Детская гинекология — специальность, созданная на стыке педиатрии и гинекологии. Необходимость выделить детскую гинекологию в отдельную дисциплину стала очевидной с конца ХХ столетия, что позволило решать проблему детских гинекологических заболеваний.
Справочно
Согласно данным ежегодного статистического сборника на начало 2020 г. в Республике Беларусь проживало 9 465 675 человек, из них:
• детей и подростков — 2 053 655 человек (21,7 %), т.е. каждый пятый;
• девочек и девушек в возрасте до 19 лет — 997 577 человек (10,5 %), т.е. каждый десятый;
• девочек в возрасте до 10 лет — 539 828 человек (5,7 %);
• девочек в возрасте 10‒19 лет — 457 748 человек (4,8 %).
Высокая частота детских гинекологических заболеваний отмечается во всем мире. В своей практической деятельности врачи — акушеры-гинекологи часто сталкиваются с трудностями при диагностике и лечении данных заболеваний, и это касается в первую очередь оценки:
- запоздалого полового развития;
- аномалии развития половых органов;
- поликистоза яичников.
Все перечисленные патологии и заболевания являются фактором риска ухудшения репродуктивного потенциала будущих матерей.
Анализ показателей репродуктивного здоровья женщин в современных условиях говорит о том, что подготовка к материнству должна начинаться задолго до наступления репродуктивного возраста и при этом вестись с учетом состояния здоровья в пубертатном периоде, а иногда и в детстве.
По мнению ряда отечественных и зарубежных специалистов, соматические заболевания, эндокринные нарушения у девочек в детском и подростковом возрасте приводят к неполноценному морфофункциональному развитию репродуктивной системы, вследствие чего растет гинекологическая заболеваемость, реализующаяся в детородном возрасте увеличением числа осложнений беременности и родов, бесплодием.
Кроме того, выявленные отклонения в состоянии здоровья школьников указывают на необходимость проведения своевременной оценки их физического развития, здоровья и профилактики как соматических, так и гинекологических заболеваний.
В связи с этим основными задачами детской гинекологии являются:
- оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи детям, в т.ч. подросткам;
- проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний у детей;
- оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством об охране здоровья матери и ребенка;
- внедрение в практику работы современных методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний и патологий у юных беременных и гинекологических пациентов;
- внедрение передовых форм и методов амбулаторной и стационарной акушерско-гинекологической помощи детям.
Система организации специализированной гинекологической помощи детям
В Республике Беларусь функционирует трехэтапная (-ступенчатая) система профилактики гинекологических заболеваний у детей и специализированной гинекологической помощи детям. Данная система позволяет обеспечить своевременное обследование, диагностику, лечение патологий и заболеваний репродуктивной системы у девочек с рождения до репродуктивного возраста.
Задачи каждого из этапов (ступеней) данной системы представлены в таблице.
Таблица
Трехэтапная (-ступенчатая) система специализированной
гинекологической помощи детям
Особенности оказания гинекологической помощи детям
Оказание гинекологической помощи детям осуществляется медицинскими работниками с:
1) соблюдением установленных законодательством, в т.ч. Законом о здравоохранении1 и постановлением № 962, требований к порядку оказания медицинской помощи детям;
2) соблюдением правил медицинской этики и деонтологии;
3) использованием специфических диагностических и лечебных приемов, рассчитанных на детскую категорию пациентов;
4) соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований по обустройству кабинетов (помещений) для оказания гинекологической помощи детям.
1 Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
2 Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2016 № 96 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения диспансеризации» (по тексту — постановление № 96)
Следует отметить, что для специализированного кабинета детей с гинекологическими заболеваниями (далее — специализированный кабинет) должно отводиться две смежные комнаты.
Справочно
Перед разговором с девочкой лучше расспросить ее мать или других родственников о ребенке, а затем уже задавать дополнительные вопросы девочке.
В первой располагаются стол врача — акушера-гинеколога, кушетка, игрушки для детей. В этом помещении проводится опрос родителей (законных представителей) и маленьких пациентов. В ходе такого опроса узнаются: имеющиеся жалобы, как протекала беременность у матери, какие инфекционные заболевания были перенесены в раннем возрасте, условия жизни, питание и другие факторы.
Во второй комнате специализированного кабинета располагаются гинекологическое кресло, столики и шкаф для инструментов (детские влагалищные зеркала с освещением, вагиноскопы, желобоватые зонды и др.). В помещении проводится медицинский осмотр девочек и другие медицинские манипуляции в присутствии матери. Недопустимо проводить гинекологическое обследование девочки в присутствии других пациентов или посторонних лиц.
В специализированном кабинете должен работать опытный врач — акушер-гинеколог:
- имеющий специальную подготовку по оказанию гинекологической помощи детям;
- владеющий знаниями и умениями по сбору общего и гинекологического анамнеза, антропометрией, вагиноскопией, кольпоцитологическими и другими методами исследования.
Вместе с врачом — акушером-гинекологом в специализированном кабинете должна работать опытная акушерка, в т.ч.:
- обученная методам индивидуального подхода, опроса детей, общего осмотра, оценки полового и физического развития пациентки с заполнением повозрастной центильной шкалы роста и массы тела;
- имеющая навыки проведения ряда медицинских манипуляций детям (спринцевания, инстилляции лекарственных препаратов и др.).
Необходимо отметить, что:
1) первый плановый гинекологический осмотр девочки проводят в родильном доме. Он позволяет выявить нарушения развития половых органов, диагностировать гормональные кризы и воспалительные процессы;
2) второй плановый гинекологический осмотр проводят в возрасте 6‒7 лет (перед поступлением в школу);
3) третий плановый гинекологический осмотр проводят в период полового созревания в целях диагностики нарушений полового развития.
Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие и функции репродуктивной системы у детей, являются:
- наследственность;
- преэклампсия и экстрагенитальные заболевания матери в период беременности;
- вредные привычки матери;
- перенесенная внутриутробно хроническая гипоксия;
- родовая травма;
- стрессы;
- физические травмы;
- переутомление;
- неблагоприятные бытовые условия;
- острые и хронические инфекции (глистная инвазия, хронический тонзиллит, детские инфекции, туберкулезная интоксикация и др.);
- органические и функциональные нарушения центральной нервной системы вследствие родовых травм и асфиксии, гипо- и авитаминозы;
- нарушение функций щитовидной железы и коры надпочечников и др.
При выявлении детей, относящихся к группам риска по развитию репродуктивных нарушений, эти дети подлежат активному динамическому врачебному наблюдению у гинеколога не реже одного раза в год. По медицинским показаниям детей, входящих в группы риска, наблюдает врач-эндокринолог, врач-невропатолог, врач-оториноларинголог и другие специалисты.
Структура детского гинекологического отделения должна соответствовать структуре детского стационара любого профиля (пала-ты, столовая, игровая, душевая комнаты и т.д.), в т.ч. необходимо иметь:
- процедурный кабинет, в котором детям проводятся инъекции и внутривенные инфузии;
- смотровой кабинет, в котором проводится общий и гинекологический осмотр детей.
Особенности профилактической работы среднего медицинского персонала
Одним из основных направлений профилактической работы акушерок поликлиник является осуществление мониторинга состояния здоровья девочек и девушек на своем участке. Не менее важной является и санитарно-просветительная работа, в т.ч. предусматривающая:
1) чтение лекций, организацию других разъяснительных мероприятий по половому просвещению и воспитанию в учреждениях:
- дошкольного образования для педагогов, воспитателей и родителей;
- общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования для учащихся и сту-дентов;
2) проведение индивидуальных бесед с девочками;
3) ознакомление детей со специальной литературой, буклетами и бюллетенями, которые должны быть написана на доступном для детей языке, информативны и достоверны;
4) участие в организации и проведении выставок, витрин, «санитарных уголков» и др.
Как показывает практика, актуальным является проведение с учащимися старших классов учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования бесед и лекций:
1) о вопросах половой жизни и последствиях раннего начала половой жизни;
2) контрацепции;
3) профилактике инфекций, передающихся половым путем (далее — ИППП);
4) об особенностях течения ювенильной беременности и ее исхода;
5) о ценности семьи и брака.
Необходимо помнить, что очень важно продолжить объединение медицинских, педагогических, социальных и общественных организаций для проведения организованных форм работы по предупреждению ИППП, ювенильной беременности у подростков.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует следующие виды профилактики ИППП:
- первичную, подразумевающую создание эффективных программ по:
- формированию ответственного сексуального поведения;
- отсрочке начала половой жизни у девушек;
- обучению безопасному сексуальному поведению, умению сказать нет;
- увеличению доступа к контрацептивам;
- вторичную, предполагающую организацию медицинской помощи пациентам с ИППП в целях снижения вероятности передачи инфекции половым партнерам и повторного заражения ИППП.
Важно помнить, что внимательное отношение к здоровью девочек поможет им в будущем стать счастливыми мамами здоровых детишек. Состояние репродуктивного здоровья современных девочек является фактором, который определит в будущем воспроизводство населения нашей страны и улучшит демографическую ситуацию в ней.