Синдром эмоционального выгорания (далее — СЭВ) — одно из наиболее актуальных заболеваний современности, существенно влияющее на личную и общественную жизнь, а также на профессиональную деятельность. Всемирная организация здравоохранения включила профессиональное выгорание в 11-й пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11) от 1 января 2022 г. Согласно этому документу СЭВ — клинически значимый синдром, проистекающий от ситуации хронического стресса на рабочем месте, который не удается успешно преодолеть.
Справочно: согласно исследованию профессора социологии Гамбургского университета Торстен Хайнеманн и клинического психолога и психотерапевта Франкфуртского университета им. И. Ф. Гете Линды Хайнеманн СЭВ является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе.
Для ряда профессий СЭВ становится сегодня особенно распространенным заболеванием, прежде всего — для медицинских работников, деятельность которых определяется не только профессиональными требованиями и жесткими правовыми нормами, но и этическими и коммуникативными навыками, умениями и нравственными ценностями.
Согласно исследованиям, проводимым в США, ежегодно вследствие эмоционального выгорания большой процент медицинских работников теряет работоспособность, впадает в депрессию и даже совершает самоубийство. Данные ВОЗ также свидетельствуют о том, что медицинские работники прибегают к самоубийству в 1,5‒4 раза чаще, чем представители других профессий, независимо от гендерного фактора, при этом наиболее часто суицид замечен среди тех групп медицинских работников, которые имеют доступ к лекарственным средствам.
Эмоциональное выгорание, являясь серьезной психической и поведенческой проблемой, может проявляться в апатии, нежелании работать (а в крайнем варианте даже ненависти к своей работе), неприязни к общению с людьми, постоянной усталости, безрадостности, безразличии и т.д.
Справочно: согласно опросу, проведенному в 2021 г. среди медицинских работников в США, о суициде вследствие эмоционального выгорания задумывались 7 % опрошенных, а 35 % респондентов отмечали, что в случае появления суицидальных мыслей они не станут обращаться за помощью.
Не доводя проблему до явных проявлений болезни, стоит задуматься о том, как справляться с первыми симптомами эмоционального выгорания (или не допустить его), каковы его основные причины и какие мы можем использовать методы предотвращения СЭВ.
Эмоциональное выгорание возникает в силу целого комплекса проблем: от вопросов организации работы медицинской сестры (организации системы здравоохранения в целом) до умения правильно общаться с пациентами и правильно проявлять эмпатию, а также личностных психологических навыков, способствующих переключению и расслаблению.
В социальном плане истоки СЭВ — это проявления экономической, социально-политической нестабильности, ненадлежащие условия труда, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие конфликтных ситуаций в рабочем процессе, отсутствие гарантий сохранения рабочего места, недостаточное материальное стимулирование работника и др. Вопросы такого рода имеют огромное влияние на процесс развития эмоционального выгорания. Для их решения нужна совместная работа руководителей системы общественного здравоохранения, администрации учреждения и трудового коллектива, а также профсоюза, комиссии по медицинской этике и других организаций в системе здравоохранения.
Если в социальном измерении мы рассматриваем предотвращение СЭВ у медицинских работников в контексте функционирования и совершенствования системы здравоохранения, а также собственно системы организации медицинской деятельности и системы медицинского образования, то в личностном измерении в фокусе внимания должны быть прежде всего этические, коммуникативные, психоэмоциональные факторы, приводящие медицинских работников к СЭВ, а также возможные пути их предотвращения.
Изучая СЭВ и его профилактику, чаще всего рассматривают психологический статус личности, предлагая психологические практики, способные предотвратить и (или) замедлить процес выгорания. Обычно психологи советуют научиться переключаться с производственных проблем на другие сферы деятельности, иметь хобби, которое увлекает и приносит радость, больше времени проводить с близкими людьми, друзьями, детьми, чаще бывать на природе, слушать музыку, посещать театры (терапия искусством), путешествовать, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и т.д. Одним словом, каждый может выбрать способ (способы), который максимально ему подходит и способствует получению положительных эмоций, отвлекает от рабочих проблем, стрессов, постоянного восприятия человеческих болезней и горя, задействует все личностные ресурсы для предотвращения СЭВ.
Важным способом решения проблемы эмоционального выгорания медицинских сестер является также формирование понимания этических ценностей и наработка этических и коммуникативных навыков.
Эмпатия
От умения правильно проявлять эмпатию напрямую зависят как успех в профессии, так и собственное психологическое благополучие, а также эмоциональная устойчивость. Эмпатия как важнейшая ценностная характеристика деятельности медицинского работника чаще всего понимается как сочувствие, сопереживание. Однако эмпатия медицинского работника не должна пониматься как обычное сочувствие или сопереживание, предполагающее вовлеченность в проблему другого, совместное ее эмоциональное переживание и собственную психологическую погруженность в другого человека. Эмпатия медицинского работника как основа его деятельности — это сочувствие и участие с акцентом на сопереживании посредством деятельности, практической помощи и, конечно, профессиональных и коммуникативных навыков для ее осуществления.
Справочно: корень слова «эмпатия» — греческий («страсть»). В современном английском языке есть два похожих слова sympathy и empathy — оба с одинаковым корнем, но приставка создает существенную разницу. Приставка sym означает «с, вместе»; приставка em — «в». Если sympathy — это сочувствие, то empathy — вчувствование. Такое вчувствование предполагает умение понять другого человека (его психологическое состояние) и помочь ему (деятельное сочувствие), не перенося на себя его эмоции.
Навык эмпатии необязательно приходит с опытом, правильному проявлению эмпатии медицинский работник должен обучаться. Необходимо уметь правильно расставить акценты: не эмоциональное сочувствие и погружение в проблему, а деятельное участие, вчувствование как умение понять ситуацию и помочь найти действенный способ ее разрешения. Только при умении правильно проявлять эмпатию мы можем говорить о сформированном профессиональном этическом навыке медицинского работника понимать пациентов, помогать им, не перенося их негативное эмоциональное и физическое состояние на собственную личность.
Автономия пациента
Еще одним значимым этическим фактором, косвенно влияющим на профессиональное выгорание в среде медицинских работников, является понимание и принятие автономии пациента.
Автономия пациента — это его право принимать решения относительно своей жизни и здоровья, право получать полные сведения о своем здоровье, право на конфиденциальность этих данных и право решать, кому и когда такие данные могут быть предоставлены. С одной стороны, автономия — закономерный процесс, характеризующий развитие самосознания современного пациента. С другой стороны, этот процесс имеет и негативную составляющую, поскольку может приводить к росту случаев так называемого «пациентского экстремизма», проявляющегося, в частности, в необоснованных жалобах на медицинских работников.
Справочно: согласно данным опроса, проведенного в ноябре 2019 г. совместно социальной сетью «Доктор на работе» и RNC Pharma, среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью, неадекватное поведение встречается в 63 % случаев, в 32 % случаев медицинские работники сталкивались с грубостью лиц, пришедших на прием, и рассматривали грубость как часть устоявшегося поведения пациентов, и только 3 % опрошенных отмечали, что пациенты во время медицинского интервью всегда ведут себя вежливо и остаются в рамках приличий.
Медицинский работник, не признающий за пациентом автономии (прав пациента), пытается принимать решения за пациента, якобы оберегая его, а потом нести на себе груз ответственности за принятое решение, за неинформирование пациента, за возможные проблемы, связанные с незнанием или непониманием ситуации пациентом, за отсутствие у пациента (его родственников) чувства сопричастности к решению проблемы и т.д. При этом, с одной стороны, медицинский работник оказывает давление, что приводит к дополнительной эмоциональной нагрузке на него, с другой стороны, он не готов (и не всегда умеет) слышать пациента, что психоэмоционально не позволяет ему разделить ответственность и в определенном смысле отпустить ситуацию.
Вместе с тем рост автономии пациента нужно научиться принимать как естественное развитие человека и общества и в то же время как формирующийся процесс разделения ответственности, сопровождающийся признанием права пациента принимать решения относительно его собственной жизни и здоровья на основании полного информирования и конфиденциальности.
Этико-коммуникативные навыки
Среди возможных причин, приводящих к эмоциональному выгоранию медицинских работников, большое значение имеет несформированность этико-коммуникативных навыков. Вместо применения таких отработанных навыков зачастую в своих действиях медицинские работники опираются на собственные представления об этических правилах и принципах, здравый смысл, а порой и на собственную эмоциональную реакцию на ситуацию.
