Патронаж новорожденных: опыт Казахстана

По данным ВОЗ, ежегодно умирают 200 тыс. детей в возрасте до пяти лет, 50 % из них — это новорожденные. Больше половины случаев смерти детей раннего возраста можно предотвратить. Своевременная диагностика патологических состояний и предотвращение их развития — одна из важнейших задач патронажных визитов в течение первого месяца жизни ребенка.

Кузнецова Людмила

Врач — акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук

285 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Казахстане организация патронажного наблюдения на дому беременных, новорожденных проводится на основе универсально-прогрессивной модели, рекомендуемой Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) с целью выявления и снижения рисков медицинского или социального характера, угрожающих жизни, здоровью, развитию ребенка, а также уменьшения количества обязательных посещений семей, не имеющих рисков. При универсально-прогрессивной модели патронажа наряду с обязательными плановыми посещениями (универсальный подход) внедряются дополнительные активные посещения по индивидуальному плану (прогрессивный подход) для беременных, новорожденных и детей, нуждающихся в особой поддержке, в связи с наличием медицинских или социальных рисков для жизни, здоровья или развития ребенка.

В основе модели лежат следующие правила:

  • работа проводится на уровне всей семьи;
  • патронажные работники должны быть хорошо подготовленными, обладать достаточными знаниями и навыками для предоставления необходимых услуг;
  • наличие трех участковых медицинских сестер, одна из которых полностью переводится на домашние посещения (дородовый патронаж беременных женщин, новорожденных и детей до 5 лет);
  • работа патронажных сестер должна быть организована так, чтобы они могли уделять достаточное время эффективной работе с семьями;
  • обязательно наличие в организации здравоохранения социального работника и психолога, которые являются ключевыми членами команды. 

Патронажные работники должны быть обеспечены необходимым набором материалов для качественного проведения патронажа (переносной ростомер и весы, сантиметровая лента, два вида термометра — для измерения температуры тела и температуры комнаты, тонометр, планшет или смартфон с мобильным приложением, дезинфектант для обработки рук, минимальный набор для оказания первой помощи), необходимым источником информации (схема оповещения в экстренных ситуациях), раздаточным материалом для семьи (брошюры, памятки и др.) по предполагаемой теме консультирования.

Согласно модели патронажного обслуживания патронажный работник: 

  • владеет навыками правильной коммуникации, правильно взаимодействует с родителями и коллегами; 
  • на патронаж приходит подготовленным (знает конкретную цель, задачи, просматривает актуальную информацию); 
  • предоставляет свежую информацию семье; 
  • владеет знаниями и навыками по вопросам: 
    • оценки состояния новорожденного и детей раннего возраста (знание опасных признаков);
    • грудного вскармливания и исключительно грудного вскармливания; 
    • ввода прикорма в 6 месяцев; 
    • ухода в целях развития (укрепление взаимосвязи и привязанности); 
    • основных элементов воспитания (игра и игрушка, чтение, общение и проявление любви к ребенку);
    • вовлечения отца в воспитание ребенка; 
    • послеродовой депрессии;
    • безопасной среды и предупреждения травм и несчастных случаев; 
    • оказания неотложной помощи при остром инородном теле в дыхательных путях, ожогах, утоплении и т.д.;
    • 10 шагов мониторинга развития ребенка; 
    • выявления признаков пренебрежения, жестокого обращения, насилия и тактики при их выявлении.

На основе модели патронажного обслуживания разрабатываются стандарты действий участковой патронажной сестры при проведении первичного патронажа новорожденного ребенка. В качестве примера рассмотрим один из них (приводим основную часть стандарта).


Стандарт действий

Проведение первичного патронажа новорожденного ребенка на дому

1. При посещении ребенка на дому следует поздороваться, представиться, рассказать цель визита, установить доверительные отношения с родителями. 

2. Записать паспортные данные родителей и ребенка, № свидетельства о рождении новорожденного.

3. Непосредственно перед осмотром ребенка вымыть руки согласно правилам гигиены рук, при необходимости надеть маску.

4. Провести сбор анамнеза: роды физиологические, кесарево сечение, недоношенность, тазовое предлежание, осложненное течение родов, реанимация новорожденного, медикаментозное лечение новорожденного в роддоме.

5. Выяснить жалобы матери: плаксивость новорожденного, чрезмерный плач, вялость, сонливость, желтуха, вздутие живота.

6. Оценка кормления.

7. Провести объективный осмотр ребенка и определить наличие или отсутствие признаков опасности:

  • не может сосать или сосет вяло; 
  • судороги;
  • учащенное дыхание (более 60 дыхательных движений в минуту) или редкое дыхание (реже 30 в минуту);
  • выраженное втяжение нижних отделов грудной клетки;
  • двигается меньше обычного, двигается только при стимуляции или не двигается даже при стимуляции;
  • температура ниже 36,6 или выше 37,5°;
  • множественные гнойнички;
  • выделения из пупка или покраснение распространяется на окружающую ткань;
  • желтуха распространяется на ладони и подошву, желтуха появилась в первый день жизни (желтуха держится более 14 дней у доношенного или более 21 дней у недоношенного без тенденции к снижению).

8. Оценка состояния ухода и гигиены: температура помещения не ниже 18 и не выше 25 °С, чистота одежды, мытье рук ухаживающего перед и после ухода за новорожденным.

9. Определить признаки жестокого обращения с ребенком: физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность.

10. Оценка состояния здоровья матери: физические симптомы, осмотр молочных желез, общее состояние здоровья.

11. Оценка на наличие послеродовой депрессии матери.

12. Определить степень и направленность риска:

  • здоровье и уход за ребенком;
  • состояние здоровья матери;
  • насилие в семье;
  • степень общего риска.

13. Ознакомить родителей с графиком работы участкового педиатра, дать информацию о местонахождении поликлиники, номера телефонов.

14. Дать рекомендации матери новорожденного ребенка:

  • преимущества грудного вскармливания;
  • обеспечение исключительно грудного вскармливания;
  • уход за новорожденным, режим прогулок;
  • стимуляция психосоциального развития новорожденного;
  • безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей и других членов семьи для профилактики травматизма и несчастного случая;
  • правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, кормление и питьевой режим);
  • личная гигиена матери.

15. Пригласить на прием в поликлинику в возрасте 1 месяца.

16. После завершения осмотра вымыть руки согласно правилам гигиены рук организации здравоохранения.

17. Спросить о наличии каких-либо вопросов у родителей.

18. Попрощаться с родителями новорожденного.

После завершения патронажа и по возвращении в рабочий кабинет:

  1. зарегистрировать новорожденного ребенка в профильном журнале, заполнить талон прикрепления, внести данные ребенка в электронную базу;
  2. сделать запись осмотра в амбулаторной карте ребенка;
  3. проинформировать участкового врача о результатах проведенного патронажа;
  4. при выявлении умеренного и высокого риска необходимо оповестить врача ВОП, старшую медсестру, заведующего отделением (служба ВОП) и другие ведомства. Последующие наблюдения проводить в соответствии с планом наблюдения или разработать индивидуальный план наблюдения в соответствии со степенью риска и факторами риска.
285 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения о нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачами-специалистами

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 16.11.2024 № 155 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консульт...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 23
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок