Санитарно-эпидемиологическое законодательство: практика применения

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время онлайн-семинара «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения».

Новицкая Екатерина

врач-эпидемиолог отделения надзора за организациями здравоохранения отдела эпидемиологии государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

396 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мониторинг каких вредных веществ должен проводиться в кабинетах проведения дезинфекции высокого уровня эндоскопов?

В рамках производственного контроля предусматриваются следующие мероприятия с лабораторным контролем:

  • микробиологический контроль качества обработки эндоскопов и принадлежностей, качества самодезинфекции моечно-дезинфекционных машин, контроль качества воды, используемой для ополаскивания эндоскопов после дезинфекции высокого уровня;
  • контроль качества уборки с проведением микробиологического мониторинга объектов внешней среды в манипуляционных, моечно-дезинфекционных помещениях не реже одного раза в полугодие и по эпидемиологическим показаниям;
  • контроль соответствия установленным гигиеническим нормативам питьевой воды, содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны и иных производственных факторов на рабочих местах.

Согласно п. 33 специфических санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда работающих, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2020 № 66, контроль содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ, микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов осуществляется:

  • один раз в год — в случаях, когда интенсивность выделения в воздушную среду промышленных штаммов микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ 3-го и 4-го классов опасности сохраняется на протяжении двух последних лет (по данным лабораторных исследований) на уровне предельно допустимых концентраций (далее — ПДК) или ориентировочных безопасных уровней воздействия (далее — ОБУВ) и ниже их;
  • один раз в полугодие — в случаях имеющихся превышений ПДК или ОБУВ промышленных штаммов микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ 3-го и 4-го классов опасности в предшествующем году, а также в первые два года проведения контроля производственных факторов.

Нужно ли вести журнал учета работы для рециркуляторов с таймером?

Нет, вести журнал необязательно. 

Ведение учетной документации при наличии рециркулятора с таймером не является обязательным, если иное не предусмотрено локальными документами учреждения здравоохранения. В иных случаях ведение журнала предусмотрено методическими рекомендациями № 26-0101 «Применение ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в лечебно-профилактических учреждениях», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 01.06.2001.


Допускается ли использование в стоматологическом кабинете рециркуляторов бактерицидных, а не ультрафиолетовых бактерицидных облучателей открытого типа?

Да, допускается.

Согласно Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130, для очистки воздуха помещений от микроорганизмов должны применяться медицинские изделия, обеспечивающие обработку воздуха, разрешенные к применению для этих целей в соответствии с инструкцией производителя. При соблюдении данных требований оба варианта применимы. 

Дезинфекция воздуха стоматологических кабинетов имеет особенности:

  • микроклимат во многом формируется в результате работы специфической аппаратуры (бормашины, ультразвуковые и пневмокинетические аппараты) с образованием аэрозоля из микроорганизмов, частиц ротовой жидкости, крови, лекарственных средств и т.д.;
  • постоянный поток пациентов не всегда позволяет выдержать экспозицию работы бактерицидного облучателя открытого типа. 

Поэтому наиболее целесообразным является использование в стоматологической практике рециркуляторов, которые позволяют вести прием пациентов одновременно с обеззараживанием воздушной среды кабинета.


Кто в организации здравоохранения должен заниматься разработкой СОПов и алгоритмов?

Порядок (стандарт, алгоритм) оказания медицинской помощи (манипуляции, операции) должен быть разработан в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовлен с привлечением непосредственных исполнителей и позволять ответить на вопросы: кто делает, что нужно делать, когда нужно делать, в какой последовательности нужно делать, где нужно делать и как нужно делать?

Основными ошибками при составлении СОПов являются: 

  • ожидание типовых СОПов (несмотря на то, что у каждого учреждения свои особенности); 
  • формальный подход к составлению; 
  • разработка одним специалистом.

Так как данные документы являются составной частью программы инфекционного контроля, считаем целесообразным обеспечить принятие участия в разработке СОПов также лиц, ответственных за реализацию программы инфекционного контроля.


Где конкретно в стоматологическом кабинете (не хирургическом) должны находиться термометр, гигрометр, рециркулятор воздуха?

Размещение оборудования должно осуществляться согласно инструкции производителя.

Самое читаемое Санитарно-эпидемиологическое законодательство: актуальные вопросы СОП «Действия медицинского работника при аварийном контакте, загрязнении биологическим материалом поврежденных и неповрежденных кожных покровов, СИЗ, личной одежды и обуви, объектов внешней среды»
396 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок