Роль медицинских работников в валеологическом воспитании
Зачастую на плечи главной медицинской сестры ложится работа по валеологическому воспитанию населения. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты такой работы.
Зачастую на плечи главной медицинской сестры ложится работа по валеологическому воспитанию населения. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты такой работы.
Валеология изучает индивидуальное здоровье человека, его сущность и принципы работы организма. Эта наука находится на стыке медицины, психологии и биологии.
Цель валеологии — сохранить здоровье человека и по возможности восстановить и укрепить его.
Это важно
Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.
Валеолог — в первую очередь это медицинский работник, который профессионально занимается вопросами здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях. Основываясь на результатах исследования, валеолог может дать персональные рекомендации относительно того, как укрепить здоровье (душевное и физическое), повысить работоспособность и начать вести здоровый образ жизни.
Справочно: по данным экспертов ВОЗ, здоровье каждого человека на 50 % зависит от образа жизни.
Вопросы, которыми занимается валеолог:
Для проведения профилактических мероприятий должны привлекаться не только медицинские работники, но и педагоги, широкие массы населения.
Следует различать понятия «валеологическое воспитание» и «санитарное просвещение». Последнее отражает лишь один из аспектов валеологического воспитания — просветительский. Его следует употреблять, если речь идет о распространении гигиенических знаний, информировании по вопросам здоровья. Тогда как валеологическое воспитание имеет междисциплинарный характер.
Справочно: задачами валеологического воспитания являются распространение медицинских, валеологических и гигиенических знаний, выработка умений и навыков правильного поведения, выработка убеждений, взглядов и свойств характера в связи с необходимостью правильного поведения, формирование потребности бережного и созидательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование здорового образа жизни, привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения.
Метод устной пропаганды наиболее прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность подготовки материала с учетом специфики аудитории и непосредственного контакта с ней.
Метод печатной пропаганды дает возможность тиражирования литературы и широкого охвата населения.
Метод изобразительной пропаганды опирается на наглядность и способствует лучшему запоминанию.
Комбинированная пропаганда является самой эффективной за счет одновременного воздействия на зрительный и слуховой анализаторы и охвата большого числа людей.
Устная пропаганда реализуется посредством:
Лекция дает возможность осуществить контакт с аудиторией, включающий прямую и обратную связь. Лекция — это информация, согретая мыслями и эмоциями лектора. Именно эмоциональность лекции является ее отличительным признаком. Содержание лекции и речь лектора должны быть проникнуты духом оптимизма, особенно в случаях с трудно поддающимися лечению болезнями.
Печатная пропаганда реализуется следующими средствами:
Изобразительная пропаганда реализуется следующими средствами:
Плакат представляет собой рисунок, который может сопровождаться кратким текстом с изображением предмета, процесса, явления, связанного с тематикой здоровья. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте. Цель плаката — привлечь внимание и поддержать интерес населения к представленной проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов.
Фотография — изображение процесса или явления, связанного с тематикой здоровья.
Комбинированная пропаганда осуществляется через телевидение, кино, видео, выставки, музеи, праздники здоровья.
При проведении валеологической пропаганды среди широких кругов населения в неэкстремальных ситуациях рекомендуются лекции, выступления по радио и телевидению, научно-популярные фильмы, книги, брошюры, плакаты, выставки, а в экстремальных ситуациях — агитационно-информационные обращения по радио, телевидению, выпуск листовок, памяток, лозунгов, газет.
Важное значение в валеологическом обучении и воспитании, особенно в выработке привычек и навыков, имеет личный пример лиц, его проводящих. Чтобы заинтересовать объект пропаганды, надо проявить знания и умения, привлечь внимание, рассказать о себе, показать порядок действия навыка и т.п.
Различают следующие формы валеологического воспитания:
Валеологическое воспитание является обязательным разделом деятельности каждой организации здравоохранения, поскольку личностный и поведенческий факторы имеют большое значение в предупреждении заболеваний. Эти факторы влияют на сроки обращения за медицинской помощью, сроки лечения, эффективность реабилитации и восстановления работоспособности, предупреждение обострений болезней.
Валеологическое воспитание в стационаре способствует повышению эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий и дает информацию о правильном поведении во время лечения и после выписки. Оно должно быть различным для больных острыми заболеваниями и больных хроническими заболеваниями. В частности, для больных хроническими заболеваниями и их родственников обязательно должны включаться вопросы оказания самопомощи при обострении, начальных признаках рецидива.
Это важно
Особую важность приобретает валеологическое обучение и воспитание людей с повышенным риском возникновения заболеваний, в основе которых лежат гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха и другие нарушения правил поведения.
Валеологическое воспитание в поликлинике должно проводиться дифференцированно среди здоровых лиц, лиц с факторами риска и больных с острыми и хроническими заболеваниями. Валеологическое воспитание здоровых направлено на сохранение и укрепление их здоровья, пропаганду здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание в кругу семьи. На точность выполнения пациентами лечебно-профилактических мероприятий большое влияние оказывают члены их семьи. Поэтому валеологическое воспитание родственников, непосредственно ухаживающих за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и рекомендаций врача и обеспечить грамотный уход за больным.
Правильно организованное и качественно проводимое валеологическое воспитание будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и населения, и самих медицинских работников.