Роль медицинских работников в валеологическом воспитании

Зачастую на плечи главной медицинской сестры ложится работа по валеологическому воспитанию населения. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты такой работы.

Русак Светлана

Главная медицинская сестра учреждения здравоохранения
«31-я городская поликлиника» г. Минска, медицинская сестра
высшей квалификационной категории, магистр реабилитологии

523 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Валеология изучает индивидуальное здоровье человека, его сущность и принципы работы организма. Эта наука находится на стыке медицины, психологии и биологии.

Цель валеологии — сохранить здоровье человека и по возможности восстановить и укрепить его.

Это важно
Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.

Валеолог — в первую очередь это медицинский работник, который профессионально занимается вопросами здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях. Основываясь на результатах исследования, валеолог может дать персональные рекомендации относительно того, как укрепить здоровье (душевное и физическое), повысить работоспособность и начать вести здоровый образ жизни.

Справочно: по данным экспертов ВОЗ, здоровье каждого человека на 50 % зависит от образа жизни.

Вопросы, которыми занимается валеолог:

  • санитарно-просветительская массовая и индивидуальная работа, теоретические аспекты здоровья;
  • диагностика здоровья и оценка эффективности проведенных оздоровительных мероприятий;
  • стратегия и методология оптимального сохранения здоровья;
  • физическое воспитание;
  • двигательная и трудовая деятельность;
  • жизнь без вредных привычек;
  • рациональное адекватное питание.

Для проведения профилактических мероприятий должны привлекаться не только медицинские работники, но и педагоги, широкие массы населения. 

Следует различать понятия «валеологическое воспитание» и «санитарное просвещение». Последнее отражает лишь один из аспектов валеологического воспитания — просветительский. Его следует употреблять, если речь идет о распространении гигиенических знаний, информировании по вопросам здоровья. Тогда как валеологическое воспитание имеет междисциплинарный характер. 

Справочнозадачами валеологического воспитания являются распространение медицинских, валеологических и гигиенических знаний, выработка умений и навыков правильного поведения, выработка убеждений, взглядов и свойств характера в связи с необходимостью правильного поведения, формирование потребности бережного и созидательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование здорового образа жизни, привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения.

Методы пропаганды валеологического воспитания

Метод устной пропаганды наиболее прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность подготовки материала с учетом специфики аудитории и непосредственного контакта с ней. 

Метод печатной пропаганды дает возможность тиражирования литературы и широкого охвата населения. 

Метод изобразительной пропаганды опирается на наглядность и способствует лучшему запоминанию. 

Комбинированная пропаганда является самой эффективной за счет одновременного воздействия на зрительный и слуховой анализаторы и охвата большого числа людей.

Устная пропаганда реализуется посредством:

  • лекций;
  • дискуссий; 
  • бесед;
  • агитационно-информационных выступлений;
  • вечеров вопросов и ответов;
  • викторин;
  • конференций;
  • кружков;
  • курсов;
  • инструктажей.

Лекция дает возможность осуществить контакт с аудиторией, включающий прямую и обратную связь. Лекция — это информация, согретая мыслями и эмоциями лектора. Именно эмоциональность лекции является ее отличительным признаком. Содержание лекции и речь лектора должны быть проникнуты духом оптимизма, особенно в случаях с трудно поддающимися лечению болезнями.

Печатная пропаганда реализуется следующими средствами:

Изобразительная пропаганда реализуется следующими средствами:

  • плоскостными (плакат, рисунок, схема, таблица, план, чертеж, диаграмма, картограмма, фотография, диапозитив, диафильм);
  • объемными (муляж, модель, макет, диаграмма, фантом, скульп­тура, чучело);
  • натуральными (микро- и макропрепараты, образец).

Плакат представляет собой рисунок, который может сопровождаться кратким текстом с изображением предмета, процесса, явления, связанного с тематикой здоровья. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте. Цель плаката — привлечь внимание и поддержать интерес населения к представленной проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. 

Фотография — изображение процесса или явления, связанного с тематикой здоровья.

Комбинированная пропаганда осуществляется через телевидение, кино, видео, выставки, музеи, праздники здоровья.

При проведении валеологической пропаганды среди широких кругов населения в неэкстремальных ситуациях рекомендуются лекции, выступления по радио и телевидению, научно-популярные фильмы, книги, брошюры, плакаты, выставки, а в экстремальных ситуациях — агитационно-информационные обращения по радио, телевидению, выпуск листовок, памяток, лозунгов, газет. 

Важное значение в валеологическом обучении и воспитании, особенно в выработке привычек и навыков, имеет личный пример лиц, его проводящих. Чтобы заинтересовать объект пропаганды, надо проявить знания и умения, привлечь внимание, рассказать о себе, показать порядок действия навыка и т.п.

Как воплощаются методы валеологического воспитания

Различают следующие формы валеологического воспитания:

Валеологическое воспитание является обязательным разделом деятельности каждой организации здравоохранения, поскольку личностный и поведенческий факторы имеют большое значение в предупреждении заболеваний. Эти факторы влияют на сроки обращения за медицинской помощью, сроки лечения, эффективность реабилитации и восстановления работоспособности, предупреждение обострений болезней.

Валеологическое воспитание в стационаре способствует повышению эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий и дает информацию о правильном поведении во время лечения и после выписки. Оно должно быть различным для больных острыми заболеваниями и больных хроническими заболеваниями. В частности, для больных хроническими заболеваниями и их родственников обязательно должны включаться вопросы оказания самопомощи при обострении, начальных признаках рецидива.

Это важно
Особую важность приобретает валеологическое обучение и воспитание людей с повышенным риском возникновения заболеваний, в основе которых лежат гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха и другие нарушения правил поведения.

Валеологическое воспитание в поликлинике должно проводиться дифференцированно среди здоровых лиц, лиц с факторами риска и больных с острыми и хроническими заболеваниями. Валео­логическое воспитание здоровых направлено на сохранение и укрепление их здоровья, пропаганду здорового образа жизни. 

Валеологическое воспитание в кругу семьи. На точность выполнения пациентами лечебно-профилактических мероприятий большое влияние оказывают члены их семьи. Поэтому валеологическое воспитание родственников, непосредственно ухаживающих за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и рекомендаций врача и обеспечить грамотный уход за больным.

Заключение

Правильно организованное и качественно проводимое валеоло­гическое воспитание будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и населения, и самих медицинских работников.

523 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок