Врачебная тайна
Обыватели зачастую думают, что врачебная тайна — это тайна, за распространение которой несут ответственность только лишь врачи. Но субъектами врачебной тайны являются не только врачи, но и иные медицинские работники, работники здравоохранения в целом и иные лица, которым информация о врачебной тайне лица стала известна.
К сожалению, врачебная тайна в организациях здравоохранения нарушается регулярно, что зачастую выявляется в рамках рассмотрения жалоб пациентов, различных мониторингов. Например, нередки случаи, когда информация о состоянии здоровья пациента предоставляется по телефону или лично лицам, которые не были пациентом указаны в медицинской документации как лица, которым такая информация может быть сообщена.
Врачебную тайну в соответствии с Законом о здравоохранении* составляет информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в т.ч. личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти — и информация о результатах патологоанатомического исследования.
* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
Справочно: круг информации, составляющей врачебную тайну, довольно широк и не ограничивается лишь сугубо медицинской информацией.
Анализируя законодательство, можно выделить основные факторы обеспечения сохранности врачебной тайны:
- право пациента на выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья, а равно право пациента на указание неопределенного круга лиц или на запрет на сообщение информации кому-либо;
- предоставление информации, составляющей врачебную тайну, по запросу уполномоченных на то лиц и только по основаниям, предусмотренным законодательством;
- представление информации, составляющей врачебную тайну, в компетентные органы без запроса только по основаниям, предусмотренным законодательством;
- использование информации, составляющей врачебную тайну, в образовательном процессе и при научной деятельности только с согласия пациента;
- хранение медицинской документации в организации здравоохранения в соответствии с требованиями сохранения врачебной тайны. Не допускается несанкционированный доступ посторонних лиц к медицинским документам, хранение документов в открытом для неограниченного круга лиц доступе;
- обеспечение сохранности врачебной тайны в отношении умершего пациента;
- наличие ответственности за разглашение врачебной тайны.
Во избежание последствий как для медицинского работника, так и для пациента при получении запроса из какого-либо компетентного органа медицинскому работнику, которому поручено дать ответ на запрос, необходимо свериться с Законом о здравоохранении, в частности со ст. 46, а также иными нормативными правовыми актами и проверить, есть ли законодательная обязанность по представлению такой информации конкретному компетентному органу.
За разглашение врачебной тайны возможно привлечение медицинского работника как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности. Кроме того, пациент может обратиться в суд и в порядке гражданского производства для взыскания причиненного ему ущерба, в т.ч. морального вреда.
Ответственность за умышленное разглашение врачебной тайны предусмотрена ст. 178 УК*.
* Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (по тексту — УК)
Выдержка из НПА
Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Рег. в НРПА 14.07.1999, № 2/50
Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года,
одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года
Статья 178. Разглашение врачебной тайны
1. Умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о наличии заболевания, диагнозе или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) — наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ или заболевания СПИД, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
В УК предусмотрено несколько вариантов наказания за разглашение врачебной тайны. Следует обратить внимание, что преду-смотрена повышенная ответственность за разглашение врачебной тайны, которое выражено в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ или заболевания СПИД, а также за разглашение, повлекшее тяжкие последствия. При этом под тяжкими последствиями в случае разглашения врачебной тайны могут подразумеваться как последствия конкретно для потерпевшего лица (попытка и совершение самоубийства, психическое расстройство, распад семьи потерпевшего, увольнение, причинение имущественного ущерба), так и последствия для общества и государства (вызов общественного резонанса, зарождение необоснованного недоверия общества к компетентным органам, побуждение к противоправным деяниям, создание атмосферы напряженности). Конкретных определений и критериев для тяжких последствий разглашения врачебной тайны нет, в т.ч. и по той причине, что данная категория уголовных дел является субъективной, при которой невозможно разграничить все варианты последствий разглашения врачебной тайны.
Уголовный кодекс не указывает конкретную форму разглашения врачебной тайны. Разглашение может быть совершено как в устной, так и в письменной форме. Доказательствами совершения преступления могут быть свидетельские показания, скриншоты, аудиозаписи, видеозаписи, иные вещественные доказательства.
Пример из судебной практики (по информации Верховного Суда Республики Беларусь)
Обвиняемая Б., являясь медицинским работником УЗ «Краснопольская центральная районная больница», 8 декабря 2020 г. на почве личных неприязненных отношений с гражданкой А., работающей в Краснопольском РАЙПО, умышленно, без согласия последней, передала нанимателю потерпевшей ксерокопии медицинских документов, содержащих сведения о состоянии ее здоровья, наличии заболевания, диагнозе, составляющие врачебную тайну.
Приговором суда обвиняемая признана виновной в умышленном разглашении врачебной тайны, и на основании ч. 1 ст. 178 УК ей назначено наказание в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью на срок два года.
Приговор был пересмотрен в апелляционном порядке, оставлен без изменения и вступил в законную силу.
Персональные данные
В настоящее время о персональных данных и их защите мы слышим повсеместно. Согласие на обработку персональных данных мы даем и при оформлении дисконтной карты в магазине, и при обращении в организацию здравоохранения.
Закон о защите персональных данных* определяет, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано.
* Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (по тексту — Закон о защите персональных данных)
Справочно: к персональным данным может быть отнесен широкий круг сведений, начиная от неких документальных сведений и заканчивая изображением физического лица.
