «Этика».

Известную роль в развитии современных принципов медицинской этики сыграла Салернская медицинская школа, возникшая на юге Италии в IX в. и вошедшая в 1213 г. в состав Салернского университета на правах факультета. Представители этой школы проводили в жизнь гуманные принципы античной медицины.

Каждая эпоха налагает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему жить, превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.

Медицинская этика — часть общей и вид профессиональной этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников разного уровня подготовки. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков. 

Суть медицинской этики очень точно сформулировал академик А. Ф. Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».

Медицинская этика, в отличие от права, формировалась и существовала как свод неписаных правил. Понятия о врачебной этике складывались с древних времен.

Одним из аспектов медицинской этики и деонтологии являются взаимоотношения медицинских работников с пациентом, родственниками пациента и между собой.

В основе взаимоотношений лежит слово, что было известно еще в древности. «Лечить надо словом, травами и ножом», — считали древние целители. 

Умным, тактичным словом можно поднять настроение пациента, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление, тогда как неосторожным словом можно глубоко ранить пациента, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник.

Одну и ту же мысль можно высказать по-разному. Одно и то же слово люди могут понять по-разному, в зависимости от своего интеллекта, личностных качеств и т.д. Не только слова, но и интонация, выражение лица, жесты имеют большое значение во взаимоотношениях с пациентом, его родственниками, коллегами. 

Современные подходы в области медицинской этики и деонтологии

Медицинский работник должен обладать особой чувствительностью к человеку, владеть эмпатией — способностью сострадать, ставить себя на место пациента. Он должен уметь понять пациента и его близких, «слышать» душу пациента, успокоить и убедить. Это своего рода искусство, причем нелегкое. В разговоре с пациентом недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Пациент должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом.

Владеть культурой речи необходимо каждому медицинскому работнику. Чтобы хорошо говорить, надо прежде всего правильно думать. Врач или медицинская сестра, которые спотыкаются на каждом слове, употребляют жаргонные слова и выражения, вызывают недоверие и неприязнь.

Деонтологические требования к культуре слова заключаются в том, что медицинский работник должен уметь: 

  • рассказать пациенту о болезни и ее лечении; 
  • успокоить и ободрить пациента, даже находящегося в самом тяжелом положении; 
  • использовать слово как важный фактор психотерапии; 
  • употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры; 
  • убедить пациента в необходимости того или иного лечения;
  • терпеливо молчать, когда этого требуют интересы пациента; 
  • не лишать пациента надежды на выздоровление; 
  • владеть собой во всех ситуациях.

В общении с пациентом нужно использовать следующие коммуникативные приемы: 

  • всегда внимательно выслушивать пациента; 
  • задав вопрос, обязательно дождаться ответа; 
  • излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными терминами; 
  • уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов; 
  • не перебивать пациента; 
  • поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента; 
  • сохранять хладнокровие, быть терпеливым и терпимым.

И все же главным этическим принципом в медицине является принцип «не навреди». Этому принципу следовали еще медики Древнего мира. Так, Гиппократ в труде «Клятва» прямо указывает: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам, воздержусь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

Непричинение вреда, ущерба здоровью пациента — первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здоровью пациента может стать основанием для привлечения медицинского работника к ответственности, в т.ч. в судебном порядке. Этот принцип обязателен, но он допускает определенную степень риска. 

Всегда огромное значение имеет принцип сохранения медицинской тайны. Не подлежат разглашению сведения о:

  • состоянии здоровья пациента;
  • интимной и семейной сторонах жизни пациента, полученные от него самого или выявленные в процессе его обследования и лечения;
  • физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.д. 

Об этом говорится и в «Клятве» Гиппократа: «Что бы я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». В дореволюционной России врачи, оканчивающие медицинский факультет, произносили так называемое «Факультетское обещание», в котором говорилось: «Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые семейные тайны и не употреблять во зло оказываемое мне доверие». 

Согласно ст. 46 Закона о здравоохранении медицинский работник вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте:

  1. с согласия этого пациента. При этом важно учитывать требования ст. 46 Закона о здравоохранении1 и ст. 5, 8 и др. Закона о защите персональных данных2;
  2. без согласия только в случаях, установленных законодательными актами, в т.ч. вышеуказанной статьей Закона о здравоохранении и соответствующими положениями Закона о защите персональных данных.

Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (по тексту — Закон о защите персональных данных)

За разглашение профессиональной тайны медицинский работник несет личную моральную, а иногда и уголовную ответст­венность.

Справочно: Законодательными актами согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» считаются Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Респуб-лики Беларусь.

И все же на современном этапе принято говорить не о врачебной тайне, а о конфиденциальности (доверительности) отношений медицинского работника и пациента, поскольку пациент должен быть полностью информирован о своем здоровье (вместе с тем пациент имеет право «не знать», т.е. пациенту не следует навязывать информацию).

В настоящее время говорят не о том, чтобы не вредить, а о благополучии пациента, его безопасности (большинство диагностических, а иногда и лечебных процедур несут большой риск серьезных осложнений), т.е. надо добиваться максимального эффекта от лечения при минимальном риске, а поэтому пациент должен получить информацию о предстоящем обследовании и лечении.

Несмотря на прогресс медицины как науки и вида деятельности, медицинская этика близка к кризису в связи с тем, что достижения современной медицины и мораль современного общества нарушают традиционную зависимость медицинской этики от общечеловеческих ценностей, одной из наиболее значимых из которых является здоровье.

Все вышеперечисленные вопросы отражают возникшую социальную проблему в сфере медицинской этики и требуют ее изучения и разрешения на практике. 

977 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Дипломы о переподготовке получили более 60 специалистов

Специалисты из разных уголков Беларуси успешно прошли переподготовку и получили дипломы по специальности «Организация здравоохранения».
Руководитель. Здравоохранение № 10 (142) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 65
• • •

Важные вопросы профессиональной аттестации медработников

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по теме профессиональной аттестации медицинских работников со средним специальным образованием, которые поступили в редакцию...
Главная медицинская сестра № 8 (44) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1044
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок