Успех любого дела на 85‒90 % зависит от уровня подготовки специалистов. Никакая система здравоохранения не может успешно работать без квалифицированного среднего медицинского персонала, играющего огромную роль в доведении медицинских услуг до каждого конкретного пациента.
Уровень, качество и темпы развития сестринского дела в здравоохранении в значительной степени обусловлены состоянием профильных медицинских кадров, а также системой их профессионального образования.
Важнейшее место в этой системе отводится подготовке управленческого и педагогического сестринского персонала, т.к. качественное руководство сестринским делом является одним из ключевых вопросов в построении современного, конкурентоспособного и эффективного сестринского процесса.
Особенности профессиональных компетенций
Медицинские сестры с дипломом о высшем сестринском образовании — это:
1) специалисты сестринского дела новой формации, особая категория медицинских работников, получающая академическое образование в области:
- общественного здоровья и здравоохранения;
- менеджмента;
- теории сестринского дела, базовых медицинских дисциплин;
- психологии, педагогики;
- экономики здравоохранения, права и др.;
2) квалифицированные сестринские кадры:
- способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала;
- готовые к проведению реформ, осуществлению обучения подчиненного сестринского и младшего медицинского персонала;
- умеющие взять на себя управление и контроль сестринской деятельности.
В современном мире требования к качеству специалистов сестринского дела постоянно возрастают, и это вызывает необходимость совершенствования уровня компетенции и квалификации медицинской сестры, в т.ч. медицинской сестры — руководителя.
Во многих странах уже признано необходимым наличие у отдельных категорий медицинских сестер высшего образования в области сестринского дела. Уровни сестринского образования в различных странах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни образования в области сестринского дела
Как показывает мировая практика, медицинские сестры с высшим образованием способны быть:
- координаторами и проводниками сестринской профессии на региональном и государственном уровнях;
- руководителями, которые обладают научным, современным подходом к развитию сестринского дела.
Например, многостепенная система обслуживания в больничных организациях здравоохранения в ее классическом варианте предполагает участие в лечебном процессе:
- врача-специалиста;
- сестринского персонала;
- младшего медицинского персонала по уходу за пациентами.
К сожалению, в настоящее время роль сестринского персонала нередко сводится к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки, чему в значительной мере способствовало исчезновение категории младших медицинских работников по уходу за пациентами, обязанности которых вынуждены брать на себя специалисты сестринского дела в ущерб своей профессиональной деятельности.
Вероятно, причиной, по которой многостепенная система почти прекратила свое существование, является недостаточное понимание руководителями организаций здравоохранения роли сестринского персонала в лечебном процессе.
Такое положение возможно исправить за счет возобновления классической многостепенной системы обслуживания пациентов при высоком руководящем уровне сестринского дела.
Кроме того, во многих странах разработаны и успешно применяются на практике стандарты в области сестринского дела:
- основанные на критическом мышлении независимой структуры сестринского обслуживания;
- поддерживающиеся на системном уровне;
- включающие медицинских сестер в процессы принятия клинических и административных решений.
Стандартизация в сестринском деле позволяет:
- систематизировать алгоритм действий среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи;
- обеспечить действенный контроль за деятельностью медицинских сестер при осуществлении сестринской помощи;
- предупредить возникновение ошибок, конфликтных ситуаций при оказании сестринской помощи и др.
Разработкой таких стандартов должны заниматься специалисты, хорошо знающие сестринский процесс, а также обладающие высоким уровнем подготовки по экономическим, правовым и другим смежным направлениям, к которым и относятся медицинские сестры с высшим сестринским образованием. Фактически данные специалисты становятся лидерами сестринского дела.
При этом наряду с определением высокого профессионального статуса медицинских сестер в национальных системах здравоохранения разных стран продумываются механизмы материального стимулирования их профессиональной деятельности, включая заработную плату.
Важно помнить, что в мире время, когда медицинская сестра считалась только исполнителем врачебных назначений, постепенно уходит.
Информация о средней заработной плате медицинских сестер в ряде стран представлена в таблице 2.
Таблица 2
Средняя заработная плата медицинских сестер
Актуальные аспекты развития сестринского дела в нашей стране
Начиная с 1991 г., с открытием факультета медицинских сестер с высшим образованием в учреждении образования «Гродненский государственный медицинский университет (далее — сестринский факультет ГрГМУ), осуществляется настойчивая работа, направленная на признание сестринского дела как самостоятельной, жизненно необходимой профессии, круг обязанностей работников которой выходит за рамки простого выполнения указаний (назначений) врачей-специалистов.
Но высшее сестринское образование в нашей стране столкнулось с такой проблемой, как необходимость развития фундаментального высшего сестринского образования, ориентированного на нужды практического здравоохранения, при достаточно низком конкретном запросе руководителей организаций здравоохранения на специалистов такого уровня.
Серьезным препятствием для преобразований в системе сестринского дела и ликвидации значительного отставания от зарубежных стран, по мнению специалистов сестринского факультета ГрГМУ, служат:
- отсутствие номенклатуры кадров с высшим сестринским образованием и соответствующей оплаты;
- небольшое значение сестринского дела в реформе здравоохранения страны;
- необоснованный расчет потребностей в сестринском персонале в соотношении с врачами-специалистами;
- отсутствие административной поддержки сестринских начинаний в организациях здравоохранения.
Важнейшими перспективными направлениями развития сестринской помощи, по мнению специалистов сестринского факультета ГрГМУ, являются:
- формирование сестринского дела как научной дисциплины;
- выделение сестринской профессии в самостоятельную профессиональную деятельность в здравоохранении с четкой системой управления;
- введение сестринской истории болезни;
- наличие высшего сестринского образования как условие для работы администратором, преподавателем и исследователем в области сестринского дела;
- создание необходимых условий для значительного повышения статуса медицинской сестры в обществе;
- обеспечение непрерывности системы высшего сестринского образования, в частности, на последипломном этапе.
Высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем образования в области сестринского дела нужны не только для того, чтобы максимально обеспечить эффективный вклад сестринского дела в национальное здравоохранение, но и для того, чтобы население по достоинству смогло оценить значимость труда и роль медицинских сестер в национальном здравоохранении. Ведь очень часто сама функция сестринского ухода остается незамеченной, недооцененной и вообще страдает от низкого качества ресурсов.