Сегодня развитие системы здравоохранения является одним из приоритетов государства, и каждый руководитель здравоохранения это понимает. Однако иногда для достижения определенных показателей организации здравоохранения может понадобиться дополнительное финансирование.
В настоящее время в финансировании бюджетных организаций преобладает бюджетная часть, поскольку государственный бюджет остается основным источником финансовых ресурсов. Но организации здравоохранения активно развивают и внебюджетную деятельность с акцентом на тех ее направлениях, в которых возмещение затрат происходит быстрее и возможно получение прибыли.
Это важно
Законодательство позволяет бюджетным организациям здравоохранения помимо бюджетных ассигнований получать средства из иных не запрещенных источников.
Привлечение ресурсов (денежных средств, имущества, работ, услуг и т. д.) может осуществляться в различных формах. Законодательство различает такие формы безвозмездного привлечения, как:
- безвозмездная (спонсорская) помощь;
- иностранная безвозмездная помощь;
- иные виды безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц.
Как разграничить формы безвозмездных поступлений
В практической деятельности зачастую возникают вопросы, связанные с правильным разграничением форм безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц, а также их документальным оформлением.
Основные различия и особенности форм безвозмездных поступлений представлены в табл., которую вы можете скачать по ссылке ниже.
Различия и особенности форм безвозмездных поступлений
От редакции
Подробнее каждая форма безвозмездных поступлений будет рассмотрена в последующих номерах журнала.
Локальное регулирование
В целях усиления внутрихозяйственного контроля за рациональным и эффективным использованием денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также для минимизации коррупционных рисков при осуществлении деятельности по привлечению, расходованию и учету использования безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц в организациях здравоохранения необходимо создавать условия, при которых будет исключена или по крайней мере сильно затруднена сама возможность совершения правонарушений в данной сфере.
Справочно: в этом особую роль играет локальное регулирование привлечения, расходования и учета использования безвозмездных поступлений, включая распределение обязанностей между лицами, принимающими участие в данных процессах.
Целесообразно в организации здравоохранения:
- рассмотреть вопрос создания комиссии, уполномоченной рассматривать вопросы привлечения, расходования и учета использования безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц;
- утвердить соответствующее положение;
- разработать внутренние документы, в соответствии с которыми будут рассматриваться указанные вопросы.
Также вы можете ознакомиться с примерной формой приказа о создании комиссии.
Заключение
Залогом эффективной и результативной работы по привлечению, расходованию и учету использования безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц в организации здравоохранения является строгое и неукоснительное соблюдение законодательства на каждом из указанных этапов, а также создание системы локального регулирования.