Могут ли организации здравоохранения выбрасывать отходы в контейнеры жилых домов?

При оказании медицинских услуг образуются отходы — как медицинские, так и не медицинские. Как выстраивать правильное обращение с отходами производства, которые с виду похожи на коммунальные отходы, обсудим в данной статье.

Абрамович Татьяна

эколог-эксперт, специалист в области разработки экологической документации

742 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое обоснование

Так могут ли организации здравоохранения выбрасывать отходы в контейнеры жилых домов? Нет, такие действия не допускаются. 

Отходы жилых домов и отходы организации здравоохранения — совершенно разные отходы. Отходы жилых домов представляют собой отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования (п. 20 Закона № 271-З*). 

* Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (по тексту — Закон № 271-З) 

Жилые дома обслуживает ЖКХ или товарищество собственников, ежемесячно выставляя населению счета за вывоз отходов.

Отходы же в организации здравоохранения — это отходы производства, т.е. отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) экономической деятельности (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг) (п. 21 Закона № 271-З).

Следовательно, у всех юридических лиц и ИП вне зависимости от их вида деятельности отходы относятся к отходам производства. Соответственно, нельзя смешивать эти два разных вида отходов — отходы потребления и отходы производства, поскольку обращение с ними разное.

У организации здравоохранения всегда должно быть документальное подтверждение вывоза или передачи любых отходов, иначе при проверке нельзя доказать, что отходы были переданы на переработку или захоронение правильно.


Пример

Стоматология арендует отдельно стоящее здание. Выбрасывает отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения под кодом 9120400 (неопасные), в контейнеры ближайшего жилого дома, а пластмассовые отходы в виде тары из-под моющих, чистящих и других аналогичных средств под кодом 5712710 (3-й класс опасности) — в желтые контейнеры на площадке соседнего дома.

На первый взгляд, все отходы отсортированы, выброшены в соответствующие контейнеры. 

Теперь посмотрим со стороны экологического законодательства.

1. Отходы под кодом 9120400 сдаются неверно. Организация не может документально подтвердить, куда сдаются отходы, отсутствуют акты их вывоза. В данном случае необходимо заключить договор на вывоз отходов и поставить свой контейнер, который можно взять в аренду у перевозчика.

2. Отходы под кодом 5712710 (3-й класс опасности) также сдаются неверно. Помимо заключения договора на вывоз таких отходов необходимо, чтобы перевозчик зарегистрировал сделку по отчуждению отходов, поскольку такие отходы находятся в перечне опасных отходов из постановления № 36*. Регистрировать сделку не требуется, если отходы передаются по договору сразу организации-переработчику из реестра объектов по использованию отходов.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36 «О перечне опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации» (по тексту — постановление № 36)


Справочно:ссылка на реестр объектов по использованию отходов (чч. 1 и 2).

Порядок передачи отходов производства

Согласно постановлению № 818* сделки по передаче опасных отходов на определенный срок (кроме передачи по договору перевозки) другому юридическому лицу или ИП, осуществляющему обращение с отходами (далее — сделки по передаче опасных отходов на определенный срок), и сделки по отчуждению опасных отходов другому юридическому лицу или ИП, осуществляющему обращение с отходами (далее — сделки по отчуждению опасных отходов), подлежат регистрации в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — органы регистрации) по месту подготовки таких отходов, их временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами» (по тексту — постановление № 818)

Важно учитывать, что: 

  • регистрация сделок по передаче опасных отходов на определенный срок и по отчуждению опасных отходов осуществляется до совершения фактической передачи, отчуждения опасных отходов; 
  • сделки по передаче опасных отходов на определенный срок и по отчуждению опасных отходов, не зарегистрированные в органе регистрации, считаются ничтожными, и к ним применяются последствия их недействительности, установленные гражданским законодательством;
  • не требуется регистрировать сделки по отчуждению опасных отходов в случае их отчуждения: 
    • юридическому лицу или ИП, осуществляющему в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию такого вида отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов
    • юридическому лицу или ИП, имеющему специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов, в соответствии с указанным в специальном разрешении (лицензии) перечнем разрешенных к использованию отходов 1–3-го классов опасности, перечнем обезвреживаемых отходов; 
    • юридическому лицу или ИП, осуществляющему подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование отходов за пределами территории Республики Беларусь.

Ответственность организации здравоохранения

При проверке помимо штрафа за несоблюдение законодательства об обращении с отходами будет насчитан экологический ущерб в соответствии с постановлением № 219* за время работы организации без договора на вывоз отходов.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления» (по тексту — постановление № 219)

Частью 3 ст. 16.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами в виде наложения штрафа на должностное лицо — до 30 БВ, на ИП — до 100 БВ, а на юридическое лицо — до 1000 БВ.

742 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность деятельности санаторно-курортной организации (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность граждан, пребывающих в санаторно-к...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1605
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок