Организация детской гинекологической службы в Республике Беларусь

Сохранение здоровья детей и подростков является приоритетным направлением социальной политики любого государства. Здоровье подрастающего поколения определяет трудовой и репродуктивный потенциал страны на перспективу, который влияет на экономическую стабильность и демографическую безопасность государства. В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы организации оказания гинекологической помощи детям, которые важно знать главной медицинской сестре.

Кузнецова Людмила

Врач — акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук

1098 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Детская гинекология — специальность, созданная на стыке педиатрии и гинекологии. Необходимость выделить детскую гинекологию в отдельную дисциплину стала очевидной с конца ХХ столетия, что позволило решать проблему детских гинекологических заболеваний.

Справочно
Согласно данным ежегодного статистического сборника на начало 2020 г. в Республике Беларусь проживало 9 465 675 человек, из них:
• детей и подростков — 2 053 655 человек (21,7 %), т.е. каждый пятый;
• девочек и девушек в возрасте до 19 лет — 997 577 человек (10,5 %), т.е. каждый десятый;
• девочек в возрасте до 10 лет — 539 828 человек (5,7 %);
• девочек в возрасте 10‒19 лет — 457 748 человек (4,8 %).

Высокая частота детских гинекологических заболеваний отмечается во всем мире. В своей практической деятельности врачи — акушеры-гинекологи часто сталкиваются с трудностями при диагностике и лечении данных заболеваний, и это касается в первую очередь оценки:

  • запоздалого полового развития;
  • аномалии развития половых органов;
  • поликистоза яичников.

Все перечисленные патологии и заболевания являются фактором риска ухудшения репродуктивного потенциала будущих матерей.

Анализ показателей репродуктивного здоровья женщин в современных условиях говорит о том, что подготовка к материнству должна начинаться задолго до наступления репродуктивного возраста и при этом вестись с учетом состояния здоровья в пубертатном периоде, а иногда и в детстве.

По мнению ряда отечественных и зарубежных специалистов, соматические заболевания, эндокринные нарушения у девочек в детском и подростковом возрасте приводят к неполноценному морфофункциональному развитию репродуктивной системы, вследствие чего растет гинекологическая заболеваемость, реализующаяся в детородном возрасте увеличением числа осложнений беременности и родов, бесплодием.

Кроме того, выявленные отклонения в состоянии здоровья школьников указывают на необходимость проведения своевременной оценки их физического развития, здоровья и профилактики как соматических, так и гинекологических заболеваний.

В связи с этим основными задачами детской гинекологии являются:

  • оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи детям, в т.ч. подросткам;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний у детей;
  • оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством об охране здоровья матери и ребенка;
  • внедрение в практику работы современных методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний и патологий у юных беременных и гинекологических пациентов;
  • внедрение передовых форм и методов амбулаторной и стационарной акушерско-гинекологической помощи детям.

Система организации специализированной гинекологической помощи детям

В Республике Беларусь функционирует трехэтапная (-ступенчатая) система профилактики гинекологических заболеваний у детей и специализированной гинекологической помощи детям. Данная система позволяет обеспечить своевременное обследование, диагностику, лечение патологий и заболеваний репродуктивной системы у девочек с рождения до репродуктивного возраста.

Задачи каждого из этапов (ступеней) данной системы представлены в таблице.

Таблица 

Трехэтапная (-ступенчатая) система специализированной
гинекологической помощи детям

Особенности оказания гинекологической помощи детям

Оказание гинекологической помощи детям осуществляется медицинскими работниками с:

1) соблюдением установленных законодательством, в т.ч. Законом о здравоохранении1 и постановлением № 962, требований к порядку оказания медицинской помощи детям;

2) соблюдением правил медицинской этики и деонтологии;

3) использованием специфических диагностических и лечебных приемов, рассчитанных на детскую категорию пациентов;

4) соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований по обустройству кабинетов (помещений) для оказания гинекологической помощи детям.

Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2016 № 96 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения диспансеризации» (по тексту — постановление № 96)

Следует отметить, что для специализированного кабинета детей с гинекологическими заболеваниями (далее — специализированный кабинет) должно отводиться две смежные комнаты.

Справочно
Перед разговором с девочкой лучше расспросить ее мать или других родственников о ребенке, а затем уже задавать дополнительные вопросы девочке.

В первой располагаются стол врача — акушера-гинеколога, кушетка, игрушки для детей. В этом помещении проводится опрос родителей (законных представителей) и маленьких пациентов. В ходе такого опроса узнаются: имеющиеся жалобы, как протекала беременность у матери, какие инфекционные заболевания были перенесены в раннем возрасте, условия жизни, питание и другие факторы.

Во второй комнате специализированного кабинета располагаются гинекологическое кресло, столики и шкаф для инструментов (детские влагалищные зеркала с освещением, вагиноскопы, желобоватые зонды и др.). В помещении проводится медицинский осмотр девочек и другие медицинские манипуляции в присутствии матери. Недопустимо проводить гинекологическое обследование девочки в присутствии других пациентов или посторонних лиц.

В специализированном кабинете должен работать опытный врач — акушер-гинеколог:

  • имеющий специальную подготовку по оказанию гинекологической помощи детям;
  • владеющий знаниями и умениями по сбору общего и гинекологического анамнеза, антропометрией, вагиноскопией, кольпоцитологическими и другими методами исследования.

Вместе с врачом — акушером-гинекологом в специализированном кабинете должна работать опытная акушерка, в т.ч.:

  • обученная методам индивидуального подхода, опроса детей, общего осмотра, оценки полового и физического развития пациентки с заполнением повозрастной центильной шкалы роста и массы тела;
  • имеющая навыки проведения ряда медицинских манипуляций детям (спринцевания, инстилляции лекарственных препаратов и др.).

Необходимо отметить, что:

1) первый плановый гинекологический осмотр девочки проводят в родильном доме. Он позволяет выявить нарушения развития половых органов, диагностировать гормональные кризы и воспалительные процессы;

2) второй плановый гинекологический осмотр проводят в возрасте 6‒7 лет (перед поступлением в школу);

3) третий плановый гинекологический осмотр проводят в период полового созревания в целях диагностики нарушений полового развития.

Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие и функции репродуктивной системы у детей, являются:

  • наследственность;
  • преэклампсия и экстрагенитальные заболевания матери в период беременности;
  • вредные привычки матери;
  • перенесенная внутриутробно хроническая гипоксия;
  • родовая травма;
  • стрессы;
  • физические травмы;
  • переутомление;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • острые и хронические инфекции (глистная инвазия, хронический тонзиллит, детские инфекции, туберкулезная интоксикация и др.);
  • органические и функциональные нарушения центральной нервной системы вследствие родовых травм и асфиксии, гипо- и авитаминозы;
  • нарушение функций щитовидной железы и коры надпочечников и др.

При выявлении детей, относящихся к группам риска по развитию репродуктивных нарушений, эти дети подлежат активному динамическому врачебному наблюдению у гинеколога не реже одного раза в год. По медицинским показаниям детей, входящих в группы риска, наблюдает врач-эндокринолог, врач-невропатолог, врач-оториноларинголог и другие специалисты.

Структура детского гинекологического отделения должна соответствовать структуре детского стационара любого профиля (пала-ты, столовая, игровая, душевая комнаты и т.д.), в т.ч. необходимо иметь:

  • процедурный кабинет, в котором детям проводятся инъекции и внутривенные инфузии;
  • смотровой кабинет, в котором проводится общий и гинекологический осмотр детей.

Особенности профилактической работы среднего медицинского персонала

Одним из основных направлений профилактической работы акушерок поликлиник является осуществление мониторинга состояния здоровья девочек и девушек на своем участке. Не менее важной является и санитарно-просветительная работа, в т.ч. предусматривающая:

1) чтение лекций, организацию других разъяснительных мероприятий по половому просвещению и воспитанию в учреждениях:

  • дошкольного образования для педагогов, воспитателей и родителей;
  • общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования для учащихся и сту-дентов;

2) проведение индивидуальных бесед с девочками;

3) ознакомление детей со специальной литературой, буклетами и бюллетенями, которые должны быть написана на доступном для детей языке, информативны и достоверны;

4) участие в организации и проведении выставок, витрин, «санитарных уголков» и др.

Как показывает практика, актуальным является проведение с учащимися старших классов учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования бесед и лекций:

1) о вопросах половой жизни и последствиях раннего начала половой жизни;

2) контрацепции;

3) профилактике инфекций, передающихся половым путем (далее — ИППП);

4) об особенностях течения ювенильной беременности и ее исхода;

5) о ценности семьи и брака.

Необходимо помнить, что очень важно продолжить объединение медицинских, педагогических, социальных и общественных организаций для проведения организованных форм работы по предупреждению ИППП, ювенильной беременности у подростков.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует следующие виды профилактики ИППП:

  • первичную, подразумевающую создание эффективных программ по:
    • формированию ответственного сексуального поведения;
    • отсрочке начала половой жизни у девушек;
    • обучению безопасному сексуальному поведению, умению сказать нет;
    • увеличению доступа к контрацептивам;
  • вторичную, предполагающую организацию медицинской помощи пациентам с ИППП в целях снижения вероятности передачи инфекции половым партнерам и повторного заражения ИППП.

Важно помнить, что внимательное отношение к здоровью девочек поможет им в будущем стать счастливыми мамами здоровых детишек. Состояние репродуктивного здоровья современных девочек является фактором, который определит в будущем воспроизводство населения нашей страны и улучшит демографическую ситуацию в ней.


1098 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологии

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 18.07.2024 № 121 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологи...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 130
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок