Что изменится в регулировании охраны труда с 28 июня 2020 г.?

Что изменится с 28.06.2020 в обязанностях организации здраво­охранения как работодателя по обеспечению охраны труда, полномочиях работников службы охраны труда, несении расходов на предварительные медицинские осмотры и по другим вопросам охраны труда, урегулированным Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»?

Филипенко Дмитрий

менеджер проектов ООО «СтАрТмедконсалт»

2511 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 28.06.2020 вступают в силу изменения и дополнения (далее — изменения) в Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда), внесенные Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда"».

Изменения направлены на совершенствование положений Закона об охране труда с учетом практики применения, а также согласование его норм с нормами иных законодательных актов, в частности с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» и др.

Внесенные в Закон об охране труда изменения затрагивают, в частности, следующие аспекты правового регулирования:

  • обязанности работодателя по обеспечению охраны труда;
  • полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда), комиссии по охране труда;
  • осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • проведение медицинских осмотров, включая расходы по их проведению;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Обязанности работодателя

В ст. 1 Закона об охране труда под термином «работодатели» понимаются, в частности, юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам (наниматели — примеч. авт.), гражданско-­правовым договорам.

Основные обязанности работодателя по обеспечению охраны труда изложены в ч. 1 ст. 17 Закона об охране труда, которая дополнена обязанностью предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.

В то же время исключена обязанность работодателя обеспечивать контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты.

В ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда определены дополнительные обязанности нанимателя.

Справочно: наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового до­гово­­ра с работником (абз. 7 ч. 1 ст. 1 ТК).

Обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ. В то же время исключена обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-­технического состояния условий и охраны труда. Вместе с этим данный термин и его определение исключены из ст. 1 Закона об охране труда.

Статья 33 Закона об охране труда дополнена положением о том, что за обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-­правовым договором.

Аналогичные положения включены в ст. 34 и 35 Закона об охране труда в отношении эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и производственного оборудования соответственно.

Полномочия работников службы ОТ, комиссии по ОТ

Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) определены в ст. 21 Закона об охране труда, которая изложена в новой редакции.

В целях разграничения полномочий контролирующих (надзорных) органов и работников службы охраны труда в новой редакции указанной статьи данные работники наделены правом проводить обследование состояния условий труда, осуществлять анализ соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда в организации.

Согласно действующей редакции указанной статьи данные работники имеют право проводить проверки состояния условий труда и соблюдения требований по охране труда, а также знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

Кроме того, право приостанавливать (запрещать) эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения в новой редакции статьи заменено правом принимать меры по приостановлению эксплуатации указанных объектов, выполнения работ (оказания услуг).

В новой редакции ст. 21 Закона об охране труда право отмены (полностью или частично) предписания об устранении нарушений требований по охране труда, выданного работником службы охраны труда (специалистом по охране труда) предоставлено также уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда заместителю руководителя организации.

В связи с наделением работников службы охраны труда правом проводить обследование состояния условий труда, осуществлять анализ соблюдения требований по охране труда, в ч. 3 ст. 24 Закона об охране труда также уточнено, что комиссия по охране труда участвует не в проведении проверок состояния условий труда, а в проведении обследования состояния условий труда, осуществлении анализа соблюдения требований по охране труда на рабочих местах.

Общественный контроль

Статья 42 Закона об охране труда дополнена частью, согласно которой общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется профсоюзами в следующих формах:

  • проведение проверок в случаях, установленных законодательными актами;
  • осуществление мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-­экономических прав работников (мониторинг);
  • участие в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

В то же время из указанной статьи исключена ч. 5. Тем самым устанавливается, что право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда имеют только профсоюзы.

Проведение медицинских осмотров

Статья 27 Закона об охране труда о медицинских осмотрах и освидетельствовании некоторых категорий работающих изложена в новой редакции.

Важным нововведением указанной статьи является предоставление права нанимателю устанавливать перечень работ (профессий рабочих) организации, при выполнении которых требуются пред­сменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При этом указанный перечень наниматель устанавливает на основании соответствующего перечня, который определяется Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.

В действующей редакции ст. 27 Закона об охране труда содержит императивную норму, согласно которой расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель.

На практике часто возникали вопросы по поводу оплаты нанимателем предварительных медосмотров, поскольку лицо, поступающее на работу, еще не является работником. Для внесения ясности в эту ситуацию и во избежание дальнейших вопросов в новой редакции указанная статья дополнена частью о том, что расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Соответственно, если поступающее на работу лицо самостоятельно оплатило медосмотр, но не было принято на работу (независимо от причины отказа в приеме), то его затраты не компенсируются.

Расследование и учет несчастных случаев

Дополнение, внесенное в ст. 32 Закона об охране труда привнесло возможность досудебного разрешения разногласий по поводу несчастного случая на производстве.

Так, с 28.06.2020 потерпевший (его представитель) может обжаловать в Департаменте госинспекции труда Минтруда и соцзащиты следующие действия работодателя:

  • отказ в проведении расследования несчастного случая на производстве;
  • отказ в составлении акта о несчастном случае на производстве;
  • изложение в акте о несчастном случае обстоятельств, не соответствующих фактическим обстоятельствам.

В настоящее время данные разногласия подлежат рассмотрению непосредственно в суде.

Заключение

В целом изменения в Законе об охране труда, вступающие в силу с 28.06.2020, направлены на совершенствование правовых и организационных основ охраны труда, профилактику, своевременное выявление и пресечение правонарушений в области охраны труда, устранение их вредных последствий, обеспечение безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности и гарантирование тем самым их конституционных прав на труд и на охрану здоровья. 

Дополнительно по теме:
Вопросы обеспечения работников стоматологий средствами индивидуальной защиты
Точки контроля руководителя при организации охраны труда
Охрана труда при эксплуатации систем медицинского газоснабжения: правовое регулирование
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Определен порядок проведения оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда


2511 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Ведение документации при обращении с отходами: важные правила, требования и ответственность (видеоматериалы)

У вас наверняка не раз возникали вопросы: какие особенности нужно учесть при необходимости захоронения анатомических отходов и всегда ли это можно сделать? в каких сл...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 211
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок