Что изменилось в мерах по поддержке экономики в 2021 году?

В статье рассмотрены основные изменения, внесенные в Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», в части льгот по уплате налогов, арендной платы за землю и арендуемое недвижимое имущество, прав нанимателя по организации труда работников и др.

Небеждин Николай

юрист

1202 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 8 января 2021 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512, который скорректировал и дополнил новыми положениями Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143). Части изменений придана обратная сила — они распространены на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г.   

Изменения затронули вопросы:

  • уплаты налогов и сборов, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
  • проведения инвентаризации активов;
  • арендной платы за пользование недвижимым имуществом;
  • изменения размера базовой арендной величины;
  • проведения проверок;
  • прав нанимателя в сфере трудовых отношений.

Уплата налогов, сборов, арендной платы за землю

Указ № 143 предоставил право:

  • местным органам власти (Советам депутатов всех уровней и по их поручению соответствующим исполкомам) изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме отсрочки с последующей рассрочкой (далее — отсрочка, рассрочка), налогового кредита;
  • местным органам власти в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на указанные кварталы;
  • местным исполкомам в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на указанные кварталы, за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (ч. 1 подп. 2.1, подп. 2.2 и 2.3 п. 2 Указа № 143).      

Изменениями, внесенными в указанные части Указа № 143:

  • предусмотрена возможность предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита в отношении платежей, подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита должна осуществляться ежемесячно равными долями со дня предоставления рассрочки (наступления срока погашения налогового кредита) по 30 июня 2021 г. Как и ранее, проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются;

Справочно: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит могут предоставляться юридическим лицам, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (далее — перечень), а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, и отсрочки, предусмотренные в подп. 6.1 и 6.2 п. 6 Указа № 143. В перечень включена деятельность организаций, оказывающих медицинскую помощь (код 861 ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»), и деятельность санаторно-курортных организаций с оказанием услуг медицинскими работниками (код 86103).

  • продлены периоды для принятия местными органами власти, местными исполкомами решений об уменьшении упомянутых платежей, приходящихся на эти периоды, — на период с II по IV квартал.

Рассмотренные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г., т.е. со дня, следующего за последним днем первоначально обозначенных периодов.

Проведение инвентаризации активов

В соответствии с п. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»:

  • активы и обязательства организации подлежат инвентаризации;
  • при проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета;
  • проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно перед составлением годовой отчетности, при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества, при возникновении чрезвычайных ситуаций, при реорганизации или ликвидации организации и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Указ № 143 дополнен п. 11, который предоставляет организации право принять решение о непроведении инвентаризации активов (за исключением финансовых активов) перед составлением бухгалтерской отчетности за 2020 г. При этом такое решение должно быть согласовано с собственниками имущества (учредителями, участниками) организации.

Таким образом, инвентаризацию финансовых активов и обязательств следовало провести в установленном порядке.

Справочно: инвентаризируемые активы и обязательства, порядок проведения их инвентаризации организациями, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, определены Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180).

Арендная плата за пользование недвижимым имуществом

Некоторые частные клиники для осуществления медицинской деятельности арендуют недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, некоторые — недвижимое имущество, не находящееся в государственной собственности.

Аренда государственной недвижимости 

Отсрочка, рассрочка. Первоначально Указ № 143 предоставлял арендаторам недвижимого имущества, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в перечне, отсрочку по оплате арендной платы за пользование этим имуществом по 30 сентября 2020 г. с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31 декабря 2020 г. (ч. 1 п. 6 и ч. 1 п. 7 Указа № 143).

Изменениями и дополнениями, внесенными в п. 6, 7, 12 Указа № 143:

  • перенесена на период с 1 января по 30 июня 2021 г. рассрочка исполнения обязательств по оплате арендной платы, отсрочка по которой предоставлена с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. При этом дополнительно определено, что за октябрь–декабрь 2020 г. арендаторы уплачивают начисленную арендную плату в установленные договором аренды сроки;
  • введены новые периоды отсрочки и рассрочки по уплате арендной платы: отсрочка — с 1 января по 30 июня 2021 г.; рассрочка — с 1 июля по 31 декабря 2021 г. Как и раньше, отсрочка предоставляется по заявлению арендатора на указанный им срок;  
  • уточнено, что отсрочка за указанные периоды предоставляется арендаторам, осуществляющим именно на арендуемых площадях виды экономической деятельности, указанные в перечне;
  • определено, что если день сдачи недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., то днем сдачи арендодателем в аренду такого имущества для целей исчисления налога на добавленную стоимость признается 31 декабря 2021 г.   

Справочно: такие же условия отсрочки и рассрочки предусмотрены для ссудополучателей недвижимого имущества, осуществляющих на площадях, переданных в безвозмездное пользование, виды экономической деятельности, указанные в перечне, по возмещению ссудодателям сумм начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации), земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость.  

Базовая арендная величина. По 31 марта 2022 г. продлен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом. Это означает, что размер арендной платы снова исчисляется исходя из размера базовой арендной величины 16 руб. 90 коп. (установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2019 № 197 с 1 апреля 2019 г.), а не 17 руб. 85 коп. (установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2020 № 162 с 1 апреля 2020 г.).

В связи с тем, что срок предыдущего моратория установлен «до 30 сентября 2020 г.», с 1 октября 2020 г. арендная плата должна была уплачиваться исходя из размера базовой арендной величины 17 руб. 85 коп.

В то же время, дополнением, внесенным в п. 10 Указа № 143, предусмотрено, что разница между размером арендной платы, исчисленной исходя из размера базовой арендной величины 17 руб. 85 коп., уплаченной за октябрь–декабрь 2020 г., и исчисленной исходя из размера базовой арендной величины 16 руб. 90 коп. является излишне уплаченной суммой, которая подлежит зачету в счет будущих платежей. Это связано с тем, что действие нормы о продлении срока моратория распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г.

Аренда негосударственной недвижимости 

В этой сфере изменения коснулись определения дня сдачи арендодателем в аренду недвижимого имущества для целей исчисления налога на добавленную стоимость при предоставлении арендатору отсрочки по оплате арендной платы. Первоначально определенный день — 31 декабря 2020 г. — не изменился. Однако, если день сдачи недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., то днем сдачи недвижимого имущества в аренду признается 31 декабря 2021 г. (п. 12 Указа № 143).

Предоставление арендаторам — субъектам хозяйствования отсрочки по оплате арендной платы, а также уменьшение ее размера остается правом арендодателя — юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 11 Указа № 143).

От редакции 
Подробнее о льготах, предусмотренных Указом № 143 при аренде недвижимого имущества частными медицинскими организациями, читайте в статье «Меры поддержки клиник-арендаторов недвижимого имущества в связи с COVID-2019» 

Проведение проверок

В п. 20 Указа № 143 в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства:

  • определены особенности назначения внеплановых проверок, в т. ч. по вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • предоставлено право проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием, с момента государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика) которых не прошло двух лет;
  • приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней, в случае выявления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения соответствующего законодательства, в частности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Срок действия п. 20 Указа № 143 был ограничен 1 января 2021 г. С внесением изменения в ч. 2 п. 27 Указа № 143 действие норм п. 20 возобновилось с некоторыми нововведениями, не затрагивающими деятельность органов и организаций государственного санитарного надзора, организаций здравоохранения и санаториев.

Права нанимателя в сфере трудовых отношений 

В первоначальной редакции Указом № 143 всем нанимателям было предоставлено право изменять существенные условия труда работника (за исключением уменьшения размера оплаты труда) и производить временный перевод (в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю) с учетом особенностей, определенных данным Указом.

Дополнения, внесенные в п. 14 Указа № 143 и вступившие в силу с 8 января 2021 г., предоставили нанимателям в связи с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации отсутствующие в законодательстве о труде права еще по пяти аспектам трудовых отношений:

Право объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя.

Право освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Право предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.

Право включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности.

Право устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год.

В связи с тем, что перечисленные права нанимателя являются специфическими для сферы правового регулирования трудовых отношений, особенно первые три, полагаем целесообразным Министерству труда и социальной защиты более подробно разъяснить порядок их применения на практике с целью исключения нарушений законодательства со стороны нанимателей, в т.ч. организаций здравоохранения, санаториев.

1202 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Ведение документации кабинета ультразвуковой диагностики

Поможет: разобраться в требованиях, предъявляемых к кабинету ультра­звуковой диагностики.
Руководитель. Здравоохранение № 5 (137) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 996
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок