Обязанность по воспитанию детей является не только моральной, но и конституционной обязанностью родителей. В реальной жизни не все исполняют эту обязанность, дети остаются без присмотра, родительского попечения, т.е. фактически находятся в социально опасном положении.
В целях защиты прав, законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, принимаются специальные меры, в т.ч. дети изымаются у родителей, помещаются на государственное обеспечение, а на родителей возлагается обязанность по возмещению расходов, затраченных на воспитание детей (далее — возмещение расходов).
В частности, государственной защите и помещению на государственное обеспечение согласно Декрету № 18* подлежат дети, родители (единственный родитель) которых:
- ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей;
- являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
- иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
* Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (по тексту — Декрет № 18)
Со дня помещения детей на государственное обеспечение у таких родителей возникает обязанность по возмещению расходов (далее — обязанные лица) при условии (п. 8 Декрета № 18):
- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- лишения их родительских прав;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или местах содержания под стражей;
- отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
В целях обеспечения возмещения расходов в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о трудоустройстве родителей, обязательному трудоустройству* подлежат отдельные категории обязанных лиц, а именно:
- неработающие обязанные лица;
- работающие обязанные лица, возмещающие расходы в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме.
* Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105 (по тексту — Положение о трудоустройстве родителей)
Обязательное трудоустройство обязанных лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве (п. 13 Декрета № 18).
Обязанность по возмещению расходов (ч. 1 п. 9 Декрета
№ 18) прекращается:
- после полного погашения расходов по содержанию детей;
- после смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным;
- в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утвержденным постановлением № 36*.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2010 № 36 «Об утверждении перечня заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 августа 2005 г. № 25» (по тексту — постановление № 36)
Порядок приема на работу обязанных лиц. Обязанности нанимателей
Прием на работу обязанных лиц осуществляется организациями здравоохранения:
- в соответствии с судебным постановлением о трудоустройстве и на основании направления, выданного органом по труду, занятости и социальной защите;
- при самостоятельном трудоустройстве обязанных лиц.
Важно
Не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите, обязанное лицо должно приступить к работе.
С обязанными лицами заключается трудовой договор.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц:
* Трудовой кодекс Республики Беларусь (по тексту — ТК)
Но если обязанные лица трудоустраиваются самостоятельно, отказ в приеме на работу возможен.
На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве, распространяется законодательство:
- о социальном страховании;
- пенсионное;
- о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих).
Следует отметить, что обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на:
- основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, который не может быть ни уменьшен, ни увеличен;
- социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В отношении обязанных лиц, трудоустроенных самостоятельно и полностью возмещающих расходы по содержанию детей, такие ограничения отсутствуют.
Организации, в которых работают обязанные лица, должны:
- удерживать из заработной платы обязанных лиц расходы по содержанию детей. Информирование о сумме средств на содержание ребенка, подлежащей взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также последующих изменениях данной суммы возложено на взыскателей;
- постоянно информировать орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;
- ежемесячно представлять в орган внутренних дел, орган по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины);
- устанавливать причины неявки обязанных лиц на работу и принимать меры по обеспечению их явки;
- при наличии неуважительных причин неявки на работу совместно с органом по труду, занятости и социальной защите обращаться в орган внутренних дел за содействием в доставке обязанных лиц на работу.
Справочно: ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее обеспечивает наниматель.
Взыскателями расходов по содержанию детей являются:
- управления (отделы) образования — в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;
- детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования — в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.
С требованием о взыскании таких расходов вправе обратиться также прокурор (чч. 7 и 8 п. 9 Декрета № 18).
Увольнение обязанных лиц
Увольнение обязанных лиц с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей не допускается. Вместе с тем такое увольнение возможно в т.ч. в следующих случаях (ч. 13 п. 14 Дек-рета № 18):
1) ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности (п. 1 ст. 42 ТК);
2) причинения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда (п. 8 ст. 42 ТК);
3) призыва работника на военную службу, направления работника на альтернативную службу (п. 1 ст. 44 ТК);
4) восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44 ТК);
5) вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы по содержанию детей (п. 5
ст. 42 ТК);
6) смерти работника, признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, смерти нанимателя — физического лица (п. 6 ст. 44 ТК);
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
8) направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК).
Кроме того, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы (ч. 15 п. 14 Декрета № 18).
При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в пп. 1 и 8 ст. 42, п. 2 ст. 44 и п. 2 ст. 47 ТК, наниматель должен в день его увольнения направить информацию об этом:
- в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы в соответствии с п. 14 Декрета № 18;
- взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоуст-ройстве в порядке, установленном в пп. 9 и 13 Декрета № 18.
Дисциплинарная ответственность обязанных лиц
Дисциплинарная ответственность устанавливается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (ст. 197 ТК).
Перечень мер дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены к работнику, приведен в ст. 198 ТК. К таким мерам относятся:
- замечание;
- выговор;
- лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев;
- увольнение.
Вместе с тем к обязанному лицу меры дисциплинарного взыскания применяются с некоторыми ограничениями. Например:
- лишение полностью или частично стимулирующих выплат не должно повлечь за собой неисполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и оставление за работником менее 30 % заработной платы;
- увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (абз. 5 п. 7 ст. 42 ТК).
Тем не менее, за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины обязанное лицо может быть переведено нанимателем на другую работу. Такой перевод возможен лишь с согласия органа по труду, занятости и социальной защите (ч. 3 ст. 30 ТК).
Следует отметить, что перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, запрещается.
При переводе на другую постоянную работу у того же нанимателя с работником заключается трудовой договор с соблюдением требований ст. 18 и 19 ТК, а также Декрета № 18.
Резюме
Основным законодательным актом, регулирующим отношения между детьми и родителями, не выполняющими обязанности по их воспитанию, является Декрет № 18. Мы рассмотрели важные вопросы, касающиеся приема, увольнения и привлечения к дисциплинарной ответственности обязанных лиц. Знание законодательства в данной сфере позволит главной медицинской сестре принимать правильные управленческие решения и не допускать нарушений в трудовых отношениях с данной категорией работников.