Безвозмездная (спонсорская) помощь: принимаем по-новому
Поможет: разобраться с порядком получения безвозмездной (спонсорской) помощи.
Поможет: разобраться с порядком получения безвозмездной (спонсорской) помощи.
В связи с тем, что государственный бюджет остается основным источником финансирования организаций здравоохранения, это стимулирует их развивать внебюджетную деятельность, в т. ч. с привлечением безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — БСП), иных безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц.
Такая деятельность не противоречит законодательству, поскольку организации здравоохранения финансируются за счет средств бюджета соответствующего уровня и иных источников, не запрещенных законодательством.
Основными НПА, которые регулируют вопросы получения БСП, являются:
Рассмотрим ключевые аспекты, связанные с привлечением БСП, на которые необходимо обратить внимание организациям здравоохранения, с учетом вступивших в силу в 2024 г. (с 30 марта и 30 сентября) изменений в законодательстве.
Если одна сторона договора предоставляет что-либо другой стороне и не получает за это плату или иное встречное предоставление, то стороны заключают безвозмездный договор (п. 2 ст. 393 ГК). К безвозмездным относятся, например, договоры дарения, предоставления спонсорской помощи и др.
Указом № 300 закреплено, что БСП предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Это важно
Требовать предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается.
Случаи, когда безвозмездная передача не является БСП, предусмотрены п. 6 Указа № 300.
Отдельные случаи безвозмездной передачи, которые не являются спонсорской помощью, представлены в табл.
Таблица
Безвозмездная передача, не являющаяся спонсорской помощью
При этом следует отметить, что законодательство предусматривает и иные формы и виды безвозмездных привлечений от физических и (или) юридических лиц, например иностранную безвозмездную помощь, дарение (пожертвование) и др.
На основании Указа № 300 государственные организации, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, в т. ч. организации здравоохранения, вправе принимать в качестве БСП:
С 30 сентября 2024 г. спонсоры не вправе предоставлять БСП в иностранной валюте. Исключение составляют случаи, когда БСП предоставляется:
Цели, на которые БСП может предоставляться получателям, определены в приложении 1 к Указу № 300.
На иные цели, а также в порядке, не предусмотренном Указом № 300, БСП может предоставляться по решению Президента или с его согласия (подп. 2.2 п. 2 Указа № 300).
Выбор цели (целей) зависит от предмета (объекта) БСП и обусловлен спецификой и сферой деятельности конкретной организации. Цели, на которые БСП может быть предоставлена организациям здравоохранения, представлены на схеме.
Схема
Цели предоставления БСП в сфере здравоохранения
Безвозмездное предоставление, получение и (или) использование физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами денежных средств, иного имущества, работ, услуг запрещаются на следующие цели (в связи со следующим):
На основании Указа № 300 БСП могут оказывать только следующие субъекты:
Перед получением помощи необходимо убедиться в том, что спонсор обладает статусом юридического лица (т. е. имеет свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо признание таковым законодательным актом (п. 1 ст. 44 ГК)) и является резидентом, т. е. создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеет место нахождения в Республике Беларусь (абз. 3 подп. 1.49 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ст. 15 НК);
Физическое лицо, выступающее спонсором, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 22 ГК, п. 1 ст. 19 НК)) в регистрирующих органах Республики Беларусь и иметь намерение или обязанность (например, если предметом спонсорской помощи являются выполняемые индивидуальным предпринимателем работы, услуги) выступать в отношениях по предоставлению спонсорской помощи именно как индивидуальный предприниматель.
Пунктом 11 приложения 2 к Указу № 300 установлены условия, при которых организации с долей государства не вправе оказывать БСП.
К таким организациям отнесены:
Указанные организации не вправе оказывать помощь при наличии хотя бы одного из условий:
1) есть просроченная задолженность по платежам в бюджет, в т. ч. в бюджет государственных целевых бюджетных фондов, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Такая задолженность учитывается на 1‑е число месяца, предшествующего месяцу предоставления БСП;
2) не выполнены условия оказания индивидуальной господдержки по результатам календарного года, предшествующего году предоставления БСП;
3) есть просроченная задолженность по выплате заработной платы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Задолженность учитывается на 1‑е число месяца, предшествующего месяцу оказания помощи;
4) есть чистый убыток за отчетный период, предшествующий оказанию помощи.
Справочно: за отчетный период, предшествующий предоставлению БСП, принимается:
• при предоставлении помощи в январе — календарный год, предшествующий году предоставления такой помощи;
• при предоставлении помощи с февраля по декабрь — период с января текущего года по месяц (включительно), предшествующий месяцу, в котором предоставляется эта помощь.
От редакции
Мы продолжим освещать вопросы документального оформления и использования БСП в ближайшем номере журнала.
Читайте по теме:
Соколовская Т., Риттер А. Безвозмездная (спонсорская) помощь по новым правилам.