Развитие сестринского образования: международный опыт

Здравоохранение является одной из интенсивно развивающихся отраслей деятельности. Это требует оперативного совершенствования системы подготовки медицинских работников, в т.ч. среднего медицинского персонала. В статье мы рассмотрим базовые основы дальнейшего развития сестринского дела в мире и изучим опыт коллег по формированию национальной системы среднего медицинского образования.

Южик Светлана

Заведующий отделением государственного учреждения
«Больница паллиативного ухода "Хоспис"», председатель Белорусского общественного объединения медицинских сестер

714 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сестринский персонал — фундамент любой системы здравоохранения. В докладе Всемирной организации здравоохране-ния (далее — ВОЗ) «Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.» была подчеркнута ценность вклада медицинских сестер в охрану здоровья и подтверждено, что вложение средств в развитие сестринского дела — благо для общества, а не издержки.

Отмечено, что государства должны вкладывать средства в масштабное ускорение подготовки новых медицинских сестер, создание для них рабочих мест и укрепление их лидерской роли. Без сестринского и акушерского персонала, равно как и других категорий медицинских работников страны не смогут победить в борьбе со вспышками болезней, выполнить задачу по обеспечению всеобщего доступа к услугам здравоохранения или достигнуть Целей в области устойчивого развития. При этом образование медицинского персонала выступает первым и основополагающим ресурсом для построения новой устойчивой системы здравоохранения.

Базовые основы развития сестринского образования в мире

Эффективность оказания медицинской помощи зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки специалистов со средним специальным и высшим сестринским образованием, от их четкой профессиональной деятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи путем осуществления стандартизированных технологий сестринского ухода, профилактики, диагностики и лечения.

Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, использованием в деятельности технологий выполнения простых медицинских услуг и стандартов, постоянным профессиональным совершенствованием. В связи с этим профессиональная подготовка специалистов со средним специальным и высшим сестринским образованием и повышение квалификации на современном этапе являются приоритетным направлением.

Во многих странах мира происходят изменения в системах базовой направленности образования в области сестринского и акушерского дела. Причин, вызвавших необходимость таких преобразований, достаточно много. Прежде всего к ним относится повышение требований к уровню компетенции, необходимому для предоставления безопасной, справедливой и высококачественной помощи, ориентированной на нужды пациентов.

Действующая система сестринского и акушерского образования построена на двух директивах:

1) Стратегии ВОЗ1;

2) Европейском соглашении2.

Стратегия ВОЗ по обучению медицинских сестер и акушерок от 1999 года (по тексту — Стратегия ВОЗ)
2  Европейское соглашение об обучении и образовании медицинских сестер, подписанное в г. Страсбург 25.10.1967 (по тексту — Европейское соглашение)

Реализация базовых основ развития сестринского дела

На национальном уровне образование медицинских сестер, акушерок и их профессиональная деятельность регулируются многими правовыми актами, декларациями и законами, связанными с сестринской практикой, правами, функциями, компетентностью и ответственностью медицинских сестер, акушерок и общими требованиями к учебным программам.

Программа обучения сестринскому и акушерскому делу ориентирована на приобретение навыков и компетенций, необходимых для профессиональной деятельности медицинских сестер и акушерок. Например, подготовка специалистов сестринского и акушерского дела в Литовской Республике осуществляется в 7 медицинских колледжах и 2 университетах. При этом система сестринского образования состоит из нескольких ступеней:

  • бакалавриат — продолжительность обучения составляет 3,5 года в колледже (только очное обучение) и 4 года в университете (очная и заочная формы обучения (только для выпускников медицинских колледжей));
  • магистратура — продолжительность обучения составляет 2 года;
  • PhD докторантура — продолжительность обучения составляет 4 года;
  • последипломное образование: специализация; квалификационные курсы; специализированные курсы; курсы повышения квалификации.

Факультеты сестринского дела реализуют:

  • 4 программы бакалавриата (первого цикла): сестринское дело, акушерство, кинезотерапия, эрготерапия;
  • 4 магистерские (последипломные) учебные программы: клиническое сестринское дело, расширенная сестринская практика, укрепление здоровья и реабилитация, арт-терапия, — а также магистерскую (последипломную) учебную программу Advanced nursing practice (медицинская сестра с расширенной практикой).

Справочно: согласно определению Международного совета медицинских сестер медицинская сестра с расширенной практикой — это зарегистрированная медицинская сестра, обладающая основными экспертными знаниями, навыками принятия сложных решений и клинической компетентностью, как правило, со степенью магистра. Медицинские сестры с расширенной практикой умеют принимать независимые и совместные решения, связанные с оказанием соответствующей помощи пациенту.

Программа бакалавриата по сестринскому делу направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов по сестринскому уходу. Во время учебы студенты — медицинские сестры проходят практику на клинических базах под руководством квалифицированных медицинских сестер — наставников. После завершения обучения студенты получают профессиональную квалификацию дипломированной медицинской сестры и могут приступить к своей профессиональной практике и карьере.

Магистратура (2 года) и PhD докторантура (4 года) по сестринской науке реализуют образовательные программы послевузовского образования для подготовки научных и научно-педагогических кад-ров для вузов и научно-исследовательских организаций с углубленной научной, педагогической и исследовательской подготовкой.

Специализация осуществляется в обязательном порядке по следующим направлениям:

  • анестезия и интенсивный уход (960 ч);
  • общественное здравоохранение (480 ч);
  • операционный уход (480 ч);
  • психиатрический уход (640 ч);
  • неотложная помощь (320 ч и 4 месяца практического обучения).

Медицинские университеты и колледжи независимо или в сотрудничестве с профессиональными организациями и обществами проводят курсы повышения профессиональной квалификации медицинских сестер и национальные и международные научно-практические конференции и семинары, после чего специалистам выдаются сертификаты непрерывного образования.

Важную роль в непрерывном профессиональном образовании медицинских сестер в Литовской Республике играет Центр компетенций специалистов в области здравоохранения и фармацевтики, который представляет собой учреждение при органе-регуляторе и осуществляет соответствующие функции.

Кроме того, в Литовской Республике действует специальный закон, регулирующий вопросы практики сестринского дела и практики акушерства, а также осуществляется лицензирование деятельности медицинских сестер, акушерок.

714 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4193
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок