Для обеспечения непрерывности и качества оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения должен быть организован контроль за состоянием эксплуатируемой медицинской техники, ее рациональным использованием и работой в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
В этих целях крайне важным является своевременное проведение технического обслуживания и ремонта данной техники.
Руководитель организации здравоохранения — владельца (пользователя) медицинской техники обязан обеспечить:
- работоспособность медицинской техники;
- безопасную эксплуатацию медицинской техники;
- необходимые условия для проведения технического обслуживания и ремонта медицинской техники, в т.ч.:
- организовать проведение процедур государственной закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники;
- организовать сервисной службе доступ к медицинской технике для ее обслуживания и при необходимости приостанавливать ее эксплуатацию на время производства работ (услуг);
- выделить соответствующие помещения для хранения неэксплуатируемой медицинской техники и запасных частей;
- организовать проведение обучения своих работников эксплуатации медицинской техники и технике безопасности при ее работе.
Техническое обслуживание медицинской техники
Для обеспечения безопасной эксплуатации медицинской техники, предупреждения сбоев в ее работе, поддержания параметров медицинской техники в пределах, определенных технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, вся эксплуатируемая владельцем (пользователем) медицинская техника должна находиться на техническом обслуживании.
Техническое обслуживание медицинской техники осуществляется в соответствии с законодательством, в т.ч. Инструкцией № 78*, и представляет собой комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности медицинской техники при использовании, хранении и транспортировании в целях обеспечения ее безопасной и эффективной эксплуатации.
* Инструкция о порядке организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 № 78 (по тексту — Инструкция № 78)
Не допускается:
1) эксплуатация медицинской техники:
- не обеспеченной техническим обслуживанием;
- снятой с технического обслуживания;
2) обслуживание медицинской техники персоналом:
- не имеющим специальной подготовки;
- не прошедшим соответствующего обучения.
Своевременное техническое обслуживание медицинской техники в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации является залогом ее бесперебойной работы и обязательным условием безопасной эксплуатации, а также эффективного использования по назначению.
Особенности приобретения услуг
Закупка услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках, в т.ч.:
1Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (по тексту — Закон о государственных закупках)
2Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»(по тексту — Указ № 494)
3Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (по тексту — постановление № 395)
Согласно приложению 2 к постановлению № 395 закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий, в т.ч. рентгеновского, электродиагностического и электротерапевтического медицинского оборудования (код 33 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»), осуществляются с применением электронных аукционов.
При проведении электронного аукциона срок для подготовки и подачи предложений участниками должен составлять:
- не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке;
- не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин (ст. 23 Закона о государственных закупках).
При этом большинство электронных аукционов признаются несостоявшимися ввиду подачи менее двух предложений, вследствие чего требуется проведение повторного электронного аукциона либо процедуры закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик.
Повторный аукцион тоже, как правило, является нерезультативным, что дает основания без дополнительных согласований перейти к процедуре закупки из одного источника.
Таким образом, процедуры государственных закупок услуг по ремонту медицинской техники и запасных частей, проводимые в формате электронного аукциона:
- требуют больших временных затрат;
- приводят к длительному простою оборудования.
В то же время в случае выхода из строя медицинской техники, особенно высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, необходимо восстановить его работоспособность в короткие сроки.
В соответствии с подп. 1.6 Указа № 494 государственные закупки услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники могут осуществляться заказчиками (организаторами) с применением процедуры закупки из одного источника. Однако данная норма распространяется только на ограниченный перечень медицинской техники, указанный в приложении к Указу № 494 (далее — ограниченный перечень).
Виды медицинской техники, включенные в ограниченный перечень, представлены в таблице.
Таблица
Медицинская техника, для ремонта которой услуги по ремонту, запасные части и расходные материалы могут закупаться с применением процедуры закупки из одного источника
В ограниченный перечень включена основная номенклатура высокотехнологичных медицинских изделий, техническое обслуживание и ремонт которых осуществляются, как правило, официальным представителем производителя, который является также поставщиком запасных частей для ремонта.
Проведение электронного аукциона в таких случаях нецелесообразно по причине отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, при этом стоимость простоя оборудования значительно превышает возможную экономию от проведения конкурентных процедур закупок.
7 октября 2022 г. принято постановление № 673*, которым установлено, что организации здравоохранения вправе осуществлять государственные закупки работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и систем медицинского газоснабжения с применением процедуры закупки из одного источника у:
1) республиканского унитарного предприятия «Медтехноцентр», являющегося:
- ведущим методологическим центром в области ремонта медицинской техники и систем медицинского газоснабжения и непосредственным разработчиком комплекса документов по данной тематике;
- одним из ведущих предприятий по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту медицинской техники, монтажу и разводке медицинских газов;
2) дочерних предприятий производственно-торгового республиканского унитарного предприятия «Белмедтехника».
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2022 № 673 «Об осуществлении государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника» (по тексту — постановление № 673)
Справочно: перечень обслуживаемого РУП «Медтехноцентр» и дочерними предприятиями ПТРУП «Белмедтехника» медицинского оборудования размещен на сайте РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» в разделе «Базы данных онлайн» / Перечень организаций, получивших заключения о возможности проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.
Таким образом, постановлением № 673 значительно расширен перечень медицинского оборудования, закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту которого могут осуществляться с применением процедуры закупки из одного источника.