Современную историю транспортировки пациентов в критическом состоянии следует отсчитывать от начала 80-х годов прошлого века, когда появление автономной аппаратуры для респираторной поддержки, инфузионной терапии и мониторинга витальных функций сделало такую транспортировку безопасной для пациента. В 1993 г. были опубликованы первые рекомендации Американской коллегии хирургов, регламентировавшие юридические и медицинские аспекты перевозки пациентов в критических состояниях.
В настоящее время в мировой литературе сформулированы следующие постулаты, послужившие основой для разработки правил транспортировки:
- транспортировка пациентов в тяжелом состоянии улучшает результаты лечения только при соблюдении установленных правил и норм;
- во время транспортировки необходимо продолжать выполнение лечебных мероприятий и мониторинг;
- стандарты и принципы интенсивной терапии для пациентов, находящихся в критических состояниях, должны в полной мере соблюдаться, в т.ч. во время транспортировки, что улучшает исход.
Эти принципы представляются нам полностью применимыми к современным белорусским условиям оказания медицинской помощи, поскольку аппаратное обеспечение транспортировки в Республике Беларусь вполне соответствует уровню развитых стран.
Процесс медицинской транспортировки состоит из следующих этапов:
- осмотр пациента;
- оценка степени тяжести состояния и транспортабельности;
- ознакомление с медицинскими документами перед медицинской транспортировкой;
- перемещение пациента из отделения анестезиологии и реанимации в реанимобиль;
- проведение интенсивной терапии и мониторинга во время движения в реанимобиле;
- перемещение из реанимобиля в отделение анестезиологии и реанимации или на диагностические исследования.
Медицинскими показаниями к медицинской транспортировке в другую больничную организацию являются:
- отсутствие возможности оказания специализированной медицинской помощи в организации здравоохранения;
- ограниченная возможность организации здравоохранения по длительному оказанию адекватной медицинской помощи.
В целях максимальной безопасности и обоснованности уровня сопровождения и оснащения тяжесть состояния пациента определяется совместно направляющей организацией здравоохранения и реанимационной бригадой, которая будет осуществлять медицинскую транспортировку. При этом оцениваются состояние пациента на основании клинических критериев, способность перенести предстоящее передвижение (с учетом длительности, транспортных и дорожных условий, характеристик реанимобиля и его медицинского оснащения), риск развития осложнений в пути и возможности их предотвращения и лечения.
Справочно: к критическим состояниям относятся:
• острое расстройство дыхания;
• острое расстройство кровообращения, шок любой этиологии;
• острое расстройство сознания, кома любой этиологии;
• острое повреждение почек (острая почечная недостаточность);
• острая печеночная недостаточность;
• острый инфекционно-воспалительный синдром (сепсис);
• иные состояния, при которых расстройства деятельности отдельных систем и органов не могут спонтанно корригироваться путем саморегуляции и требуют частичной или полной специальной коррекции.
Пациенты, состояние которых соответствует средней степени тяжести, транспортируются реанимобилем направляющей организации здравоохранения или автомобилем скорой медицинской помощи.
Окончательное решение о возможности медицинской транспортировки пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, принимает врач — анестезиолог-реаниматолог, который осуществляет медицинскую транспортировку.
При наличии показаний к экстренным медицинским вмешательствам, которые не могут быть выполнены на уровне районных организаций здравоохранения, решение о транспортировке пациента принимается врачебным консилиумом.
Перед медицинской транспортировкой требуется:
- передать пациента и медицинские документы от лечащего врача врачу — анестезиологу-реаниматологу, осуществляющему медицинскую транспортировку;
- проверить необходимое и предусмотреть дополнительное оснащение реанимобиля.
Контроль за состоянием пациента в процессе его медицинской транспортировки осуществляет медицинский работник, сопровождающий пациента. Данный медицинский работник осуществляет медицинское наблюдение за пациентом при его обследовании и проведении врачебной консультации в другой организации здравоохранения.
При медицинской транспортировке тяжелых пациентов в салоне реанимобиля могут находиться медицинские работники реанимационной бригады в составе врача — анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры — анестезиста, по медицинским показаниям — врачи-специалисты (врачи — акушеры-гинекологи, специалисты по экстракорпоральному кровообращению) и (или) иные медицинские работники со средним специальным медицинским образованием. Иные лица в реанимобиль не допускаются.
Во время медицинской транспортировки обеспечиваются непрерывность медицинского вмешательства и необходимого мониторинга, ведение медицинских документов, отражающих динамику состояния пациента.
При ухудшении состояния пациента во время медицинской транспортировки и при необходимости оказания ему экстренной или неотложной медицинской помощи пациент доставляется в ближайшую организацию здравоохранения.
К моменту прибытия пациента в больничную организацию готовятся место, лечебное и диагностическое оборудование, необходимые врачи-специалисты.
Передача пациента под наблюдение медицинских работников организации здравоохранения осуществляется под роспись в медицинских документах пациента медицинского работника, сопровождающего его, и медицинского работника приемного отделения организации здравоохранения, в которой находится пациент.
Справочно: транспортабельность пациента — готовность к медицинской транспортировке и отсутствие медицинских противопоказаний; пациенты считаются транспортабельными, если нарушения органов и систем скоррегированы и общее состояние рассматривается как стабильное.
Медицинский работник организации здравоохранения, ответственный за медицинскую транспортировку пациента, проверяет наличие, состояние и комплектность лечебного и диагностического оснащения реанимобиля перед выездом.
В зависимости от особенностей патологического процесса и тяжести состояния пациента реанимобиль может укомплектовываться:
- дополнительными шприцевыми дозаторами, инфузоматами;
- кардиомонитором с возможностью измерения инвазивного АД с совместимыми датчиками, штативом для фиксации и катетерами артериальными;
- устройством для временной трансвенозной электрокардиостимуляции, электродами эндокардиальными временными, интродьюсерами;
- дефибриллятором (может быть совмещен с монитором) с функцией наружной электрокардиостимуляции и комплектом электродов для наружной чрескожной электрокардиостимуляции;
- капнографом.
Медицинскими противопоказаниями к медицинской транспортировке являются:
- критические состояния с дестабилизацией нескольких гомеостатических констант (в т.ч. спонтанная гипотермия, тяжелая артериальная гипотензия, некорригируемая гипогликемия, тяжелый метаболический ацидоз);
- наличие медицинских показаний для экстренной операции, острое и продолжающееся кровотечение. В подобных ситуациях медицинское вмешательство проводится по месту госпитализации. Медицинские показания к медицинской транспортировке пересматриваются в послеоперационном периоде при стабилизации состояния. При невозможности выполнения медицинского вмешательства на уровне организаций здравоохранения районного уровня врачебным консилиумом принимается решение о медицинской транспортировке пациента в специализированные организации здравоохранения с учетом тяжести состояния и риска осложнений;
- более 80 % глубоких ожогов в сочетании с термоингаляционной травмой;
- сочетанная травма, несовместимая с жизнью;
- терминальная фаза хронического заболевания;
- терминальная стадия онкологического заболевания;
- декортикация, нарастающий отек головного мозга с признаками дислокации срединных или стволовых структур;
- высокие, нарастающие дозы инотропной поддержки двумя и более лекарственными средствами.
Медицинская транспортировка пациента в критическом со-стоянии регулируется следующими нормативными правовыми актами: