Безвозмездная (спонсорская) помощь по новым правилам
Поможет: разобраться в нововведениях, касающихся требований законодательства об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Поможет: разобраться в нововведениях, касающихся требований законодательства об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2024 № 112 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 112) изложил в новой редакции Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300).
Указ № 112 вступает в силу с 30 сентября 2024 г., за исключением положений, определяющих цели, на которые запрещается предоставление безвозмездной спонсорской помощи (далее — БСП), вступивших в силу с 30 марта 2024 г. (п. 5 Указа № 112).
Совету Министров поручено в шестимесячный срок обеспечить приведение НПА в соответствие с Указом № 112 и принять иные меры по его реализации (п. 4 Указа № 112).
С 30 сентября 2024 г. Совету Министров или уполномоченным им органам предоставляется право разъяснять вопросы применения Указа № 112.
Рассмотрим основные изменения в законодательстве о БСП применительно к сфере здравоохранения.
Перечень целей установлен в приложении 1 к Указу № 300 в новой редакции.
Цели по Указу № 300 в новой редакции:
1) создание и (или) укрепление материально-технической базы, возмещение расходов, связанных с содержанием и арендой производственных зданий, сооружений, помещений, благоустройство населенных пунктов, иных территорий;
Справочно: создание и (или) укрепление материально-технической базы — это поступление получателю денег, иного имущества, работ, услуг, которые улучшают его материальное обеспечение (п. 7 приложения 3 к Указу № 300 в новой редакции).
2) приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, медизделий, дезсредств, СИЗ, оказание медицинской помощи физическим лицам, содействие деятельности в области охраны здоровья населения, в т. ч. пропаганде здорового образа жизни;
Это важно
Указом № 112 уточнено, что организациям здравоохранения можно оказать помощь на приобретение дезсредств и СИЗ.
3) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, прошедших государственную научную, государственную научно-техническую экспертизу и зарегистрированных в соответствующем госреестре.
Установлены новые цели:
1) обеспечение участия представляющих республику лиц, в т. ч. в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами (п. 8 приложения 1);
2) поддержка деятельности общественных организаций (политических партий), связанная с реализацией уставных целей, с соблюдением ограничений, установленных законодательством о политических партиях (п. 17 приложения 1);
3) аккумулирование некоммерческими организациями, кроме госорганов и иных бюджетных организаций, в соответствии с целями (задачами), определенными в их уставах, БСП для предоставления поддержки иным субъектам на цели, предусмотренные Указом № 300 (п. 18 приложения 1).
Справочно: иные цели оказания БСП не корректировались или корректировки носят технический характер.
Цели, на которые предоставление БСП запрещается, установлены п. 2 Указа № 112. Данные изменения вступили в силу с момента официального опубликования Указа № 112.
Сегодня перечень запрещенных целей выглядит следующим образом:
Это важно
Президентом, законодательными актами может быть предусмотрена возможность получения имущества в рамках БСП (за исключением денег, работ, услуг) на две последние цели.
В качестве БСП могут передаваться денежные средства, работы и услуги, иное имущество, включая имущественные права (в т. ч. исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены).
При этом непосредственно БСП, предоставленная в виде электронных денег, цифровых знаков (токенов), может быть использована только после погашения электронных денег с зачислением денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет, открытый получателю, а также при соблюдении требований законодательства, регулирующего порядок совершения операций с электронными деньгами (ч. 2 п. 1 Указа № 300 в новой редакции).
Справочно: Правила осуществления операций с электронными деньгами утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.09.2022 № 350.
При предоставлении денежных средств в качестве БСП нужно учитывать, что с 30 сентября 2024 г. спонсоры не вправе предоставлять ее в иностранной валюте, кроме следующих случаев, установленных п. 4 Указа № 300 в новой редакции:
1) приобретение организациями здравоохранения за пределами Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий;
2) оказание медицинской помощи физическим лицам за пределами Республики Беларусь;
3) обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в т. ч. в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами.
Дополнен перечень случаев, на которые действие Указа № 300 в новой редакции не распространяется (подп. 6.2, 6.7 и 6.8 п. 6 Указа № 300 в новой редакции):
Справочно: при этом иные случаи, в которых не допускается предоставление БСП, остаются без изменений.
Введены ограничения для государственных организаций, хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, хозяйственных обществ — дочерних компаний холдингов с участием государства, акции (доли в уставном фонде) которых ранее принадлежали Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам.
Эти организации не могут выступать в качестве спонсора, если они:
1) имеют на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь, просроченную задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в т. ч. в бюджет государственных целевых бюджетных фондов, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения;
2) не выполняют показатели, определенные в качестве условий оказания индивидуальной государственной поддержки, по результатам календарного года, предшествующего году предоставления БСП;
3) имеют просроченную задолженность по выплате заработной платы работникам, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором предоставляется БСП;
4) имеют чистый убыток за отчетный период, предшествующий предоставлению БСП (п. 11 приложения 2 к Указу № 300 в новой редакции).
Кроме того, сохранено ограничение размера предоставления БСП бюджетными организациями (организациями с долей государства) — до 1 % от выручки, полученной ими от реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления БСП (есть исключения).
Это важно
Законодатель закрепил, что бюджетными организациями БСП в виде денежных средств предоставляется только из средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств).
Для получения согласования вышестоящего органа или иного должностного лица, определенного в п. 1 приложения 2 к Указу № 300 в новой редакции, спонсор (госорган или организация) направляет должностному лицу в соответствующий орган (организацию) подписанный сторонами договор, а также решение органа управления спонсора, к чьей компетенции относится принятие решения.
Теперь ими могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства — лица, получившие в установленном законодательством порядке разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства (п. 1 Указа № 300; п. 3 приложения 3 к Указу № 300 в новой редакции).
Требования к договору предоставления БСП, а также его примерная форма должны быть установлены Советом Министров до 30 сентября 2024 г.
В действующей редакции Указа № 300 требования к договору определены в п. 5, а примерная форма договора — постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».
Это важно
Из Указа № 300 в новой редакции исключена обязанность получателя денежных средств представлять отчет об использовании БСП.
Новшеством является установление ответственности за нарушение порядка предоставления БСП. В таком случае помощь подлежит возврату спонсору в полном объеме.
Ответственность за нарушение порядка использования БСП может быть установлена по соглашению сторон в договоре.
При этом лицо, нарушившее порядок предоставления БСП, может быть привлечено как к дисциплинарной по решению нанимателя, так и к административной ответственности.
Административная ответственность за нарушение порядка предоставления и использования БСП установлена ст. 24.53 КоАП. Так, предоставление и использование БСП, предоставление которой запрещено законодательными актами, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 БВ.
Справочно: право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.53 КоАП, предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля (п. 3 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП). Рассматривают данные категории дел органы Комитета государственного контроля (ст. 3.7 ПИКоАП).
Кроме того, за нарушение законодательства в указанной сфере виновные лица несут материальную, дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.