Юридическая сила нормативных правовых актов

Ежедневная профессиональная деятельность главных (старших) медицинских сестер неразрывно связана с различного рода нормативными правовыми и иными актами. Для того чтобы правильно их применять, необходимо знать, как они соотносятся между собой, какова их юридическая сила. В настоящей статье мы познакомимся с существующей в нашей стране системой нормативных правовых актов и их иерархией.

Ардяко Елена

Юрист

831 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Благодаря нормативным правовым актам (далее — НПА) регулируются многие социально-экономические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Для каждого человека, где бы он ни работал и какой бы деятельностью ни занимался, важно правильно понимать суть НПА и их юридическую силу. 

Известно, что деятельность организаций здравоохранения неразрывно связана с применением нормативных правовых и иных актов не только сферы здравоохранения, но и других смежных сфер. Для того чтобы организовать правильное применение этих актов, главной (старшей) медицинской сестре нужно обладать определенным объемом правовых знаний, в т.ч. в области нормо-творчества.

Законодательство Республики Беларусь

Согласно ст. 2 Закона о НПА* НПА — это официальный документ:

* Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (по тексту — Закон о НПА)

  1. установленной формы;
  2. принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры; 
  3. направленный на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера;
  4. рассчитанный на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.

В соответствии со ст. 3 Закона о НПАзаконодательство — это система НПА:

  • характеризующаяся внутренней согласованностью, иерархией;
  • обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений.

Законодательство составляют следующие НПА:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • решения, принятые республиканским референдумом;
  • законы Республики Беларусь;
  • декреты, указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  • постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Респуб­лики Национального собрания Республики Беларусь; НПА Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
  • НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
  • НПА иных нормотворческих органов (должностных лиц);
  • технические НПА.

При этом все указанные НПА принимаются (издаются) нормо-творческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Ненормативные правовые и локальные акты

Помимо НПА на практике часто встречаются другие акты, которые нужно правильно применять. К подобным актам относятся:

  • ненормативные правовые акты;
  • локальные акты.

Ненормативный правовой акт в соответствии со ст. 4 Закона о НПА — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который:

  • не содержит норм права;
  • в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в т.ч. в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение. 

К ненормативным правовым актам относятся:

  • программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;
  • правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам и др.

Согласно ст. 5 Закона о НПА локальный акт — это официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций. В частности, к локальным актам относятся:

  • акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в т.ч. в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;
  • акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, и др.

Важно помнить, что:
• действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц;
• локальные акты должны соответствовать НПА;
• не допускается включение в локальные акты положений, ухудшающих по сравнению с законодательством правовое положение граждан и юридических лиц, на которых распространяется действие локальных актов.

Следует отметить, что локальные акты не входят в состав законодательства, но подчиняются тому же принципу в системе иерархии, что и НПА, т.е. локальные акты вышестоящего нормо-творческого органа (должностного лица) имеют бо́льшую юридическую силу по отношению к локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица). 

Коллизия и юридическая сила 

Существуют ситуации, когда НПА не согласуются между собой, т.е. одни и те же общественные отношения могут регулироваться нормами различного содержания. Такие противоречия называются коллизией НПА.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 70 Закона о НПА коллизия НПА — это несогласованность норм НПА, регулирующих одни и те же общественные отношения.

Правильное сопоставление НПА по юридической силе обеспечивает грамотный выбор норм, подлежащих применению в случае коллизии НПА.

Для определения юридической силы НПА, подлежащего применению в случае коллизии НПА, необходимо следовать определенным правилам. 

Правило 1. В случае коллизии НПА субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями НПА бо́льшей юридической силы (ч. 2 п. 1 ст. 70 Закона о НПА).

Правило 2. В случае коллизии НПА одинаковой юридической силы и если ни один из них не противоречит НПА бо́льшей юридической силы, действуют положения НПА, принятого (изданного) позднее (п. 2 ст. 70 Закона о НПА).

Правило 3. При определении юридической силы НПА одного уровня действует правило о соотношении общих и специальных норм. Специальные нормы имеют приоритет над общими. Это правило является общепринятым в правоприменительной практике.

Юридическая сила отдельных НПА и локальных актов, их соотнесение друг с другом с учетом положений ст. 23 Закона о НПА и Конституции Республики Беларусь приведены в таблице.

Важно
Под юридической силой НПА согласно п. 18 ст. 2 Закона о НПА понимается его характеристика, определяющая:
обязательность применения НПА к соответствующим общест­венным отношениям;
• место данного акта в иерархии НПА.

Таблица

Юридическая сила отдельных НПА и локальных актов


Для правоприменения также крайне важно определить даты:

  1. вступления в силу НПА;
  2. вступления в силу изменений в НПА;
  3. утраты НПА своей юридической силы. 

Наступление указанных событий влечет обязательность применения или неприменения (в случае утраты силы) НПА. 

Следует отметить, что по общему правилу НПА действует бессрочно до прекращения его действия, если в тексте НПА не оговорено иное. В частности, временный срок действия может быть установлен в тексте НПА:

  • для всего НПА;
  • структурного элемента НПА (пункта, подпункта, части, абзаца и др.). 

В случае установления временного срока действия НПА в его тексте должен быть указан один из двух параметров:

  1. ограничительный срок действия НПА (его структурного элемента);
  2. событие, при наступлении которого НПА (его структурный элемент) утрачивает силу. 

По истечении указанного срока или при наступлении указанного события НПА (его структурный элемент) автоматически утрачивает силу.

Дата вступления в силу и дата утраты силы показывают периоды нахождения акта в системе НПА (системе законодательства) и, соответственно, обязательности для применения. 

Таким образом, подлежащий применению НПА — это акт, действовавший в отношении любых правоотношений, в т.ч. спорных, с даты его вступления в силу до даты утраты силы НПА (его структурного элемента, регулирующего соответствующие правоотношения). 

Например, НПА утратил силу с 1 января. Если спорные правоотношения возникли:

  • в феврале, тогда такой акт не входит в группу НПА, подлежащих применению;
  • в декабре предыдущего года, то на эти спорные правоотношения распространял свое действие утративший силу с 1 января НПА.
831 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам при принятии их на работу в санаторно-курортную организацию и в процессе трудово...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1417
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок