Как мы уже говорили ранее, повседневная стоматологическая практика, принятые органами здравоохранения приказы и рекомендации по гарантиям в стоматологии свидетельствуют о слабой законодательной разработке этого важнейшего вопроса.
Стоматологическая помощь имеет определенную специфику с точки зрения ее правового регулирования в тех случаях, когда ее оказание предполагает наличие овеществленного результата (например, изготовление зубных протезов, постановка пломб и т. д.).
В таких случаях, с одной стороны, речь идет об оказании медицинской услуги, с другой стороны, имеет место овеществленный результат, являющийся неотъемлемым признаком работы. Оказание стоматологической помощи в таких случаях носит комплексный характер, поскольку сочетает в себе элементы двух гражданско-правовых договоров — договора оказания услуг и договора подряда.
Мнение автора
Стоматологическая услуга — это не подряд на излечение, хотя в ней есть место и подрядным правоотношениям (например, изготовление протеза). Конечным ее результатом является получение невещественного продукта, тогда как конечная цель подряда — изготовление физического товара.
По договору оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия, некоторые из которых могут оставлять материальный результат, другие же его не иметь. Например, медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи могут иметь такой результат, а терапевтическое лечение — нет. Однако всем услугам присущ один общий признак — результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое.
Это важно
При оказании стоматологической услуги «продается» не сам результат, а действия, к нему приводящие.