Процедура государственной закупки (далее — госзакупка) представляет собой регламентированную Законом о госзакупках* последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя). Процедура госзакупки длится от принятия решения о проведении данной процедуры до заключения соответствующего договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся.
* Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (по тексту — Закон о госзакупках)
Выбор процедуры госзакупки зависит от:
- предмета закупки;
- наличия товаров (работ, услуг), составляющих предмет госзакупки, или условий к ним в перечнях, предусмотренных законодательством;
- ориентировочной стоимости предмета закупки.
При выборе процедуры госзакупки в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках необходимо учитывать:
1) отнесение предмета госзакупки к товарам либо работам (услугам).
Законом № 340-З* определено, что дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия — это мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний.
* Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (по тексту — Закон № 340-З)
Проведение профилактических дезинфекционных (дератизационных и дезинсекционных) мероприятий является частью санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения ряда инфекционных заболеваний.
По отношению к предмету госзакупки эти мероприятия являются услугами. Согласно ст. 1 Закона о госзакупках услуги — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
2) ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных услугах, указанной в годовом плане госзакупок, наличие услуг, составляющих предмет госзакупки, или условий к ним в перечнях услуг, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 1 Закона о госзакупках под однородными услугами понимаются услуги, относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012.
Согласно ОКРБ 007-2012* услуги по проведению профилактических дезинфекционных (дератизационных и дезинсекционных) мероприятий (далее — услуги по дезинфекции) относятся к подклассу 81 290, входящему в класс «Прочие виды услуг по чистке и уборке» (код 81).
* Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (по тексту — ОКРБ 007-2012)
Процедуры закупок услуг по дезинфекции
При пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки услуг по дезинфекции до 300 базовых величин согласно приложению к Закону о госзакупках (п. 9) применяется процедура госзакупки из одного источника.
При процедуре госзакупки из одного источника для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка, в т.ч. в соответствии с постановлением № 30*.
* Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (по тексту — постановление № 30)
Следует отметить, что согласно постановлению № 30 для изучения конъюнктуры рынка услуг, ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин, запрос о предоставлении соответствующих сведений размещается на одной из электронных торговых площадок. При этом перечень таких электронных торговых площадок определен подп 1.1 п. 1 постановления № 395.
При ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки услуг от 300 до 5000 базовых величин применяются:
- процедура запроса ценовых предложений вне зависимости о того, попадают ли закупаемые услуги в предусмотренный в приложении 2 к постановлению № 395* перечень товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (подп. 1.3 п. 1 постановления № 395).
Следует отметить, что в приложении 2 к постановлению № 395 предусмотрены услуги по обслуживанию зданий и благоустройству территорий (код 81 ОКРБ 007-2012), а следовательно, в т.ч. услуги по дезинфекции; - электронный аукцион по выбору заказчика (организатора), т.к. услуги по дезинфекции содержатся в перечне товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (приложение 2 к постановлению № 395), в т.ч. при ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки услуг по дезинфекции от 5000 базовых величин и более (п. 2 ст. 38 Закона о госзакупках, приложение 2 к постановлению № 395).
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (по тексту — постановление № 395)
Необходимо отметить, что правила описания предмета госзакупки определены ст. 21 Закона о госзакупках.
Особенности оказания услуг по дезинфекции
Согласно п. 3. Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом № 7*, генеральная уборка и дезинфекция помещений должны проводиться не реже 1 раза в месяц.
* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11 2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (по тексту — Декрет № 7)
При этом выполнение услуг по дезинфекции на объектах должно осуществляться:
1) с использованием средств дезинфекции, разрешенных к применению (имеющих свидетельства о государственной регистрации и инструкции по применению);
2) при исключении возможности контакта дезинсекционных и дератизационных средств с пищевой продукцией, оборудованием, тарой, упаковочным материалом (для объектов, в которых осуществляется обращение пищевой продукции);
3) в соответствии с постановлениям № 541 и № 242 и включать в себя:
- обследование объекта;
- профилактические и истребительные мероприятия в отношении синантропных грызунов и насекомых;
- мероприятия по защите объектов от проникновения грызунов, нападения членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, и др.
1Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23.08.2002 № 54 «Об утверждении Санитарных правил об организации и проведении мероприятий по уничтожению грызунов, бытовых насекомых, комаров подвальных помещений» (по тексту — постановление № 54)
2Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.03.2013 № 24 «Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования к порядку проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий"<...>» (по тексту — постановление № 24)
Требования к участникам процедур госзакупок устанавливаются в соответствии с законодательством. Условно их можно разделить на 2 группы:
1) общие требования, предъявляемые к участникам независимо от предмета закупки (абз. 4‒13 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках);
2) специальные требования, обусловленные предметом госзакупки. Согласно абз. 2 и 3 ст. 16 Закона о госзакупках участники должны соответствовать:
- требованиям, установленным законодательством к лицу, осуществляющему оказание услуг, являющихся предметом госзакупки;
- дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Советом Министров Республики Беларусь.
Применительно к госзакупкам услуг по дезинфекции специальным требованием, установленным законодательством, является наличие санитарно-гигиенического заключения о соответствии этой деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в соответствии с постановлением № 104* отнесена к работам и услугам, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья населения. В частности, в соответствии с п. 46 перечня, установленного данным постановлением, опасной признается деятельность в области обслуживания зданий и территорий, включающая:
- комплексные услуги по обслуживанию зданий;
- деятельность по чистке и уборке (согласно ОКРБ 007-2012 к указанной деятельности относится в т.ч. деятельность по дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, поездов и т.п.).
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104 «Об установлении перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 75» (по тексту — постановле-ние № 104)
Согласно ст. 16 Закона № 340-З осуществление работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе для установления соответствия (несоответствия) ее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, осуществлять деятельность по оказанию услуг по дезинфекции могут организации и индивидуальные предприниматели:
- прошедшие в органах государственного санитарного надзора в порядке, установленном законодательством, в т.ч. п. 9.6.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением № 548*, государственную санитарно-гигиеническую экспертизу;
- получившие санитарно-гигиеническое заключение о соответствии этой деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (по тексту — постановление № 548)
Дополнительные требования к участникам процедуры закупки услуг по дезинфекции законодательством на сегодняшний день не предусмотрены.
В завершение приведем пример описания предмета закупки услуг по дезинфекции, соответствующего вышеуказанным требованиям.
Пример описания предмета госзакупки