Организация профилактических дезинфекционных (дератизационных и дезинсекционных) мероприятий

В настоящей статье мы рассмотрим основные требования санитарно-эпидемиологического законодательства к профилактике возникновения и распространения ряда инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются синантропные грызуны и членистоногие. Особое внимание обратим на организацию деятельности по дезинсекции и дератизации в Минске.

Голотик Ирина

Заместитель главного врача унитарного предприятия «Центр профилактической дезинфекции»

2700 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения ряда инфекционных заболеваний, в т.ч. профилактических дезинфекционных мероприятий, стало неотъемлемой частью современного мира и затронуло все сферы человеческой жизни.

Известно, что рядом с человеком сосуществуют синантропные грызуны и насекомые, которые являются переносчиками различных заболеваний и представляют эпидемиологическую опасность для населения. Именно поэтому очень важно своевременное и эффективное проведение мероприятий по профилактической дератизации, дезинсекции.

Основные требования к организациям, осуществляющим деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации

Определение понятия «дезинфекционные мероприятия» закреплено в ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии*, согласно которой дезинфекционными, дезинсекционными и дератизационными мероприятиями признаются мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний.

* Закон Республики Беларусь от 07.02.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  (по тексту — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии)

Деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации согласно постановлению № 104* отнесена к работам и услугам, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья населения. В частности, в соответствии с п. 46 перечня, установленного данным постановлением, опасной признана деятельность в области обслуживания зданий и территорий, включающая:

  • комплексные услуги по обслуживанию зданий;
  • деятельность по чистке и уборке.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104 «Об установлении перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 75» (по тексту — постановление № 104)

При этом согласно постановлению № 85* к вышеуказанной деятельности относится деятельность по дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, поездов и т.п., обеззараживание различных поверхностей, в т.ч. стерилизация предметов, мойка бутылочной тары (подкласс 81 290, входящий класс «Прочие виды услуг по чистке и уборке»).

* Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (по тексту — постановление № 85)

Согласно ст. 16 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии осуществление работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе для установления соответствия (несоответствия) ее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, осуществлять деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации могут организации и индивидуальные предприниматели:

  • прошедшие в органах государственного санитарного надзора в порядке, установленном законодательством, в т.ч. п. 10.32 перечня, утвержденного постановлением № 156*, государст­венную санитарно-гигиеническую экспертизу;
  • получившие санитарно-гигиеническое заключение о соответствии этой деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, срок действия которого составляет 3 года.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <...>» (по тексту — постановле-ние № 156)

Основные требования к проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации

Согласно общим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, определенным Декретом № 7*, дезинфекция, в т.ч. дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия, на объектах должна проводиться не реже одного раза в месяц.

* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (по тексту — Декрет № 7)

При этом дезинсекционные и дератизационные мероприятия на объектах должны выполняться с использованием средств дезинфекции, разрешенных к применению (имеющих свидетельство о государственной регистрации и инструкции по применению).

В случае проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объекте, в котором осуществляется обращение пищевой продукции, на нем должна быть исключена возможность контакта дезинсекционных и дератизационных средств с пищевой продукцией, оборудованием, тарой, упаковочным материалом.

В соответствии с постановлениями № 266* и № 267** для достижения высокой эффективности дезинсекционные и дератизационные мероприятия должны выполняться на всей площади строений и объектов.

* Инструкция 3.5.2.10-22-94-2005 «Методы борьбы с синантропными насекомыми» утверждена постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28.12.2005 № 266 (по тексту — постановление № 266)

** Инструкция 3.5.2.10-22-95-2005 «Методы борьбы с синантропными грызунами» утверждена постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28.12.2005 № 267 (по тексту — постановление № 267)

Согласно постановлению № 54* дертизационные и дезинсекционные мероприятия включают в себя:

  • обследование объекта;
  • профилактические и истребительные мероприятия;
  • оценку их эффективности.

* Санитарные правила об организации и проведении мероприятий по уничтожению грызунов, бытовых насекомых, комаров подвальных помещений утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23.08.2002 № 54 (по тексту — постановление № 54)

При проведении этих мероприятий используются средства дератизации и дезинсекции в соответствии с инструкциями по их применению, в которых обязательно указаны область и режимы их использования.

Основными синантропными грызунами и членистоногими, которые имеют эпидемиологическое значение и с которыми ведется борьба в Республике Беларусь, являются:

  • серая крыса (Rattus norvegicus), полевая мышь (Apodemus agrarius), домовая мышь (Mus. Musculus);
  • рыжий таракан (Blattella germanica), постельный клоп (Cimex lectularis), муравьи, блохи, мухи, комары и клещи.

Основные характеристики указанных грызунов и членистоногих приведены в таблице.

Таблица

Основные характеристики синантропных грызунов и членистоногих, имеющих эпидемиологическое значение

За 10 месяцев 2021 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано:

  • 27 случаев вирусных геморрагических лихорадок (0,3119 на 100 тыс. населения);
  • 10 случаев туляремии (0,1155 на 100 тыс. населения);
  • 7 случаев энтеритов, вызванных Yersinia enterocolitica (0,0809 на 100 тыс. населения);
  • 5 случаев листериоза (0,0578 на 100 тыс. населения).

Особенности организации мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в Минске

В системе санитарно-эпидемиологической службы Минска функционирует специализированная организация — унитарное предприятие «Центр профилактической дезинфекции» (далее — Центр), основной целью которой является выполнение всего требующегося в столице спектра профилактических дезинфекционных мероприятий.

Под руководством Центра и при его непосредственном участии в Минске создана система управления популяциями синантропных грызунов и насекомых, которая включает:

  • мониторинг эпидемиологической обстановки по заселенности города синантропными грызунами и насекомыми с анализом следующих показателей:
    • процента площади строений, заселенной синантропными грызунами, насекомыми;
    • относительной интенсивности заселения грызунами объ­ектов;
  • систематические профилактические дезинфекционные мероприятия, которые предполагают:
    • проведение истребительных мероприятий;
    • обследование объектов с целью установления степени активной профилактики заселения синантропными грызунами и насекомыми;
    • выдачу рекомендаций, контроль качества выполняемых дезинфекционных мероприятий;
  • использование:
    • широкого спектра средств дезинфекции, допущенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь, с учетом индивидуальных особенностей каждого объ­екта;
    • средств дезинфекции для борьбы с синантропными насекомыми и грызунами, изготовленных в энтомологической и дератизационной лабораториях Центра;
  • проведение в энтомологической лаборатории Центра испытаний:
    • биологической активности средств дезинфекции, используемых для борьбы с синантропными насекомыми;
    • биокультур для определения резистентности к используемым средствам, контроля качества и эффективности дезинсекционных мероприятий.

В системе здравоохранения Республики Беларусь энтомологическая лаборатория Центра является единственной лабораторией, аккредитованной в системе Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь для проведения испытаний биологической активности средств, используемых для борьбы с членистоногими.

Результатом деятельности системы управления популяциями синантропных грызунов и насекомых является стабильная эпидемиологическая обстановка по заселенности синантропными грызунами и насекомыми в Минске.

По результатам мониторинга в 2020 г. в Минске:

  • средний процент площади, заселенной грызунами, составил 1,1 %;
  • средний процент площади, заселенной насекомыми, — 2,24 %.

При этом согласно нормативным правовым актам, регламентирующим качество дератизации и дезинсекции, удовлетворительным считается процент заселенной площади не более 15 %. Таким образом, эпидемиологическая обстановка по заселенности синантропными грызунами и насекомыми в Минске контролируется с высоким уровнем результативности.

Необходимо отметить, что:

1) на объектах, где профилактические дератизационные и дез­инсекционные мероприятия проводятся систематически специалистами Центра:

  • среди грызунов наиболее часто встречаются крысы (около 95 %);
  • среди насекомых — рыжие тараканы (около 89 %).

При оказании услуг по дезинсекции на платной основе для населения Минска 44,9 % обработок квартир составляют обработки против клопов;

2) в структуре объектов, заселенных:

  • грызунами, ежегодно преобладают жилые дома, которые составляют более 87 % от всех объектов. В первую очередь это обусловлено тем, что именно эти объекты наиболее привлекательны для грызунов наличием подходящих укрытий, гнездового материала и достаточного количества корма, особенно в домах с мусоропроводами;
  • насекомыми, преобладают общежития и объекты, осуществляющие торговлю пищевой продукцией, на которые приходится около 60 % от всех заселенных объектов.

Необходимо отметить, что для поддержания и сохранения полноценной системы управления популяциями синантропных грызунов и насекомых, снижения численности популяции насекомых и грызунов до эпидемиологически безопасного уровня одинаково важным является систематическое проведение:

  • дератизационных, дезинсекционных мероприятий с соблюдением требований законодательства;
  • санитарно-профилактических мероприятий.
Самое читаемое СОП «Действия медицинского работника при аварийном контакте, загрязнении биологическим материалом поврежденных и неповрежденных кожных покровов, СИЗ, личной одежды и обуви, объектов внешней среды» СОП «Подготовка к эксплуатации, обработка наконечника стоматологического НТКС-300-1-В2»
2700 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1256
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок