В здравоохранении, помимо общих правовых норм, данный воп-рос регулируется постановлением № 52*. Это постановление представляет собой один небольшой абзац, в котором закреплено, что продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, выполняемой медицинскими работниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не должна превышать 900 часов в год.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» (по тексту — постановление № 52)
На практике к данному постановлению возникает множество вопросов, в т.ч. ограничивает ли оно предельную продолжительность работы медицинских работников по совместительству?
Сверхустановленная продолжительность рабочего времени или работа по совместительству?
Заблуждение 1: медицинские работники не могут работать по совместительству либо могут, но не более 900 часов в год.
Правда: медицинские работники могут работать по совместительству, при этом 900 часов никак не ограничивают работу по совместительству.
Почему на практике возникают такие вопросы? По нескольким причинам. Так, в ч. 2 ст. 119 ТК* в целях отличия различных видов работ сверх установленной продолжительности рабочего времени от сверхурочной работы указано, что к сверхурочным работам не относится, в частности, работа работников с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены), полной рабочей недели, работников по совместительству у того же нанимателя, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы, работников-надомников.
* Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК)
То есть совместительство в ч. 2 ст. 119 ТК упомянуто как разновидность работ сверх установленной продолжительности рабочего времени (далее — СУПРВ), а постановление № 52 упоминает также работы СУПРВ (по основной работе).
Справочно
Стимулирующие и компенсирующие выплаты устанавливаются работникам как по основной должности, так и по должности, занимаемой работником на условиях совместительства, а также при работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Исходя из этой логики, получается, что постановление № 52 фактически ограничивает время работы по совместительству. Напомним, что по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 345 ТК, продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, и так ограничена и не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 ТК. С учетом данного подхода она еще дополнительно ограничивается 900 часами по постановлению № 52.
Однако Минздрав довольно четко разделяет работу по совместительству и работу по постановлению № 52 в своих НПА. Например, в п. 12 Инструкции № 53*.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 53 «О стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам бюджетных организаций» (по тексту — Инструкция № 53)
Наибольшую информативность в данном случае имеет письмо № 9-2-6/848-218/1*.
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2016 № 9-2-6/848-218/1 «О разъяснении» (по тексту — письмо № 9-2-6/848-218/1)
Из данного письма можно сделать следующие выводы (см. таблицу).
Вывод: работа по постановлению № 52 не включает в себя работу по совместительству и не ограничивает общеустановленную продолжительность работы по совместительству.
Сверхустановленная продолжительность рабочего времени или сверхурочная работа?
Заблуждение 2: 900 часов по постановлению № 52 являются сверхурочной работой.
Правда: нет, не являются.
Важно!
Работы по постановлению № 52 — самостоятельная форма организации труда, но никак не «переработка».
Заметим, что работы по постановлению № 52 учитываются, например, при выплате стимулирующих выплат, премировании медицинских работников (см., например, п. 12 Инструкции № 53, письмо № 03-2-07/219* и т.д.), присвоении им квалификационных категорий.
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.01.2014 № 03-2-07/219 «Об оплате труда работников организаций здравоохранения» (по тексту — письмо № 03-2-07/219)
При этом медицинские работники могут привлекаться к сверхурочной работе в общем порядке (см. письмо № 03-2-07/219).
Отличие работы по постановлению № 52 и сверхурочных работ можно найти в Методических рекомендациях по установлению режима труда и отдыха работников и составлению графиков работы в организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, приведенных в письме № 03-2-07/539*. Так, при планировании рабочего времени в графиках работ (сменности) сверхурочная работа не может предусматриваться, а вот работа по оказанию медицинской помощи сверх установленной продолжительности рабочего времени, наоборот, планируется в графиках работы (сменности) отдельной (второй) строкой. При этом если работа сверх установленной продолжительности рабочего времени производится по должности, отличной от основной занимаемой должности, то планирование работы в графике работы (сменности) производится в том подразделении или на том рабочем месте, где данная работа осуществляется.
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.02.2013 № 03-2-07/539 «О режиме труда и отдыха» (по тексту — письмо № 03-2-07/539)
Вывод: работа по постановлению № 52 не замещает собой сверхурочную работу, а представляет собой самостоятельную форму организации труда наряду с совмещением, совместительством. Планируемый характер таких работ отличает их от иных форм работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, не является по сути «переработкой» (т.к. заранее планируется) и соответственно отдельной формой переработки.
На кого распространяет свое действие постановление № 52?
Постановление № 52 распространяется на медицинских работников при поручении работы, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы.
Как правило, медицинские работники — это работники, занимающие должности, включенные в выпуск 25 ЕКСД.
Справочно
Медицинский работник — физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведением медицинских экспертиз.
К ним, в частности, относятся главный врач, старшая медицинская сестра, врачи-специалисты и т.п.
Длительное время были вопросы по немедицинским работникам организаций здравоохранения, в частности по санитаркам. Вначале Минздрав говорил, что они не относятся к медицинским работникам и соответственно на них постановление № 52 не распространяется.
Так, согласно письму № 03-2-07/860-257* действие норм постановления № 52 не распространяется на работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, обеспечивающих оказание медицинской помощи (биологи, медицинские физики, дезинфекторы, медицинские регистраторы, инструкторы-методисты физической реабилитации, сестры-хозяйки, санитарки, младшие медицинские сестры по уходу за больными и др.).
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.08.2014 № 03-2-07/860-257 «О применении постановления» (по тексту — письмо № 03-2-07/860-257)
Правда, затем с учетом определенного кадрового дефицита работников Минздрав несколько скорректировал свою позицию.
Так, в письме № 03-2-07/848-393* указано, что, принимая во внимание необходимость участия в оказании медицинской помощи работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, но обеспечивающих оказание медицинской помощи, в т.ч. санитаров (санитарок), медицинских дезинфекторов, инструкторов-методистов физической реабилитации, иных работников, выполняющих функции по уходу за пациентами, оказывающих помощь медицинским работникам в проведении медицинских процедур и других лечебных мероприятиях, организацию их труда возможно осуществлять с учетом норм постановления № 52.
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2014 № 03-2-07/848-393 «Об организации труда работников учреждений здравоохранения в целях обеспечения своевременной и качественной медицинской помощи»(по тексту — письмо № 03-2-07/848-393)
Таким образом, в настоящее время более важно не то, является ли работник медицинским работником или нет, а привлекается ли он к участию в оказании медицинской помощи.
В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» (размещены на официальном интернет-сайте Минздрава 04.03.2020) рассматриваемая работа осуществляется по заявлению работника без заключения отдельного трудового договора на основании графика работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом с соблюдением законодательства. Оплата этой работы осуществляется на основании табеля использования рабочего времени за фактически отработанное время исходя из действующих условий оплаты труда за счет средств, предусмотренных в установленном порядке на оплату труда.
То есть основанием для выполнения данной работы является соответствующее заявление работника.
Согласно пп. 3 и 4 методических рекомендаций по обеспечению полной оплаты труда медицинских работников сверх 900 часов основного времени (письмо № 10-2-6/13154*) привлечение медицинских работников к работе сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с постановлением № 52 производится на основании приказа нанимателя по заявлению работника и определяется графиком работы (сменности). Работа сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с постановлением № 52 может выполняться как по вакантной должности, так и по должности временно отсутствующего работника и отражается в графиках работы отдельной строкой.
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.10.2018 № 10-2-6/13154 «О разъяснении законодательства» (по тексту — письмо № 10-2-6/13154)
При привлечении к выполнению работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с постановлением № 52 в пределах 900 часов в год устанавливается суммированный учет рабочего времени. Рекомендуемая продолжительность учетного периода — 1 год.
Резюме
Работа, выполняемая сверх основной ставки, оформленная путем составления трудового договора, является работой по совместительству и не учитывается при расчете времени, отработанного сверх установленной продолжительности рабочего времени, т.е. не входит в те 900 часов, свыше которых такие работы не допускаются.
Работа, выполняемая сверх основной ставки, оформленная на основании заявления работника, учитывается при расчете времени, отработанного сверх установленной продолжительности рабочего времени, т.е. входит в те 900 часов, свыше которых такие работы не допускаются.