С 08.01.2020 вступили в силу некоторые изменения и дополнения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З «Об изменении кодексов». В частности, кодекс дополнен ст. 23.89, которая устанавливает административную ответственность за непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица.
Одной из предпосылок включения указанной статьи в КоАП стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), согласно которому:
- одним из принципов взаимодействия государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями является принцип персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан (абз. 7 п. 1 Декрета № 7);
- устанавливалась административная ответственность (были определены признаки административного правонарушения, вид и размер административного взыскания) за непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица, а также определялись субъекты, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела о данном административном правонарушении (п. 6 Декрета № 7);
- действие п. 6 Декрета № 7 прекращалось со вступлением в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ч. 2 п. 12 Декрета № 7).
Определенные в ч. 1 п. 6 Декрета № 7 признаки административного правонарушения (с некоторыми дополнениями), а также вид и размер административного взыскания получили закрепление в ст. 23.89 КоАП. Кроме того, указанная статья включает в себя примечание, назначение которого — устранить неопределенность, возникшую при применении п. 6 Декрета № 7.
Далее рассмотрим кто, за какие нарушения, в каком размере и кем может быть привлечен к административной ответственности по ст. 23.89 КоАП.
Основание административной ответственности по ст. 23.89 КоАП
Основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 23.89 КоАП является совершение им деяния (действия или бездействия), содержащего субъективные и объективные признаки состава административного правонарушения, закрепленные в ст. 23.89 КоАП. К субъективным признакам относятся субъект и субъективная сторона, к объективным — объект и объективная сторона.
Для удобства рассмотрения приведем дословную формулировку содержания основной части ст. 23.89 КоАП.
Итак, указанной статьей установлена административная ответственность за «непринятие руководителем юридического лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления».
Далее рассмотрим, наличие каких субъективных и объективных признаков, закрепленных в приведенном извлечении, позволит уполномоченным должностным лицам привлечь физическое лицо к административной ответственности.
Субъект
По ст. 23.89 КоАП к административной ответственности могут быть привлечены:
- руководитель юридического лица;
- лицо, занимающее руководящую должность.
В отличие от Декрета № 7 субъектный состав рассматриваемого правонарушения расширен за счет включения в него лиц, занимающих руководящую должность. В п. 6 Декрета № 7 устанавливалась административная ответственность только руководителя юридического лица. На недопустимость такого расширения субъектного состава и отклонения от нормы ч. 1 п. 6 Декрета № 7 в свое время указывали бизнес-союзы и независимые комментаторы.
С другой стороны, в отличие от Декрета № 7 в ст. 23.89 КоАП имеется примечание, в п. 1 которого определено, кто для целей применения указанной статьи относится к руководителю юридического лица и иному лицу, занимающему руководящую должность.
Под руководителем юридического лица, иным лицом, занимающим руководящую должность, в ст. 23.89 КоАП понимается физическое лицо, которое:
- занимает должность руководителя или заместителя руководителя юридического лица, а равно иную должность, предусматривающую осуществление организационно-распорядительных (руководящих, организующих, направляющих, координирующих и контролирующих) функций в отношении юридического лица, его структурных (обособленных) подразделений, работников и направлений деятельности;
- занимает должность руководителя управляющей организации, является иным уполномоченным лицом этой организации, а равно индивидуальным предпринимателем — управляющим в случае, если полномочия по управлению юридическим лицом в соответствии с договором переданы управляющей организации или индивидуальному предпринимателю — управляющему;
- является председателем ликвидационной комиссии, ликвидатором, управляющим по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Если рассматривать первую группу руководящих должностей как наиболее актуальную для организаций здравоохранения, санаториев, то очевидно, насколько расширен состав субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 23.89 КоАП. Исходя из описания «иной должности» можно предположить, что кроме руководителя юридического лица, к ответственности по данной статье могут быть привлечены иные лица, которые в соответствии с правоустанавливающими документами (учредительные документы, доверенность, локальные правовые акты и т. д.) уполномочены на осуществление управленческих функций.
Субъективная сторона
Основным элементом субъективной стороны состава рассматриваемого правонарушения является вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Поскольку в качестве квалифицирующего признака в ст. 23.89 КоАП не указана форма вины, то к административной ответственности за совершение данного правонарушения может быть привлечен руководитель организации или иное лицо, занимающее руководящую должность, совершивший его умышленно или по неосторожности.
Забегая вперед, отметим, что административная ответственность по ст. 23.89 КоАП наступает только при возникновении вредных последствий, указанных в этой статье. Исходя из этого, состав ст. 23.89 КоАП является материальным, что влияет на определение умысла и неосторожности как форм вины, учитываемых при совершении данного правонарушения.
Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Прямой умысел предполагает, что правонарушитель сознавал противоправность своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их наступления.
Косвенный умысел предполагает, что правонарушитель сознавал противоправность своего деяния, предвидел его вредные последствия, не желал, но сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично (ст. 3.2 КоАП).
Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие предполагает, что правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Небрежность предполагает, что правонарушитель не предвидел возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть (ст. 3.3 КоАП).
Объект
Объектом правонарушения являются интересы (блага), которым причиняется или может быть причинен вред в результате посягательства и которые охраняются законом от этих посягательств.
Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 23.89 КоАП, являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок управления, непосредственным объектом — установленный законодательством порядок организации деятельности юридического лица.
В качестве дополнительного объекта в ст. 23.89 КоАП можно выделить государственные или общественные интересы, окружающую среду, жизнь, здоровье, права и законные интересы граждан.
Объективная сторона
Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния, характеризуемое рядом признаков: формой совершения (действием, бездействием), временем, местом, орудием совершения правонарушения, вредными последствиями и причинно-следственной связью между деянием и наступившими общественно вредными последствиями.
Для квалификации деяния как правонарушения, предусмотренного ст. 23.89 КоАП, признаки времени, места, орудия совершения правонарушения юридического значения не имеют, т. к. они не поименованы в указанной статье. Значение в нашем случае имеет само деяние и форма его совершения, а также вредоносный результат.
Противоправное деяние. Согласно ст. 23.89 КоАП рассматриваемое правонарушение с объективной стороны выражается в непринятии необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Непринятие необходимых мер означает, что было допущено бездействие, что принятых мер недостаточно либо они не соответствуют требованиям законодательства. Определение того, относятся ли принятые / непринятые меры к числу необходимых в конкретной ситуации, полагаем, может вызывать споры на практике. Связано это с тем, что давать оценку таким мерам по факту совершения правонарушения может оказаться проще, чем оценить этот фактор руководителю, действующему в конкретных условиях.
Надлежащая организация деятельности юридического лица определяется в п. 2 примечания к ст. 23.89 КоАП как выполнение руководителем юридического лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, возложенных на них законодательством обязанностей и (или) их должностных обязанностей.
Должностные обязанности руководителя юридического лица определяются в заключенном с ним контракте, уставе юридического лица, могут быть также закреплены в должностной инструкции. Более широкий спектр обязанностей руководителя определен различными нормативными правовыми актами, которые могут прямо указывать на те или иные обязанности руководителя либо путем установления обязанностей организации, нанимателя (работодателя) и т. п. Например, в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» закреплены обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.
Из данного критерия можно сделать также вывод о том, что руководитель юридического лица и иной работник, занимающий руководящую должность, должны быть ознакомлены с требованиями действующего законодательства, регулирующего деятельность юридического лица, и обеспечивать их точную реализацию в деятельности организации (каждый в своей сфере ответственности).
Незнание действующего законодательства не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение.
Установленные законодательством требования — это нормы права, которые закреплены в нормативных правовых актах, в т. ч. обязательных для применения технических нормативных правовых актах (законах (в т. ч. кодексах), указах, декретах, постановлениях правительства, министерств и других государственных органов), устанавливающие обязательные правила для различных аспектов деятельности юридического лица.
Вредные последствия. Обязательным условием привлечения руководителя или иного работника, занимающего руководящую должность, к ответственности по ст. 23.89 КоАП является наличие вредных последствий, возникших в результате непринятия необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями.
В ст. 23.89 КоАП к числу таких последствий, каждое из которых имеет самостоятельное значение, отнесены:
- причинение вреда государственным интересам;
- причинение вреда общественным интересам (в ч. 1 п. 6 Декрета № 7 данный объект правовой охраны не упоминался);
- причинение вреда окружающей среде;
- причинение вреда жизни граждан;
- причинение вреда здоровью граждан;
- причинение вреда правам и законным интересам граждан.
Как можно видеть, не все варианты последствий достаточно определенные с точки зрения понимания их содержания. Например, в законодательстве отсутствуют положения о том, что следует понимать под государственными или общественными интересами. К обеим категориям можно отнести большое количество регулируемых законодательством отношений.
В любом случае рассматриваемое правонарушение считается оконченным только после наступления указанных вредных последствий.
Дополнительное условие. Еще одним условием, соблюдение которого необходимо для привлечения руководящего работника к ответственности по ст. 23.89 КоАП, является отсутствие в его деянии состава иного административного правонарушения или состава преступления. Соблюдение данного условия может вызывать сложности в применении должностными лицами органов, уполномоченных вести административный процесс, поскольку применение ст. 23.89 КоАП становится возможным по остаточному принципу — если деяние не подпадает под признаки других статей КоАП или УК. В связи с этим на первый план выходит вопрос о правильной квалификации совершенного проступка.
В целях формирования единообразной правоприменительной практики по применению ст. 23.89 КоАП представляется целесообразным унифицировать критерии оценки деятельности юридических лиц для целей признания такой деятельности в качестве надлежащей и (или) ненадлежащей.
Размер административной ответственности
За совершение рассматриваемого административного правонарушения ст. 23.89 КоАП установлена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин (от 270 до 5 400 руб.).
Справочно: с 01.01.2020 базовая величина установлена в размере 27 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861).
Штраф может быть наложен только на физическое лицо, ответственность юридического лица по ст. 23.89 КоАП не предусмотрена.
При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность правонарушителя, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).
Привлечение к ответственности
На основании ч. 2 п. 6 Декрета № 7 внесены соответствующие изменения в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Речь идет о том, что составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.89 КоАП, уполномочен широкий круг должностных лиц различных государственных органов, а именно все должностные лица, перечисленные в ст. 3.30 ПИКоАП (в пределах их компетенции).
Рассматривает дела по ст. 23.89 КоАП районный (городской) суд (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП).
Таким образом, физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 23.89 КоАП при наличии в совокупности следующих условий:
- оно занимает должность руководителя юридического лица или иную руководящую должность согласно п. 1 примечания к ст. 23.89 КоАП;
- оно не приняло необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями (в определении надлежащей организации деятельности юридического лица согласно п. 2 примечания к ст. 23.89 КоАП);
- непринятие необходимых мер повлекло причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан (обязательно наличие причинно-следственной связи между непринятием мер и последствиями);
- за непринятие конкретных необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица не установлена ответственность другими статьями КоАП или статями УК;
- в совершении деяния имеется вина лица в форме умысла или неосторожности.
Обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (ч. 2 ст. 6.1 ПИКоАП).
Также следует учитывать, что не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом (ст. 5.4 КоАП).