При этом следует отметить, что персональные данные, касающиеся здоровья, относятся к специальным персональным данным, для которых установлен специальный режим обработки. Таким образом, согласие субъекта персональных данных на обработку специальных персональных данных не требуется в целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну.
Справочно: в Республике Беларусь уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь (НЦЗПД). Центр регулярно освещает в своих публикациях в т.ч. практику рассмотрения жалоб граждан.
Как в случае с врачебной тайной, так и в случае с персональными данными нужно отметить, что нормативное регулирование происходит не только в рамках законов, но и на локальном уровне в положениях, инструкциях и приказах. В частности, важнейшим локальным документом организации здравоохранения является положение о порядке обработки и защите персональных данных, которое регулирует действия нанимателя и уполномоченных им работников при обработке персональных данных.
Существенная часть должностных обязанностей медицинской сестры связана с заполнением медицинских документов. В настоящий момент в условиях электронного здравоохранения основным информационным ресурсом является электронная медицинская карта пациента.
В здравоохранении согласие субъекта персональных данных на их обработку получается при формировании электронной медицинской карты пациента, информационных систем, информационных ресурсов, баз и банков данных, реестров, регистров, т.е. в тех случаях, когда обработка персональных данных пациента осуществляется при помощи информационных ресурсов (например, ведение электронной карты пациента, выписка электронных рецептов и др.). Если пациент отказался дать согласие, то обработку его персональных данных будут вести на бумажных носителях — в медицинских информационных системах и ресурсах, базах, реестрах она размещена не будет. Такому пациенту, например, и рецепты будут выписываться только на бумажных бланках, без использования системы электронного рецепта.
Справочно: законом предусмотрены случаи, когда получение согласия субъекта персональных данных не требуется: если существует прямая угроза жизни (при оказании неотложной медицинской помощи), а человек находится в болезненном, бессознательном состоянии; в исключительных ситуациях, таких как необходимость в экстренной операции, для проведения которой нужны некоторые данные из медицинских документов; в чрезвычайных ситуациях гуманитарного характера (техногенные или природные катастрофы, стихийное бедствие и т.п.); в гуманитарных целях (для контроля эпидемий и их распространения) и т.п.
Порядок действий для получения письменного согласия (или отказа) пациента (его представителей, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении) на внесение и обработку персональных данных пациента, информации, составляющей врачебную тайну, следующий:
- пациенту (его представителям) предоставляется в доступной для него форме полная информация о дальнейшем сборе, систематизации, хранении, изменении, использовании, обезличивании, блокировании, распространении, предоставлении, удалении персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну;
- пациент (его представители) уведомляется о праве на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизированную информационную систему здравоохранения;
- согласие формируется в виде документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
- согласие подписывается пациентом (его представителем) и медицинским работником и включается в электронную медицинскую карту пациента в виде электронной копии документа на бумажном носителе либо электронного документа;
- в случае отказа от внесения и обработки персональных данных пациента, информации, составляющей врачебную тайну, такой отказ оформляется в виде документа на бумажном носителе или иным способом, не запрещенным законодательством;
- информация об отказе от внесения информации вносится в централизованную информационную систему здравоохранения.
Справочно: централизованная информационная система (ЦИСЗ) предназначена для обработки, накопления, хранения и поиска электронной медицинской карты пациента.
Нарушение порядка обработки персональных данных, равно как и разглашение врачебной тайны, является дисциплинарным проступком, за который наниматель вправе применить любую меру дисциплинарного взыскания по своему выбору: замечание, выговор, лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев или увольнение (ст. 198 ТК*).
* Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК)
Помимо дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных работник может быть привлечен к административной ответственности по ст. 23.7 КоАП*, уголовной ответственности по ст. 2031, 2032 УК.
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (по тексту — КоАП)
Выдержка из НПА
Кодекс Республики Беларусь от 06.01.2021 № 91-З
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.
Рег. в НРПА 15.01.2021, № 2/2811
Статья 23.7. Нарушение законодательства о защите персональных данных
1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, —
влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.
2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин.
3. Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц —
влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.
4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц —
влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Рег. в НРПА 14.07.1999, № 2/50
Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года,
одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года
Статья 2031. Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных
1. Умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, —
наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, —
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
Статья 2032. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных
Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий, —
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до одного года.
По сути, разграничением между административной и уголовной ответственностью в данных случаях являются тяжкие последствия несоблюдения мер защиты персональных данных. Понятия «тяжкие последствия», «существенный вред» являются оценочными. Определение наличия или отсутствия тяжких последствий, степени вреда и иных обстоятельств, влияющих на квалификацию, осуществляется органом уголовного преследования и судом на основании внутреннего убеждения в конкретной ситуации исходя из конкретных обстоятельств совершения преступления.
Пример из практики
В НЦЗПД поступила жалоба на организацию здравоохранения. В жалобе сообщалось, что в холле поликлиники размещены списки пациентов, записанных на прием к медицинским работникам, с указанием помимо времени и даты приема их ФИО, номера медицинской карты, адреса места жительства и даты рождения. Размещение такой информации в месте общего пользования является распространением персональных данных, которое допускается с согласия субъекта персональных данных либо в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. Центром в адрес организации здравоохранения направлено требование о прекращении такой обработки. В результате списки были сняты, а распространение персональных данных прекращено.