Деятельность сестринского персонала имеет решающее значение для выполнения задачи «никого не оставить без внимания» и успеха глобальных усилий по достижению Целей в области устойчивого развития (далее — ЦУР). Эта категория медицинских работников вносит ценнейший вклад в решение национальных и глобальных задач, касающихся широкого спектра приоритетных проблем здравоохранения, включая всеобщий охват услугами здравоохранения, охрану психического здоровья, борьбу с неинфекционными заболеваниями, обеспечение готовности и реагирование на чрезвычайные ситуации, безопасность пациентов, а также оказание комплексной и пациент-ориентированной медицинской помощи.
Способствовать выполнению задач ЦУР должна реализация мер по созданию условий, в которых работники сестринских служб будут достигать максимальной эффективности и результативности, посредством:
- оптимизации круга обязанностей сестринского персонала;
- повышения значимости их функций;
- увеличения объема ресурсов, вкладываемых в их подготовку, профессиональное развитие и создание соответствующих рабочих мест.
Численность сестринского персонала в мире
Вложение средств в систему здравоохранения и ее трудовые ресурсы в значительной степени способствует инклюзивному экономическому росту (ЦУР 8), в частности, обеспечению занятости и расширению прав и возможностей женщин (ЦУР 5) и молодежи.
Справочно: женщины составляют 70 % от общей численности работников социальной сферы и здравоохранения в мире и почти 90 % — от общей численности сестер.
В настоящее время отмечаются как рост численности сестринского персонала, так и расширение круга его функций и должностных обязанностей.
Численность сестринского персонала во всем мире составляет 27,9 млн человек, из которых 19,3 млн — медицинские сестры профессионального уровня. Это свидетельствует о росте общей численности этой категории работников на 4,7 млн за период 2013‒2018 гг. и подтверждает, что сестринский персонал — наиболее многочисленная категория в структуре медицинского персонала, на долю которой приходится порядка 59 % всех кадров здравоохранения.
Профессиональное образование среднего медицинского персонала
Последние годы страны идут по пути подготовки медицинских сестер повышенной квалификации с расширенным кругом функций (об этом сообщили 78 стран).
Данный подход способствует расширению доступа к первичной медико-санитарной помощи в сельских районах и позволяет устранить неравенство в доступе к услугам, с которым сталкиваются представители уязвимых слоев населения в городских районах.
Имеются убедительные данные о том, что расширение руководящих функций сестринского персонала должно идти одновременно с введением должности руководителя сестринских служб на национальном уровне, что ассоциируется с наличием в целом более благоприятных нормативно-правовых условий труда сестринского персонала.
Тем не менее регулирование обучения и профессиональной деятельности сестринского персонала не является стандартизированным, за исключением отдельных случаев существования на субрегиональном уровне механизмов взаимного признания дипломов и квалификации.
В условиях высокой трудовой мобильности, растущего акцента на междисциплинарной работе и развития цифровых технологий перед системой образования в медицине встает трудная задача по постоянному обновлению норм регулирования в сфере обучения и профессиональной деятельности сестринского персонала и актуализации реестров сестринских трудовых ресурсов.
Программы обучения должны соответствовать национальным приоритетам в сфере здравоохранения, а также составляться с учетом новых глобальных тенденций и вызовов, что даст возможность готовить сестринский персонал, способный эффективно работать в междисциплинарных командах и хорошо знакомый с новыми медицинскими технологиями.
Справочно: большинство стран (157 ответивших на соответствующий вопрос, т.е. 97 %) сообщили, что минимальная длительность программы обучения сестринского персонала составляет три года.
По имеющимся данным, в сестринском деле в наибольшей среди всех медицинских дисциплин степени находит применение межпрофессиональное образование. Кроме того, привлечение преподавателей из различных дисциплин в процессы обучения сестринскому делу в потенциале может привносить специализированные знания из других дисциплин в образование сестринских кадров и тем самым повышать их компетенции, необходимые для коллективного оказания помощи пациентам.
В настоящее время такой подход к обучению в большей мере используется в странах с высоким уровнем дохода (по сравнению со странами с низким и средним уровнями дохода), однако все более широкое применение современных технологий, даже в условиях нехватки ресурсов, создает реальную возможность для расширения междисциплинарного обучения.
В растущем числе стран востока и юга Африки правительства вкладывают средства в подготовку специализированных медицинских сестер для охраны здоровья детей в рамках стратегий по снижению детской смертности. Наиболее распространенный путь получения данной квалификации — специализация после завершения базового обучения (диплом или степень бакалавра в области сестринского дела) в форме 12-месячной программы послебазового сестринского образования в области педиатрии («зарегистрированная специализированная педиатрическая медицинская сестра» или «профессиональная медицинская сестра с педиатрической специализацией»).
Профессиональная деятельность медицинского персонала
В большинстве стран созданы необходимые правовые механизмы охраны труда, включая нормативы по продолжительности рабочего дня, условиям труда, минимальной оплате труда и социальной защите, однако обеспеченность такими механизмами в разных регионах разная.
Справочно: немногим более одной трети стран (37 %) сообщили о наличии у них мер по предупреждению нападений на работников здравоохранения.
Очень важным в развитии сестринской службы является также укрепление руководящей роли сестринского персонала в интересах развития лидерских качеств у молодых работников сестринских служб.
Разные страны имеют свой приоритетный опыт по формированию системы расширения компетенций персонала. Например, одним из национальных приоритетов Республики Польша в области здравоохранения была оптимизация ведения пациентов с хроническими заболеваниями и повышение доступности услуг по оказанию медицинской помощи и лекарственных препаратов в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, путем расширения полномочий среднего медицинского персонала.
Так, в 2016 г. медицинским сестрам с определенной квалификацией были предоставлены полномочия назначать лекарственные препараты в ряде конкретных ситуаций. Для того чтобы подготовить выпускников сестринских учреждений образования к выполнению этих функций, в каждую программу базового обучения сестринскому делу и акушерству были включены вопросы назначения лекарственных препаратов, а также были приняты правила, позволяющие всем медицинским сестрам, получившим степень бакалавра сестринского дела, назначать лекарственные препараты, входящие в установленный перечень.
Интересным является опыт Республики Казахстан по проведению разделения функциональных обязанностей врачей-специалистов, медицинских сестер расширенной практики (прикладных и академических бакалавров) и медицинских сестер уровня техни-ческого и профессионального образования. В стране предусмотрено делегирование медицинским сестрам функций врачей-специалистов:
- в поликлиниках — в части индивидуального приема по мониторингу хронических неинфекционных заболеваний, ОРВИ, диспансерных больных (в рамках программы управления заболеваниями универсально-прогрессивной модели патронажной службы, организации деятельности по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, скринингу, вакцинации);
- в стационарах — в части проведения ряда диагностических и лечебных манипуляций в отделениях, работы в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, приемном покое для оказания круглосуточной экстренной помощи.
При этом каждая из вышеуказанных функциональных обязанностей медицинских сестер расширенной практики потребовала внедрения сестринской документации и стандартов операционных процедур с использованием Международной классификации сестринских диагнозов и сестринских вмешательств Clinical Care Classification (ССС) System.