Организация работы ЦРБ

Рассмотрим организационную структуру работы центральной районной больницы, а также должностные обязанности медицинского персонала.

Кузнецова Людмила

Врач — акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук

155 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Центральная районная больница (далее — ЦРБ) отвечает за оказание медицинской помощи населению районного центра и приписанных к нему населенных пунктов.

Справочно: центральная районная больница является основной организацией, обеспечивающей население района квалифицированной и по некоторым профилям специализированной медицинской помощью, предоставляемой в амбулаторных и стационарных условиях.

Основными принципами работы ЦРБ являются: 

  • общедоступность медицинской помощи; 
  • бесплатность гарантированного государственного набора медицинских услуг; 
  • единство лечебных и профилактических мероприятий.

Основные задачи ЦРБ:

  • внедрение в практику работы лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;
  • разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания населения, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения;
  • обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью, по некоторым профилям — специализированной медицинской помощью;
  • оперативное и организационно-методическое руководство всеми организациями здравоохранения района и контроль за их деятельностью;
  • преемственность между организациями  здравоохранения и взаимосвязь внебольничной и стационарной помощи;
  • своевременное внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;
  • обеспечение населения района скорой и неотложной медицинской помощью.

Справочно: деятельность ЦРБ охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км, чтобы в течение часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту. Всего в Республике Беларусь 115 городов, 85 поселков городского типа и 23 008 сельских поселений. 

Функции ЦРБ следующие:

  • оказание квалифицированной медицинской помощи по экстренным и плановым показаниям, гарантированное за счет государственных бюджетных средств;
  • госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием в соответствии с профилем заболевания;
  • отбор и направление пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, последствиями нарушения мозгового кровообращения и другими заболеваниями на реабилитацию; 
  • подготовка и повышение квалификации медицинских кадров; 
  • проведение научных исследований.

В структуру ЦРБ входят: 

  • приемное отделение (покой); 
  • поликлиника; 
  • стационар с лечебными отделениями по основным медицинским профилям; 
  • лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории; 
  • организационно-методический кабинет; 
  • отделение скорой и неотложной медицинской помощи; 
  • патологоанатомическое отделение (морг); 
  • хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж, склады); 
  • аптека. 

Центральная районная больница возглавляется главным врачом, он же — главный врач района. На него возложена непосредственная ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. 

В зависимости от мощности ЦРБ назначаются заместители главного врача: по поликлинике, медицинской части, медицинской экспертизе и реабилитации, административно-хозяйственной части. 

Непосредственной организацией медицинской помощи населению района занимаются районные специалисты (заведующие профильными отделениями ЦРБ). В их обязанности входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности, организационно-методическое руководство всеми медицинскими организациями района. 

В районах с численностью населения 70 тыс. и более вместо штатной должности районного педиатра вводится должность заместителя главного врача по родовспоможению. 

Приемное отделение (покой)

В структуру приемного покоя входят: вестибюль, регистратура, комната медперсонала, кабинет для осмотра пациентов, манипуляционная-перевязочная, кабинет санитарной обработки, рентген-кабинет, клиническая лаборатория, служебная комната, кладовая, выписная. 

Справочно: в стационаре мощностью до 300 коек развертывается приемный покой, свыше 300 — приемное отделение.

Функции приемного покоя:

  • прием пациентов; 
  • регистрация поступающих, выписываемых, переводимых и умерших пациентов; 
  • учет движения пациентов по стационару; 
  • врачебный осмотр, первичная диагностика и медицинская сортировка поступающих пациентов; 
  • изоляция пациентов, подозрительных на инфекционные заболевания, и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; 
  • оказание первой неотложной помощи; 
  • санитарная обработка; 
  • эвакуация пациентов в профильные медицинские отделения; 
  • прием (выдача) вещей; 
  • наблюдение за пациентами для уточнения диагноза; 
  • справочно-информационная служба. 

Виды поступлений в стационар: 

  • плановые (по направлению врача поликлиники, фельдшера ФАП); 
  • экстренные (доставка машиной скорой медицинской помощи (далее — СМП)); 
  • самостоятельное обращение граждан в приемный покой без направления лечебно-профилактической организации по медицинским показаниям. 

Справочно: в случае отказа от гос­питализации необходимо в журнале (ф. № 001/у) точно указать причину отказа и принятые меры (оказана амбулаторная помощь, направлен в другой стационар, передан актив в поликлинику и т.д.).
В случае смерти пациента в приемном покое или доставки трупа в приемный покой о нем делается запись в журнале (ф. № 001/у) по имеющимся документам или со слов сопровождающих. Вызывается милиция, принимаются меры по доставке трупа для судебно-медицинской экспертизы.

Обязанности медицинского персонала приемного отделения (покоя)

Медицинская сестра: 

  • проверяет документы у пациента (направление в больницу, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность). Отсутствие документов не может служить препятствием для приема в больницу, если на то имеются медицинские показания;
  • регистрирует пациента в журнале приема и отказов в госпитализации (ф. № 001/у-07) и вызывает врача для осмотра пациента. 

Врач:

  • осматривает пациента; 
  • анализирует его жалобы; 
  • решает вопрос о госпитализации.

Справочно: при решении вопроса о госпитализации врач определяет характер санитарной обработки, очередность и способ транспортировки пациента в отделение, о чем делает запись на титульном листе карты стационарного пациента.

После осмотра врач вносит запись в карту стационарного пациента, которая отражает следующие характеристики: 

  1. дата и время осмотра; 
  2. жалобы; 
  3. анамнез заболевания; 
  4. анамнез жизни; 
  5. объективный статус; 
  6. предварительный диагноз с обоснованием; 
  7. план обследования, лечения и ведения пациента. 

Справочно: в случае отказа от гос­питализации из-за отсутствия показаний к ней пациенту выдают справку с указанием всех видов обследования, проведенных в приемном покое. 

После осмотра пациента врачом и принятия решения о госпитализации медицинская сестра:

  • заполняет паспортную часть карты стационарного  пациента (ф. № 003/у-07), где:
    • ФИО пишется четко, разборчиво и полностью; 
    • подчеркивается пол (мужской или женский); 
    • подчеркивается место жительства (город или село); 
    • указывается точный адрес (регистрации, проживания), в случае поступления иностранного гражданина — страна; 
    • указываются место работы и должность; 
    • вносятся сведения о родственниках (ФИО, адрес, номер телефона); 
    • указывается, кем направлен пациент (номер поликлиники, амбулатория общей практики, СМП и т.д.); 
    • указывается диагноз, поставленный учреждением, направившим пациента (переписывается диагноз из направления организации здравоохранения). Если пациент явился самостоятельно, то указывается, что диагноза нет; 
    • указываются дата (месяц, год) и время поступления (часы, минуты); 
    • название отделения, в которое госпитализируется пациент; 
    • для инвалида Великой Отечественной войны подчеркивается «да» и указывается номер удостоверения; 
    • осуществляется знакомство с правилами внутреннего распорядка для пациентов под роспись; 
    • делается отметка с указанием даты и личной подписи медицинской сестры об осмотре пациента на чесотку и педикулез; 
    • отмечаются антропометрические данные (вес, рост), данные об артериальном давлении и температуре тела;
  • проводит санитарную обработку, переодевает и доставляет  пациента в отделение (в зависимости от состояния — с сопровождающим или на каталке);
  • передает пациента медперсоналу отделения за личной подписью;
  • передает в пищеблок порционные требования для назначения питания. 

Справочно: при выбытии из стационара медицинская сестра заполняет лицевую часть карты. Номер карты стационарного пациента должен соответствовать номеру карты выбывшего из стационара.

Справочно: все документы и ценности поступивших пациентов принимают и складывают в сейф, а опись и квитанцию подшивают в карту стационарного пациента. 

Справочно: дежурный персонал приемного покоя обязан известить родственников о факте поступления в больницу пациента в следующих случаях:
• если это ребенок или подросток до 18 лет, независимо от того, в каком состоянии он находится, который поступил в больницу один, без сопровождения родственников;
• если он доставлен в больницу без сопровождения родственников в порядке скорой или неотложной помощи по поводу внезапного заболевания вне дома;
• если он доставлен в больницу без сопровождения родственников, находится в бессознательном состоянии или в состоянии, признанном угрожающим его жизни;
• если он переводится в другую лечебную организацию.
Извещают родственников по телефону, почтой, курьером.

Лечебные отделения

В ЦРБ функционируют четыре основных лечебных отделения: терапевтическое, хирургическое, педиатрическое и акушерско-гинекологическое. При численности населения более 30 тыс. могут организовываться другие отделения: инфекционное, неврологическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, травматологическое. 

Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ. 

Руководство отделением осуществляет заведующий. В отделении работают врачи, старшая медицинская сестра, медицинские сестры, сестра-хозяйка, раздатчица пищи, санитарки. 

Заведующий отделением:

  • ежедневно проводит оперативные совещания;
  • осуществляет контроль санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режимов; 
  • контролирует:
    • охрану труда и безопасность; 
    • выполнение пациентами правил внутреннего распорядка;
    • назначение лечебных столов; 
  • регулярно проводит административные обходы;
  • обеспечивает систематическое повышение уровня подготовки медперсонала по деонтологии;
  • организовывает деонтологическое воспитание молодых специалистов, используя знания и опыт квалифицированных врачей и медсестер и др. 

Обязанности медицинского персонала лечебного отделения

Медицинская сестра:

  • принимает пациента под роспись; 
  • помещает пациента в палату; 
  • ставит в известность врача о поступлении пациента; 
  • выполняет все назначения врача приемного покоя по плану обследования и лечения поступившего пациента с отметкой в листе назначений даты и подписью об исполнении, внесением данных в температурный лист. 

Старшая медицинская сестра:

  • осуществляет руководство работой среднего и младшего медицинского персонала; 
  • организовывает и контролирует уход за пациентами; 
  • осуществляет контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режимов в отделении; 
  • выписывает и доставляет медикаменты из аптеки в отделение; 
  • осуществляет учет и контроль за расходованием медикаментов; 
  • составляет порционные требования на питание пациентов; 
  • организовывает кормление пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, совместно с медицинскими сестрами отделения; 
  • составляет графики работы среднего и младшего медицинского персонала. 

Учетно-отчетная документация в ЦРБ

В ЦРБ ведется следующая основная документация:

  • журнал учета приема пациентов и отказов в госпитализации (ф. № 001/у);
  • медицинская карта стационарного пациента (ф. № 003/у);
  • листок учета движения пациентов и коечного фонда стационара (ф. № 007/у);
  • сводная ведомость учета движения пациентов и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек (ф. № 016/у);
  • статистическая карта выбывшего из стационара (ф. № 066/у);
  • журнал записи оперативных вмешательств в стационаре (ф. № 008/у);
  • отчет о деятельности организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (ф. № 1-стационар);
  • экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, осложнении после прививки (ф. № 058/у);
  • журнал учета инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, осложнений после прививки (ф. № 60/у);
  • направление на медико-социальную экспертизу;
  • журнал регистрации выданных листков нетрудоспособности;
  • журнал регистрации решений комиссии;
  • врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) (ф. № 106/у-10).
155 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к приказу Минздрава об обращении белья в организациях здравоохранения

С 1 мая 2024 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения».
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 200

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2196
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок