Для качественного ухода за пациентами необходимо осваивать все более сложные медицинские технологии и овладевать новыми знаниями и навыками. Поэтому ключевой задачей последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочного закрепления практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Одним из методов повышения качества практической подготовки медицинских специалистов является симуляционное обучение, в основе которого лежит моделирование профессиональной деятельности медицинского работника с целью предоставления возможности отработать элементы оказания помощи в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Как и где организовано обучение
В лаборатории по отработке навыков учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж» проходят обучение слушатели отделения повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов по специальности переподготовки «Хирургия», а также слушатели образовательных программ повышения квалификации по профилям:
- «Лечебное дело»;
- «Сестринское дело в хирургии»;
- «Сестринское дело в терапии»;
- «Сестринское дело в педиатрии»;
- «Сестринское дело в гинекологии».
Симуляционные методики, которые используются в обучении, разделяются по уровню симуляции:
- обучение посредством письменных симуляций (клинических ситуационных задач);
- обучение на объемных моделях (манекенах, фантомах, тренажерах); обучение посредством компьютерных (интерактивных) ситуационных задач, тестовых программ, видеофильмов, симуляторов виртуальной реальности;
- обучение с использованием стандартизированных пациентов и ролевых игр, манекенов среднего класса с электронным (компьютерным) управлением, компьютерных манекенов — симуляторов пациентов, имеющих высший класс реалистичности.
Справочно: после выполнения слушателями симуляционных упражнений происходит их разбор (анализ плюсов и минусов действий, обсуждение приобретенного опыта).
Получение обратной связи в процессе обучения крайне важно для среднего медицинского персонала, ведь это дает ему возможность:
- оценить качество выполнения симуляционного задания;
- закрепить полученные навыки, знания путем активирования рефлексивного мышления.
Справочно: в 2022 г. симуляционное обучение прошли 200 слушателей отделения повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов.
Благодаря разбору выполненных упражнений симуляционный опыт превращается в осознанную практику, которая в профессиональной деятельности поможет оперативно принимать адекватные решения, отрабатывать взаимодействие в команде, контролировать знания, правильность умений и навыков.
Справочно: лаборатория по отработке навыков стала неотъемлемым элементом практической подготовки слушателей. До сегодняшнего дня здесь прошли обучение более 50 групп слушателей отделения повышения квалификации и переподготовки.
Какие дополнительные программы существуют
Отделение повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов на основании приказа № 527* проводит обучающие курсы для населения «Первая помощь».
* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.04.2023 № 527 «О совершенствовании деятельности учебно-тренировочного центра» (по тексту — приказ № 527)
Целью такого обучения является отработка умения не растеряться в экстренной ситуации:
- на улице;
- в местах массового скопления людей;
- в туристических походах;
- при выполнении профессионального долга и т.д.
Данная цель достигается путем специальной подготовки (теоретической и практической), в т.ч. на тренажерах (манекенах) для освоения навыков оказания первой помощи, проведения сердечно-легочной реанимации.
Справочно: за 2022 г. в отделении повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов прошли обучение по образовательной программе «Первая помощь» слушатели 4 групп.
Это важно
Основная цель обучения — максимальный охват обучением населения для предупреждения смертности и инвалидности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, несчастных случаев, травм, отравлений, других состояний и заболеваний, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека.
Средний медицинский персонал может информировать заинтересованных пациентов о возможности прохождения такого обучения.
С целью выяснения самооценки степени освоения практических навыков постоянно проводится анкетирование обучающихся.
Какова результативность обучения
Результаты анкетирования ясно дают понять, что такое обучение:
- формирует психологическую готовность к оказанию медицинской помощи;
- вырабатывает рациональную последовательность действий при оказании помощи;
- вырабатывает уверенность;
- значительно снижает количество ошибок при оказании по-мощи;
- помогает быть более стрессоустойчивым.
Установлено, что уровень подготовки слушателей, прошедших обучение с применением симуляции, значительно выше, чем слушателей, обучившихся по традиционной методике, поскольку симуляционные методики позволяют многократно на практических занятиях отрабатывать все элементы оказания помощи в конкретных клинических случаях.
Заключение
Внедрение в образовательный процесс подготовки специалистов со средним специальным медицинским, фармацевтическим обра-зованием технологии симуляционного обучения позволяет готовить квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.