Безвозмездная (спонсорская) помощь по новым правилам

Поможет: разобраться в нововведениях, касающихся требований законодательства об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

Риттер Ангелина

юрисконсульт 2-й категории юридического отдела ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова»

639 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2024 № 112 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 112) изложил в новой редакции Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300).

Указ № 112 вступает в силу с 30 сентября 2024 г., за исключением положений, определяющих цели, на которые запрещается предоставление безвозмездной спонсорской помощи (далее — БСП), вступивших в силу с 30 марта 2024 г. (п. 5 Указа № 112).

Совету Министров поручено в шестимесячный срок обес­печить приведение НПА в соответствие с Указом № 112 и принять иные меры по его реализации (п. 4 Указа № 112).

С 30 сентября 2024 г. Совету Министров или уполномоченным им органам предоставляется право разъяснять вопросы применения Указа № 112.

Рассмотрим основные изменения в законодательстве о БСП применительно к сфере здравоохранения.

Расширен и уточнен перечень целей предоставления БСП

Перечень целей установлен в приложении 1 к Указу № 300 в новой редакции.

Цели по Указу № 300 в новой редакции:

1) создание и (или) укрепление материально-­тех­ни­ческой базы, возмещение расходов, связанных с содержанием и арендой производственных зданий, сооружений, помещений, благоустройство населенных пунктов, иных территорий;

Справочно: создание и (или) укрепление материально-­технической базы — это поступление получателю денег, иного имущества, работ, услуг, которые улучшают его материальное обеспечение (п. 7 приложения 3 к Указу № 300 в новой редакции).

2) приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, медизделий, дезсредств, СИЗ, оказание медицинской помощи физическим лицам, содействие деятельности в области охраны здоровья населения, в т. ч. пропаганде здорового образа жизни;

Это важно
Указом № 112 уточнено, что организациям здравоохранения можно оказать помощь на приобретение дезсредств и СИЗ.

3) проведение научно-­исследователь­ских, опытно-­конструкторских и опыт­но-­технологических работ, прошедших государственную научную, государственную научно-­техническую экспертизу и зарегистрированных в соответствующем госреестре.

Установлены новые цели:

1) обеспечение участия представляющих республику лиц, в т. ч. в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами (п. 8 приложения 1);

2) поддержка деятельности общественных организаций (политических партий), связанная с реализацией уставных целей, с соблюдением ограничений, установленных законодательством о политических партиях (п. 17 приложения 1);

3) аккумулирование некоммерческими организациями, кроме госорганов и иных бюджетных организаций, в соответствии с целями (задачами), определенными в их уставах, БСП для предоставления поддержки иным субъектам на цели, предусмотренные Указом № 300 (п. 18 приложения 1).

Справочно: иные цели оказания БСП не корректировались или корректировки носят технический характер.

Уточнены цели, на которые предоставление БСП запрещается

Цели, на которые предоставление БСП запрещается, установлены п. 2 Указа № 112. Данные изменения вступили в силу с момента официального опубликования Указа № 112.

Сегодня перечень запрещенных целей выглядит следующим образом:

  • осуществление террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а равно причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда, а также связанных с названными деятельностью и деяниями;
  • подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутата Палаты представителей Национального собрания, члена Совета Республики Национального собрания, депутата местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление и (или) распространение агитационных материалов о данных мероприятиях;
  • организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-­массовой работы среди населения, не соответствующих целям предоставления БСП.

Это важно
Президентом, законодательными актами может быть предусмотрена возможность получения имущества в рамках БСП (за исключением денег, работ, услуг) на две последние цели.

Что может передаваться в качестве БСП

В качестве БСП могут передаваться денежные средства, работы и услуги, иное имущество, включая имущественные права (в т. ч. исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены).

При этом непосредственно БСП, предоставленная в виде электронных денег, цифровых знаков (токенов), может быть использована только после погашения электронных денег с зачислением денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет, открытый получателю, а также при соблюдении требований законодательства, регулирующего порядок совершения операций с электронными деньгами (ч. 2 п. 1 Указа № 300 в новой редакции).

Справочно: Правила осуществления операций с электронными деньгами утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.09.2022 № 350.

При предоставлении денежных средств в качестве БСП нужно учитывать, что с 30 сентября 2024 г. спонсоры не вправе предоставлять ее в иностранной валюте, кроме следующих случаев, установленных п. 4 Указа № 300 в новой редакции:

1) приобретение организациями здравоохранения за пределами Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий;

2) оказание медицинской помощи физическим лицам за пределами Республики Беларусь;

3) обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в т. ч. в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами.

Случаи, на которые Указ № 300 не распространяется

Дополнен перечень случаев, на которые действие Указа № 300 в новой редакции не распространяется (подп. 6.2, 6.7 и 6.8 п. 6 Указа № 300 в новой редакции):

  • на передачу денежных средств, иного имущества в пределах одного собственника, не являющегося Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей, по решению этого собственника;
  • внесение вкладов в имущество хозяйственного общества, не приводящих к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам;
  • направление денежных средств, полученных по результатам проведения аукционов на право заключения договора на регистрацию доменного имени, учреждениям, обеспечивающим условия для проживания и содержания детей-­сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.

Справочно: при этом иные случаи, в которых не допускается предоставление БСП, остаются без изменений.

Изменения в субъектном составе спонсоров

Введены ограничения для государственных организаций, хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-­территориальным единицам, хозяйственных обществ — дочерних компаний холдингов с участием государства, акции (доли в уставном фонде) которых ранее принадлежали Республике Беларусь и (или) ее административно-­территориальным единицам.

Эти организации не могут выступать в качестве спонсора, если они:

1) имеют на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь, просроченную задолженность по платежам в респуб­ликанский и (или) местные бюджеты, в т. ч. в бюджет государственных целевых бюджетных фондов, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения;

2) не выполняют показатели, определенные в качестве условий оказания индивидуальной государственной поддержки, по результатам календарного года, предшествующего году предоставления БСП;

3) имеют просроченную задолженность по выплате заработной платы работникам, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором предоставляется БСП;

4) имеют чистый убыток за отчетный период, предшествующий предоставлению БСП (п. 11 приложения 2 к Указу № 300 в новой редакции).

Кроме того, сохранено ограничение размера предоставления БСП бюджетными организациями (организациями с долей государства) — до 1 % от выручки, полученной ими от реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления БСП (есть исключения).

Это важно
Законодатель закрепил, что бюджетными организациями БСП в виде денежных средств предоставляется только из средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств).

Для получения согласования вышестоящего органа или иного должностного лица, определенного в п. 1 приложения 2 к Указу № 300 в новой редакции, спонсор (госорган или организация) направляет должностному лицу в соответствующий орган (организацию) подписанный сторонами договор, а также решение органа управления спонсора, к чьей компетенции относится принятие решения.

Изменения, касающиеся получателей БСП

Теперь ими могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства — лица, получившие в установленном законодательством порядке разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства (п. 1 Указа № 300; п. 3 приложения 3 к Указу № 300 в новой редакции).

Документальное оформление БСП

Требования к договору предоставления БСП, а также его примерная форма должны быть установлены Советом Министров до 30 сентября 2024 г.

В действующей редакции Указа № 300 требования к договору определены в п. 5, а примерная форма договорапостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Это важно
Из Указа № 300 в новой редакции исключена обязанность получателя денежных средств представлять отчет об использовании БСП.

Ответственность за нарушение порядка предоставления БСП

Новшеством является установление ответственности за нарушение порядка предоставления БСП. В таком случае помощь подлежит возврату спонсору в полном объеме.

Ответственность за нарушение порядка использования БСП может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

При этом лицо, нарушившее порядок предоставления БСП, может быть привлечено как к дисциплинарной по решению нанимателя, так и к административной ответственности.

Административная ответственность за нарушение порядка предоставления и использования БСП установлена ст. 24.53 КоАП. Так, предоставление и использование БСП, предоставление которой запрещено законодательными актами, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 БВ.

Справочно: право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.53 КоАП, предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля (п. 3 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП). Рассматривают данные категории дел органы Комитета государственного контроля (ст. 3.7 ПИКоАП).

Кроме того, за нарушение законодательства в указанной сфере виновные лица несут материальную, дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

639 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Дипломы о переподготовке получили более 60 специалистов

Специалисты из разных уголков Беларуси успешно прошли переподготовку и получили дипломы по специальности «Организация здравоохранения».
Руководитель. Здравоохранение № 10 (142) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 60

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2787
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок