Предметно-количественный учет лекарственных средств

Предметно-количественный учет лекарственных средств (далее — ЛС) в организации здравоохранения является неотъемлемой частью повседневной деятельности как главной (старшей) медсестры, так и среднего медперсонала в общем. И если предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ достаточно полно урегулирован законодательством, то касаемо иных ЛС имеется некая неопределенность.

Козловская Ирина

врач — акушер-гинеколог, врач — клинический фармаколог УЗ «Логойская ЦРБ», победительница конкурса «Женщина года Республики Беларусь — 2017» в номинации «Спасая жизни»

8213 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный правовой акт, регулирующий учет ЛС

Конкретного списка ЛС, подлежащих предметно-количественному учету в организациях здравоохранения, нет. При этом есть ряд нормативных правовых актов, регламентирующих обязательность предметно-количественного учета ЛС.

Постановлением № 120* утверждено, что предметно-количественному учету подлежат в обязательном порядке:

1. Наркотические средства, включенные в список № 2 республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, установленного Постановлением № 19**, независимо от лекарственной формы. 

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 № 120 «Об утверждении Надлежащей аптечной практики» (по тексту — Постановление № 120)
** Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2015 №19 «Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь» (по тексту — Постановление № 19)

2. Комбинированные наркотические средства, содержащие в одной терапевтической дозе: кодеин 200 мг и более в комбинации с другими фармацевтическими субстанциями; декстропропоксифен 500 мг и более в комбинации с другими фармацевтическими субстанциями. 

3. Психотропные вещества, включенные в списки № 2 и 3 республиканского перечня: 

3.1. в виде фармацевтических субстанций;

3.2. лекарственные средства для парентерального введения; 

3.3. фенобарбитал в таблетках; 

3.4. комбинированные психотропные вещества. 

4. Лекарственные средства списка «А»: 

4.1. в виде фармацевтических субстанций; 

4.2. тригексифенидил в таблетках. 

5. Спирт этиловый (этанол).

Также в организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета, и в других организациях здравоохранения по решению ее руководителя каждым материально ответственным лицом подлежат предметно-количественному учету лекарственные препараты, не указанные выше, независимо от их стоимости. Решение оформляется локальным актом с указанием перечня ЛС, подлежащих предметно-количественному учету, и доводится до сведения материально ответственных лиц (главной медицинской сестры, медицинских сестер (старших) структурных подразделений, постовых (процедурных) медицинских сестер, фельдшера (старшего), акушерки (старшей), фельдшеров (заведующих) фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых больниц, больниц сестринского ухода и т.п.).

Важно обратить внимание на то, что внесены изменения в Постановление № 42*, регулирующее порядок и условие ведения перечня лекарственных средств списка «А». Если ранее список «А» был закреплен постановлением № 42, то внесенными изменениями установлено, что перечень ЛС списка «А» ведется Министерством здравоохранения в форме электронной базы данных в рамках ведения Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь. 

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2015 № 42 «Об установлении порядка и условий ведения перечня лекарственных средств списка «А» (по тексту — Постановление № 42)

Ведение Государственного реестра осуществляется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков ЛС, органов и организаций системы Минздрава для выполнения ими функций, предусмотренных законодательством, а также для осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля.

Формы первичной меддокументации для учета ЛС

Общих, законодательно утвержденных форм журналов для предметно-количественного учета ЛС (за исключением наркотических и психотропных ЛС) сегодня нет. Однако имеются локальные акты, которые регламентируют некоторые формы журналов предметно-количественного учета ЛС.

Рассмотрим на примере регулирования данного вопроса локальными актами комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета (см. памятку ниже).

Приказ комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 05.07.2013 № 423* «О лекарственном обеспечении амбулаторного лечения больных туберкулезом» устанавливает следующие формы журналов:

  • журнал предметно-количественного учета медикаментов и изделий медицинского назначения для старших медсестер;
  • журнал предметно-количественного учета медикаментов и изделий медицинского назначения для медсестер кабинетов выдачи лекарственных средств.

* Приказ комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 05.07.2013 № 423 «О лекарственном обеспечении амбулаторного лечения больных туберкулезом»

Ранее формы журналов были установлены приказом комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 05.08.2005 № 452 «О предметно-количественном учете лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения». Однако данный приказ утратил силу и утвержденные им формы журналов в настоящее время использоваться не должны.

Также закреплена обязанность обеспечения предметно-количественного учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях в соответствии с действующим законодательством (приказ № 245*).

* Приказ комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 27.04.2010 № 245 «Об учете лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения» (по тексту — приказ № 245)

Резюме
Учитывая отсутствие общих утвержденных форм предметно-количественного учета ЛС на законодательном уровне и, в то же время, наличие требования о предметно-количественном учете ЛС в соответствии с действующим законодательством, необходимо пользоваться локальными актами, регулирующими данный вопрос на областном (городском, районном) уровне. Список ЛС, подлежащих предметно-количественному учету, для разных организаций здравоохранения может различаться в зависимости от специфики работы организации и подлежит пересмотру в соответствии со сроками внесения изменений в республиканские нормативные акты (Постановление № 120, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.01.2020 № 3 «Об установлении Республиканского формуляра лекарственных средств на 2020 год»).

Справочно
Больничная аптека второй категории осуществляет отпуск ЛС организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая отпуск наркотических средств и психотропных веществ) (Постановление № 120).
Если в больнице есть аптека, ЛС поступают туда, а оттуда отпускаются в отделения и кабинеты. При этом старшая медицинская сестра отделения производит отпуск ЛС процедурным (дежурным) медицинским сестрам.
В больнице, не имеющей аптеки, а также в поликлинике главная (старшая) медсестра получает ЛС сразу от поставщиков для всей организации, а затем выдает их в отделения (кабинеты).

От редакции
Журнал предметно-количественного учета медикаментов и изделий медицинского назначения для медсестер кабинетов выдачи лекарственных средств можно скачать по ссылке.

Журнал предметно-количественного учета медикаментов и изделий медицинского назначения для старших медсестер можно скачать по ссылке.

8213 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок