Что изменилось в запросе сведений из единого банка данных о правонарушениях

В некоторых случаях при приеме работника нанимателю необходимо совершить ряд дополнительных действий, одним из которых является запрос сведений из ЕГБДП. Какие изменения произошли в порядке формирования такого запроса? Когда запрос правомерен, а когда нет? И когда направление запроса может расцениваться как нарушение? Об этом вы узнаете из статьи.

Самосейко Владимир

юрист, магистр юридических наук

1722 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2023 № 235 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909» внесены изменения в Положение о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909, далее — Положение № 909).

Изменения коснулись и порядка заполнения формы запроса сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (далее — ЕГБДП).

Это важно
Обратите особое внимание на дополнения, внесенные в п. 123 Положения № 909.

Заполнение формы запроса

Основные нововведения в части требований к заполнению формы запроса о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях, в отношении проверяемого физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, направляемый государственным органом (иной организацией) (приложение 18 к Положению № 909) следующие:

1) запрос заполняется вручную печатными буквами либо с помощью технических средств;

2) в пп. 1–3 (фамилия, имя собственное, отчество) и 5 (прежние фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имелись), даты рождения и др.) запроса сведения указываются в именительном падеже;

Справочно: при необходимости в пп. 1–3 и 5 запроса дополнительно буквами латинского алфавита указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь.

3) исправления не допускаются;

4) реквизиты запроса подлежат обязательному заполнению, за исключением:

  • п. 9 (основание запроса) — не заполняется при наличии согласия физического лица (его законного представителя), в т.ч. индивидуального предпринимателя, о котором запрашиваются сведения;
  • п. 11 (сведения, подтверждающие финансирование из республиканского и (или) местного бюджетов) — не заполняется, если сведения о правонарушениях предоставляются на платной основе;

5) установлен порядок заполнения п. 9 (основание запроса);

6) регламентирован вопрос подписания запроса.

Правовые основания для запроса 

Пункт 123 Положения № 909 выделяет два вида правовых оснований для запроса сведений из ЕГБДП:

  1. основное;
  2. дополнительные.

Основное правовое основание

В случае отсутствия согласия физического лица (его законного представителя), в т.ч. индивидуального предпринимателя, о котором запрашиваются сведения, в п. 9 запроса указывается соответствующее основание, предусмотренное:

  • ч. 2 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее — Закон о системе учета правонарушений);
  • иным законодательным актом, в соответствии с которым предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без согласия физического лица (его законного представителя), в т.ч. индивидуального предпринимателя.

Дополнительные правовые основания

Согласно новой редакции п. 123 Положения № 909 дополнительно в п. 9 запроса указывается ссылка на норму законодательного акта, в соответствии с которой:

  • права лиц, о которых запрашиваются сведения, могут быть ограничены в связи с совершением ими правонарушения, — если сведения о правонарушениях запрашиваются в случае, предусмотренном абз. 15 ч. 2 ст. 12 Закона о системе учета правонарушений;
  • получение сведений о правонарушениях является необходимым для выполнения обязанностей (полномочий), — если сведения о правонарушениях запрашиваются в случае, предусмотренном абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

В последнем случае запрос и предоставление сведений из ЕГБДП представляет собой один из вариантов обработки персональных данных, и в п. 9 запроса это указывается в качестве дополнительного правового основания для обработки персональных данных.

Это важно
В данном случае обращаем внимание на отличие согласия согласно форме запроса от согласия на обработку персональных данных.

Что говорят официальные разъяснения 

В своих ранних разъяснениях по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о системе учета правонарушений предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в т.ч. индивидуальных предпринимателей, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных данным Законом и иными законодательными актами.

В соответствии с Законом о персональных данных согласие субъекта персональных данных на обработку специальных персональных не требуется в случаях, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (в данном случае — обязанностей нанимателя).

Это важно
Не требуется согласие субъекта персональных данных на получение сведений из ЕГБДП в целях исполнения нанимателем обязанности по запросу сведений из ЕГБДП, предусмотренной абз. 4 ч. 2 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5).

Данные разъяснения, полагаем, следует учитывать в той части, в которой они не противоречат действующей редакции Положения № 909.

Национальным центром защиты персональных данных было отмечено, что сведения из ЕГБДП в отношении кандидатов на трудоустройство могут быть запрошены (истребованы у кандидата), только если запрос (предоставление) таких сведений предусмотрен законодательным актом либо законодательным актом установлены ограничения в связи с привлечением кандидатов на трудоустройство к административной и (или) уголовной ответственности. В иных случаях с учетом требований к обработке персональных данных, предусмотренных ст. 4 Закона о персональных данных, обработка таких сведений независимо от наличия (отсутствия) согласия субъекта персональных данных является избыточной и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 23.7 КоАП.

Избыточную обработку персональных данных также влечет получение нанимателем сведений обо всех случаях привлечения кандидата на трудоустройство к административной и (или) уголовной ответственности в ситуациях, когда законодательными актами при приеме на работу устанавливаются ограничения в связи с привлечением к ответственности за совершениеопределенных (конкретных) правонарушений (преступлений).

Когда важно сделать запрос 

В целом случаи, когда наниматель обязан запросить сведения из ЕГБДП, можно разделить на две группы.

1. В законодательном акте прямо указано, что наниматель должен запросить сведения из ЕГБДП.


Пример

Запрос сведений является обязательным при приеме на работу:
• на руководящую должность в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (ч. 2 п. 11 Декрета № 5);
 на должности служащих (профессии рабочих), включенные в соответствующие перечни (перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми, утвпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2022 № 583 «Об установлении перечня»).



2. В законодательном акте прямо не оговаривается именно обязанность запросить сведения из ЕГБДП, но указано ограничение на занятие определенной должности (осуществление определенной деятельности) при наличии судимости или факта привлечения к административной ответственности.


Пример 

При приеме на работу (назначении на должность) главного бухгалтера требуется отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (п. 37 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).


Кто вправе подписать запрос 

С учетом новой редакции Положения № 909 запрос подписывается:

руководителем (заместителем руководителя, иным уполномоченным должностным лицом, получившим согласие проверяемого лица на предоставление сведений о правонарушениях) государственного органа или иной организации;

  • руководителем (заместителем руководителя) органа, ведущего административный процесс;
  • судьей;
  • прокурором;
  • следователем;
  • лицом, производящим дознание.

Подписанный запрос скрепляется печатью. Печать может не проставляться организациями, которые в соответствии с законодательством вправе ее не использовать.

Также вы можете ознакомиться с формой запроса на предоставление сведений из ЕГБДП в отношении физических лиц.

1722 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Минтруда и соцзащиты разъяснило изменения Трудового кодекса

С 1 января 2024 г. некоторые внесенные изменения в Трудовой кодекс вступили в силу. Минтруда и соцзащиты разъяснило моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 177

Безопасность деятельности частной медорганизации (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность посетителей частной медорганизации...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1876
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок