Центральная районная больница (далее — ЦРБ) отвечает за оказание медицинской помощи населению районного центра и приписанных к нему населенных пунктов.
Справочно: центральная районная больница является основной организацией, обеспечивающей население района квалифицированной и по некоторым профилям специализированной медицинской помощью, предоставляемой в амбулаторных и стационарных условиях.
Основными принципами работы ЦРБ являются:
- общедоступность медицинской помощи;
- бесплатность гарантированного государственного набора медицинских услуг;
- единство лечебных и профилактических мероприятий.
Основные задачи ЦРБ:
- внедрение в практику работы лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;
- разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания населения, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения;
- обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью, по некоторым профилям — специализированной медицинской помощью;
- оперативное и организационно-методическое руководство всеми организациями здравоохранения района и контроль за их деятельностью;
- преемственность между организациями здравоохранения и взаимосвязь внебольничной и стационарной помощи;
- своевременное внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;
- обеспечение населения района скорой и неотложной медицинской помощью.
Справочно: деятельность ЦРБ охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км, чтобы в течение часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту. Всего в Республике Беларусь 115 городов, 85 поселков городского типа и 23 008 сельских поселений.
Функции ЦРБ следующие:
- оказание квалифицированной медицинской помощи по экстренным и плановым показаниям, гарантированное за счет государственных бюджетных средств;
- госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием в соответствии с профилем заболевания;
- отбор и направление пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, последствиями нарушения мозгового кровообращения и другими заболеваниями на реабилитацию;
- подготовка и повышение квалификации медицинских кадров;
- проведение научных исследований.
В структуру ЦРБ входят:
- приемное отделение (покой);
- поликлиника;
- стационар с лечебными отделениями по основным медицинским профилям;
- лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории;
- организационно-методический кабинет;
- отделение скорой и неотложной медицинской помощи;
- патологоанатомическое отделение (морг);
- хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж, склады);
- аптека.
Центральная районная больница возглавляется главным врачом, он же — главный врач района. На него возложена непосредственная ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района.
В зависимости от мощности ЦРБ назначаются заместители главного врача: по поликлинике, медицинской части, медицинской экспертизе и реабилитации, административно-хозяйственной части.
Непосредственной организацией медицинской помощи населению района занимаются районные специалисты (заведующие профильными отделениями ЦРБ). В их обязанности входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности, организационно-методическое руководство всеми медицинскими организациями района.
В районах с численностью населения 70 тыс. и более вместо штатной должности районного педиатра вводится должность заместителя главного врача по родовспоможению.
Приемное отделение (покой)
В структуру приемного покоя входят: вестибюль, регистратура, комната медперсонала, кабинет для осмотра пациентов, манипуляционная-перевязочная, кабинет санитарной обработки, рентген-кабинет, клиническая лаборатория, служебная комната, кладовая, выписная.
Справочно: в стационаре мощностью до 300 коек развертывается приемный покой, свыше 300 — приемное отделение.
Функции приемного покоя:
- прием пациентов;
- регистрация поступающих, выписываемых, переводимых и умерших пациентов;
- учет движения пациентов по стационару;
- врачебный осмотр, первичная диагностика и медицинская сортировка поступающих пациентов;
- изоляция пациентов, подозрительных на инфекционные заболевания, и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения;
- оказание первой неотложной помощи;
- санитарная обработка;
- эвакуация пациентов в профильные медицинские отделения;
- прием (выдача) вещей;
- наблюдение за пациентами для уточнения диагноза;
- справочно-информационная служба.
Виды поступлений в стационар:
- плановые (по направлению врача поликлиники, фельдшера ФАП);
- экстренные (доставка машиной скорой медицинской помощи (далее — СМП));
- самостоятельное обращение граждан в приемный покой без направления лечебно-профилактической организации по медицинским показаниям.
Справочно: в случае отказа от госпитализации необходимо в журнале (ф. № 001/у) точно указать причину отказа и принятые меры (оказана амбулаторная помощь, направлен в другой стационар, передан актив в поликлинику и т.д.).
В случае смерти пациента в приемном покое или доставки трупа в приемный покой о нем делается запись в журнале (ф. № 001/у) по имеющимся документам или со слов сопровождающих. Вызывается милиция, принимаются меры по доставке трупа для судебно-медицинской экспертизы.
Обязанности медицинского персонала приемного отделения (покоя)
Медицинская сестра:
- проверяет документы у пациента (направление в больницу, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность). Отсутствие документов не может служить препятствием для приема в больницу, если на то имеются медицинские показания;
- регистрирует пациента в журнале приема и отказов в госпитализации (ф. № 001/у-07) и вызывает врача для осмотра пациента.
Врач:
- осматривает пациента;
- анализирует его жалобы;
- решает вопрос о госпитализации.
Справочно: при решении вопроса о госпитализации врач определяет характер санитарной обработки, очередность и способ транспортировки пациента в отделение, о чем делает запись на титульном листе карты стационарного пациента.
После осмотра врач вносит запись в карту стационарного пациента, которая отражает следующие характеристики:
- дата и время осмотра;
- жалобы;
- анамнез заболевания;
- анамнез жизни;
- объективный статус;
- предварительный диагноз с обоснованием;
- план обследования, лечения и ведения пациента.
Справочно: в случае отказа от госпитализации из-за отсутствия показаний к ней пациенту выдают справку с указанием всех видов обследования, проведенных в приемном покое.
После осмотра пациента врачом и принятия решения о госпитализации медицинская сестра:
- заполняет паспортную часть карты стационарного пациента (ф. № 003/у-07), где:
- ФИО пишется четко, разборчиво и полностью;
- подчеркивается пол (мужской или женский);
- подчеркивается место жительства (город или село);
- указывается точный адрес (регистрации, проживания), в случае поступления иностранного гражданина — страна;
- указываются место работы и должность;
- вносятся сведения о родственниках (ФИО, адрес, номер телефона);
- указывается, кем направлен пациент (номер поликлиники, амбулатория общей практики, СМП и т.д.);
- указывается диагноз, поставленный учреждением, направившим пациента (переписывается диагноз из направления организации здравоохранения). Если пациент явился самостоятельно, то указывается, что диагноза нет;
- указываются дата (месяц, год) и время поступления (часы, минуты);
- название отделения, в которое госпитализируется пациент;
- для инвалида Великой Отечественной войны подчеркивается «да» и указывается номер удостоверения;
- осуществляется знакомство с правилами внутреннего распорядка для пациентов под роспись;
- делается отметка с указанием даты и личной подписи медицинской сестры об осмотре пациента на чесотку и педикулез;
- отмечаются антропометрические данные (вес, рост), данные об артериальном давлении и температуре тела;
- проводит санитарную обработку, переодевает и доставляет пациента в отделение (в зависимости от состояния — с сопровождающим или на каталке);
- передает пациента медперсоналу отделения за личной подписью;
- передает в пищеблок порционные требования для назначения питания.
Справочно: при выбытии из стационара медицинская сестра заполняет лицевую часть карты. Номер карты стационарного пациента должен соответствовать номеру карты выбывшего из стационара.
Справочно: все документы и ценности поступивших пациентов принимают и складывают в сейф, а опись и квитанцию подшивают в карту стационарного пациента.
Справочно: дежурный персонал приемного покоя обязан известить родственников о факте поступления в больницу пациента в следующих случаях:
• если это ребенок или подросток до 18 лет, независимо от того, в каком состоянии он находится, который поступил в больницу один, без сопровождения родственников;
• если он доставлен в больницу без сопровождения родственников в порядке скорой или неотложной помощи по поводу внезапного заболевания вне дома;
• если он доставлен в больницу без сопровождения родственников, находится в бессознательном состоянии или в состоянии, признанном угрожающим его жизни;
• если он переводится в другую лечебную организацию.
Извещают родственников по телефону, почтой, курьером.
Лечебные отделения
В ЦРБ функционируют четыре основных лечебных отделения: терапевтическое, хирургическое, педиатрическое и акушерско-гинекологическое. При численности населения более 30 тыс. могут организовываться другие отделения: инфекционное, неврологическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, травматологическое.
Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ.
Руководство отделением осуществляет заведующий. В отделении работают врачи, старшая медицинская сестра, медицинские сестры, сестра-хозяйка, раздатчица пищи, санитарки.
Заведующий отделением:
- ежедневно проводит оперативные совещания;
- осуществляет контроль санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режимов;
- контролирует:
- охрану труда и безопасность;
- выполнение пациентами правил внутреннего распорядка;
- назначение лечебных столов;
- регулярно проводит административные обходы;
- обеспечивает систематическое повышение уровня подготовки медперсонала по деонтологии;
- организовывает деонтологическое воспитание молодых специалистов, используя знания и опыт квалифицированных врачей и медсестер и др.
Обязанности медицинского персонала лечебного отделения
Медицинская сестра:
- принимает пациента под роспись;
- помещает пациента в палату;
- ставит в известность врача о поступлении пациента;
- выполняет все назначения врача приемного покоя по плану обследования и лечения поступившего пациента с отметкой в листе назначений даты и подписью об исполнении, внесением данных в температурный лист.
Старшая медицинская сестра:
- осуществляет руководство работой среднего и младшего медицинского персонала;
- организовывает и контролирует уход за пациентами;
- осуществляет контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режимов в отделении;
- выписывает и доставляет медикаменты из аптеки в отделение;
- осуществляет учет и контроль за расходованием медикаментов;
- составляет порционные требования на питание пациентов;
- организовывает кормление пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, совместно с медицинскими сестрами отделения;
- составляет графики работы среднего и младшего медицинского персонала.
Учетно-отчетная документация в ЦРБ
В ЦРБ ведется следующая основная документация:
- журнал учета приема пациентов и отказов в госпитализации (ф. № 001/у);
- медицинская карта стационарного пациента (ф. № 003/у);
- листок учета движения пациентов и коечного фонда стационара (ф. № 007/у);
- сводная ведомость учета движения пациентов и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек (ф. № 016/у);
- статистическая карта выбывшего из стационара (ф. № 066/у);
- журнал записи оперативных вмешательств в стационаре (ф. № 008/у);
- отчет о деятельности организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (ф. № 1-стационар);
- экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, осложнении после прививки (ф. № 058/у);
- журнал учета инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, осложнений после прививки (ф. № 60/у);
- направление на медико-социальную экспертизу;
- журнал регистрации выданных листков нетрудоспособности;
- журнал регистрации решений комиссии;
- врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) (ф. № 106/у-10).