Номенклатура дел: готовим проект
Основным видом работ, обеспечивающим правильную организацию документов в делопроизводстве, является составление номенклатуры дел. О порядке составления номенклатуры и пойдет речь в данной статье.
Основным видом работ, обеспечивающим правильную организацию документов в делопроизводстве, является составление номенклатуры дел. О порядке составления номенклатуры и пойдет речь в данной статье.
Организация надлежащего документооборота, обеспечение регистрации, исполнения и хранения документов, поступающих в организацию здравоохранения, ее структурные подразделения, а также контроль за данными процессами в пределах должностных полномочий является обязанностью в т.ч. и главной (старшей) медицинской сестры.
Номенклатура дел — обязательный документ для любой организации здравоохранения, и ежегодно в последнем квартале уходящего года осуществляется подготовка новой номенклатуры на следующий год.
Для того чтобы правильно организовать данный процесс, необходимо знать требования, установленные законодательством, в т.ч. Инструкцией по делопроизводству*.
* Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (по тексту — Инструкция по делопроизводству)
При этом необходимо учитывать, что с 27 октября 2022 г. вступает в силу постановление № 113*, изменяющее ряд положений Инструкции по делопроизводству.
* Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2022 № 113 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4» (по тексту — постановление № 113)
В делопроизводстве различают три вида номенклатуры дел, которые представлены на рисунке.
Рис. Виды номенклатуры дел
Типовая и примерная номенклатуры дел — это систематизированные перечни унифицированных заголовков дел, заводимых в делопроизводстве организаций с однородным характером деятельности и составом документов.
Типовая номенклатура дел носит обязательный характер и устанавливает типовой состав дел с единой системой индексации и унифицированными заголовками для однородных по характеру деятельности организаций.
Примерная номенклатура дел носит рекомендательный характер и устанавливает примерные состав и индексы дел для организаций, однородных по характеру деятельности.
Типовые и примерные номенклатуры дел, разрабатываемые:
Типовые и примерные номенклатуры дел разрабатываются службами документационного обеспечения управления (далее — ДОУ) органов управления (вышестоящих организаций), подведомственная сеть которых включает ряд однородных организаций.
Справочно: наименование службы ДОУ (управление делами, секретариат, общий отдел, канцелярия и т.п.), ее структура, задачи, функции устанавливаются в соответствии с положением о ней в зависимости от объема документооборота, выполняемых функций, наличия средств вычислительной и организационной техники и т.п.
Служба ДОУ:
Служба ДОУ выполняет следующие основные функции:
Номенклатура дел организации — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке (ч. 4 п. 150 Инструкции по делопроизводству).
Номенклатура дел организации:
Номенклатуры дел составляются на дела:
Сводная номенклатура дел:
Справочно: даже если в номенклатуре дел по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось, ее все равно необходимо составить и утвердить заново.
При составлении номенклатуры дел:
1) используются:
2) изучаются состав, количество и содержание документов и дел, образующихся в процессе деятельности организации;
3) в нее не включаются:
При наличии в организации общественной организации (профессионального союза и др.):
После утверждения сводной номенклатуры дел из нее делаются выписки по разделам. Заверенные в установленном порядке выписки передаются в структурные подразделения организации здравоохранения для использования при формировании и учете дел, заводимых в этих структурных подразделениях.
Номенклатура дел структурного подразделения оформляется с соблюдением формы номенклатуры дел структурного подразделения (общественной организации) организации, установленной в приложении 11 к Инструкции по делопроизводству, а также общих правил делопроизводства.
Так, необходимо:
1) соблюдать поля: левое — 30 мм, правое — не менее 8 мм, верхнее и нижнее — не менее 20 мм (п. 20 Инструкции по делопроизводству);
2) при наборе текста с использованием технических средств применять размер шрифта не менее 13 пт; выравнивать текст по ширине листа (п. 78 Инструкции по делопроизводству);
3) не допускать текстовые выделения в виде подчеркивания и пробелы между буквами (п. 90 Инструкции по делопроизводству);
4) пронумеровать номенклатуру дел, если она располагается на двух и более листах, не проставляя номер на первой странице, а остальные листы нумеровать:
5) отделять реквизиты друг от друга одинарным интервалом, также их можно отделять полуторным межстрочным интервалом (п. 81 Инструкции по делопроизводству);
6) не ставить в конце реквизитов (кроме реквизита «Текст») точки (п. 89 Инструкции по делопроизводству);
7) не начинать новый лист номенклатуры дел неполной строкой абзаца. Переносить его часть на следующий лист нельзя (п. 91 Инструкции по делопроизводству);
8) соблюдать требования к оформлению отдельных реквизитов, в частности, для:
Справочно: перед наименованием должности нельзя проставлять предлог «за» или косую черту.
При необходимости оформления нескольких виз их располагать одна под другой в порядке визирования;
Графы номенклатуры дел заполняются в соответствии с требованиями, установленными п. 165 Инструкции по делопроизводству.
В конце сводной номенклатуры дел перед реквизитом «Подпись» указываются названия нормативных и локальных правовых актов, использованных при определении сроков хранения дел.
По окончании делопроизводственного года службой ДОУ организации в конце сводной номенклатуры дел составляется итоговая запись о категориях и количестве заведенных дел по форме, установленной в приложении 12 к Инструкции по делопроизводству. Итоговые записи к номенклатурам дел структурных подразделений (общественной организации) составляются по этой же форме и подписываются руководителями этих подразделений (общественной организации).