В проведенном еще в 2018 г. автором статьи анонимном опросе 50 пациентов и 50 практикующих медицинских работников респондентам было предложено перечислить и распределить по значимости для них качества, которые они определяют как первостепенно необходимые (ожидают увидеть эти качества на приеме). При формировании рейтинга качеств медицинских работников на первом месте у пациентов оказались эмпатия и коммуникативные навыки, на втором — уважение, а у медицинских работников по отношению к пациентам на первом месте — позитивный настрой и умение коммуницировать, на втором — уважение. Акценты на профессиональных данных медицинских работников в рейтинге пациентов появились только в третьей строчке, обозначенные как «ум и знания» и «любовь к профессии» (см. табл.).
Таблица
Рейтинг качеств
№ позиции | Качества медицинского работника
| Качества пациента |
1 | Эмпатия, доброта, душевность, диалог | Доброжелательность, позитивная настроенность, коммуникабельность |
2 | Уважительность и внимательность по отношению к пациентам | Уважение, доверие |
3 | Ум и знания, любовь к профессии | Порядочность, спокойствие, опрятность |
4 | Чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, чувство юмора | Краткость и четкость в описании симптомов, четкое следование предписаниям врача |
Таким образом, этические и коммуникативные навыки должны быть сформированы у каждого медицинского работника. Они предполагают не только знания и правильные этические установки, но и умение применять коммуникативные навыки, технологии общения.
Этико-коммуникативные принципы и практические навыки
К числу основных этико-коммуникативных принципов и практических навыков, владение которыми способствует установлению позитивных и взвешенных взаимоотношений медицинской сестры и пациента и, как следствие, предотвращает эмоциональное выгорание медицинского работника, относятся:
- установка на пациентоориентированность и человекоцентризм (пациент — цель, но не средство, инструмент или объект профессиональной деятельности);
- уважение пациента, его достоинства, ценностей, приоритетов, решений, в т.ч. если пациент осознанно отказывается от помощи. Медицинский работник может объяснить и посоветовать, но не имеет морального права оказывать давление, вынуждать и поучать;
- соблюдение правила говорить пациенту правду (о диагнозе, состоянии, перспективах и т.д.). Нужно уметь сказать ее деликатно, аккуратно, продуманно, соотносясь с обстоятельствами и состоянием пациента;
- уважение конфиденциальности данных пациента. Следует помнить, что вести беседу по поводу диагноза, лечения, прогноза и любой личной информации пациента можно только с ним самим, либо с его законными представителями (если пациент не способен принимать решения), либо с указанными пациентом лицами;
- умение слушать и слышать пациента, умение начинать и заканчивать диалог. Не стоит использовать в речи диминутивы («дедулечка», «женщинка» и т.д.), эвфемизмы (например, «отошел в мир иной» вместо «умер» и др.), ненормативную лексику, сленг и т.д.;
- поощрение общения пациента с его близкими, что может стать лучшим лекарством и наиболее успешной терапией для пациента;
- проявление тактичности (здороваться при встрече, стучать в дверь палаты и т.д.);
- сохранение и уважение корпоративной культуры (например, не высказывать пациенту негативное отношение к действиям других медицинских работников);
- установление границ общения с пациентом (его родственниками), временных рамок общения.
Соблюдение всех этих правил, конечно, не панацея от СЭВ, но это обязательное условие вхождения в профессию, ее принятия, формирования мастерства и любви к своему делу, что и является лучшим методом предотвращения эмоционального выгорания.
К сожалению, этическая подготовка медицинской сестры зачастую остается на уровне общих рассуждений и не включает изучение современных рекомендаций, норм международных документов, принципов и правил современной биомедицинской этики, разбор практических ситуаций (кейсов) из отечественной и международной медицинской практики. Проводя дискуссии по вопросам (био)медицинской этики, автор неоднократно сталкивался с проблемой незнания медицинскими сестрами (как и врачами) Международного кодекса медицинской этики Всемирной медицинской ассоциации, национальных этических документов, этических рекомендаций ВОЗ и других международных организаций (например, о работе с детьми, пациентами психиатрического профиля, принятии медицинских решений в ситуации конца жизни), алгоритмов работы с информированным согласием, этико-правовых вопросов соблюдения врачебной тайны и т.д. Цена такого незнания — не только формальное отсутствие знаний и навыков современной медицинской этики, но прежде всего незнание и неумение этически и психологически правильно действовать в каждой конкретной ситуации, проявлять эмпатию к пациенту, а также защищать себя от негатива, психологического давления, эмоциональной нестабильности, т.е. от первопричин эмоционального выгорания.